Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников(Стили воздействия семьи на детей младшего школьного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воспитание в соответствии со школьными мероприятиями равным образом очень важно. Родители также должны понимать школьные правила. Потому что на самом деле правила, устанавливаемые в школе, предназначены исключительно для пользы учеников. Но все же родительский надзор также необходим, чтобы гарантировать, что школьные правила не отклоняются. По этой причине необходимо хорошее общение между родителями и школой. Таким образом, мы можем оценить, как дети развиваются в школе и дома. Коммуникация, которая может быть построена, может быть различной, например, посещение родительских собраний, проводимых школами, непосредственное получение отчетов о результатах обучения, вопросы о развитии детей в школах и т.д.

Мы все знаем, что мы не можем выполнять все вышеперечисленные роли по разным причинам. Но мы можем делать то, что можем, по максимуму. Роль родителей является основной, но мы, как семья: дедушки, бабушки, тети, дяди, братья, также играем не менее важную роль в улучшении образования, особенно в воспитании характера наших младших братьев и сестер или детей.

Глава 2. Влияние семьи на процесс обучения детей в младших классах

2.1 Взаимодействие семьи и школы в современных реалиях

В XXI веке образование с каждым годом играет все более значимую роль в жизни каждого человека. Без начального образования в современном мире довольно трудно выживать, школа стала неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Кроме изменений, которые проходят внутри учебной системы, в последние годы можно наблюдать изменение роли семьи в процессе обучения детей. Больше всего внимания сегодня уделяется младшеклассникам: именно на первых этапах обучения в школе у детей формируется интерес к образованию и обучению, от которого напрямую зависит их дальнейшая успеваемость и само собой, карьера. Мир меняется, что влечет за собой изменения в каждой из сфер общественной жизни. С каждым днем отправить своего ребенка в «хорошую школу» родителям все сложнее, а ведь многим из нас важно, чтобы наши дети получили хорошее образование и смогли достичь успехов в будущем.


Более того, в минувшем 2020-м году весь мир оказался в крайне трудной в том числе и для осуществления полноценного образовательного процесса ситуации: началась пандемия коронавируса, во многих странах множество городов оказались в режиме локдауна, а традиционные школы и университеты перешли на совершенно новый для них – дистанционный формат обучения. Школа стала более близкой к каждой из семей – ведь каждый ребенок теперь занимался на уроках из своего собственного дома, что, в свою очередь, в некоторой степени затрудняло жизнь родителям. Но о влиянии пандемии коронавируса Covid-19 на взаимодействие семьи и школы на сегодняшний день говорить рано, поскольку пандемия все еще далека от своего завершения.

Для того, чтобы наиболее грамотно изучить современную специфику отношений семьи и школы в процессе обучения младшеклассников, следует обратиться к данным и результатам последних исследований развития интереса школьников к обучению, а также рассмотреть научные публикации со сроком давности не более 5-7 лет.

В первую очередь были рассмотрены исследования Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ[7]. Довольно интересным фактом можно считать зависимость степени взаимодействия школы и семьи от экономического обеспечения второй. Согласно данным, полученным в ходе исследования НИУ ВШЭ, малообеспеченные семьи расширяют жизненные возможности своих детей, если родители при этом активно учувствуют в школьной жизни. Как всегда и считалось, уровень образования родителей и степень их экономической обеспеченности довольно сильно влияет на успеваемость детей. В данном утверждении нет ничего удивительного, поскольку родители являются ярким примером для своих детей. Среди всех опрошенных (4 тыс. семей) была определена группа семей, которые в учебу и процесс обучения ребенка в школе мало вовлечены[8]. Почти половина родителей с не самым высоким уровнем дохода (зачастую, ниже среднего) заявила о том, что их дети не видят смысла в дальнейшем получении высшего образования.

В процессе своего исследования ученые разделили семьи на несколько больших групп, в зависимости от вовлеченности семей в школьную жизнь. Нулевой уровень, при котором члены семьи ребенка абсолютно не вовлечены в его учебную деятельность, а его успеваемость и оценки им безразличны, дети зачастую получают двойки и тройки.

Совершенно иная ситуация складывается у семей с минимальным уровнем вовлеченности в процесс обучения ребенка. В таких семьях родители интересуются у детей успеваемостью, оценками, отношениями с учителями и сверстниками в школе. Стоит отметить, что семьи с минимальным уровнем вовлеченности находятся в абсолютном большинств – их практически 90% от всех. В сравнении с семьями, где родители находятся на нулевом уровне вовлеченности, дети получают более хорошие результаты.


Самых высоких результатов в школе достигают дети, чьи родители находятся на наивысшем уровне вовлеченности в процесс школьного обучения. 3,4% семей тесно связаны с деятельностью школы[9]. Одновременно с этим следует упомянуть, что зачастую родители в таких семьях занимают руководящие посты, либо имеют ученую степени и обладают довольно высокой материальной обеспеченностью.

Таким образом, согласно исследованию НИУ ВШЭ, средний уровень родительского участия (на котором находятся 90% семей) подразумевает под собой, в первую очередь, помощь младшим школьникам в выполнении домашних заданий, а также средне-выраженный интерес к событиям внутри школы и успеваемости ребенка.

Еще одним особенно актуальным на сегодняшний день аспектом обучения является развитие креативности и творческих способностей детей. Сегодня с каждым днем появляется все больше и больше творческих профессий, стандартизированное обучение абсолютно одинаковых по своему функционалу специальностей уходит в прошлое, люди хотят заниматься творчеством и получать удовольствие от своей работы. Креативные навыки младшего школьника постепенно выходят на первый план, поскольку количество креативных и интересных профессий продолжает расти.

Согласно исследованиям ученых Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.Б. Бербекова на сегодняшний день 23,5% младшеклассников имеют высокий уровень развития творческих способностей, 40,9% − средний уровень, а 35,6% − низкий уровень, соответственно, 40,9% − средний уровень и 35,6% − низкий уровень, соответственно. чеными было определено, что в семьях, в которых родители значительную долю времени и внимания уделяют активному участию в жизни своих детей, дети являются более творчески развитыми.

В рамках этого же исследования родителям детей был задан вопрос: «Что для Вас важнее: чтобы Ваш ребенок был отличником или всесторонне развитым и творчески активным ребенком?», на который практически 80% родителей, чьи дети продемонстрировали высокий уровень развития творческих способностей, выбрали второй вариант. Таким образом, по результатам данного исследования можно судить о том, что родители в таких семьях стараются разными способами поддерживать творческую активность ребенка, они помогают ему всесторонне развиваться и в пределах учебного процесса в школе, и вне его.

Что касается низкого уровня творческих способностей, на котором находится примерно треть от всех младшеклассников исследуемой группы, большинство детей живут в семьях с либеральным типом воспитания. Характерной чертой такого типа воспитания является отверженность членов семьи друг от друга, что мешает развитию творческих способностей у детей. Даже несмотря на то, что младшеклассники с низким уровнем развития творческих способностей имеют довольно неплохую и местами очень хорошую успеваемость, их развитость в креативной области осталась на самых первых этапах.


В качестве заключительной части анализа влияния института семьи на процесс обучения младших школьников был рассмотрен зарубежный опыт взаимодействия семьи и начальной школы. Согласно мнению западных специалистов, время, энергия и опыт семьи могут положительным образом отразиться на процессе обучения младшеклассника[10]. На Западе в начальных школах принято придерживаться ряда инициатив, которые в результате позволяют грамотно выстраивать взаимоотношения между школой и семьей Подобные инициативы представлены в Табл. 1.

Табл. 1. Инициативы по расширению участия родителей в процессе обучения младших школьников за рубежом

1.

Оценка волонтерских потребностей школ и составление перечня способов, которыми родители и семьи могут учувствовать и взаимодействовать со школой;

2.

Разработка политики набора, обучения, постановки целей и вознаграждения волонтеров;

3.

Опрос семей на предмет их возможностей участия в обучении детей;

4.

Использование членов семей в качестве приглашенных ораторов и учителей на уроках, посвященных профессионализации детей;

5.

Внедрение гибких графиков волонтерской работы, мероприятий, собраний;

6.

Организация добровольного участия родителей в группах по безопасности и поведению в школе;

7.

Профессиональное развитие сотрудников, направленное на расширение волонтерских проектов в школе.

Представленные выше инициативы значительно упрощают схемы взаимодействия родителей с школьным сообществом, поскольку они направлены на прямую интеграцию членов семей в некоторые области учебного процесса. Российскому школьному сообществу стоит позаимствовать некоторые инициативы для увеличения роли родителей в образовательном процессе младшеклассников, что, в свою очередь, повлечет за собой более высокий уровень вовлеченности детей в обучение и лучшую успеваемость.

2.2 Рекомендации по увеличению роли родителей в учебном процессе младшеклассников

Следует вновь отметить, что роль родителей в процессе обучения младших школьников в XXI веке значительно выше подобной роли век назад. Однако, сам процесс влияния родителей на своих детей необходимо в некоторых аспектах совершенствовать. Ряд потенциальных изменений должен значительным образом усовершенствовать процесс влияния семьи на учебу младших школьников. На сегодняшний день их вполне возможно осуществить, поскольку школьные сообщества практически всегда идут навстречу родителям и их инициативам по улучшению процесса образования, однако все же важно за рамки приемлемого не выходить.


Прежде всего необходимо упомянуть, что в 2021-м году особое место в профессиональной деятельности занимают творческие и креативные специальности. Сегодня практически в каждой хорошей компании есть, например, SMM-специалист, от которого требуется максимально креативный подход к выполнению своих обязанностей. Индустрии кино, музыки, литературы, медиаконтента растут с каждым днем и все они нуждаются в грамотных специалистах с творческим подходом к делу. По этой причине родителям необходимо взаимодействовать со школой, особое внимание уделяя творческому развитию детей. Так, например, если в классе у кого-то из детей родственники задействованы в сфере кино или музыки, можно попросить их провести в классе открытый урок касательно их профессий. Детям сегодня необходимо учиться, опираясь на меньшее число стандартов и чаще выходя за учебные рамки, установленные несколько десятилетий назад. Приглашение военных, педагогов из других школ, врачей отменять ни в коем случае не стоит, такие профессии всегда пользуются популярностью. Однако можно разнообразить их творческими специалистами.

Кроме того, максимально грамотно должны быть выстроены отношения между семьей и школой. Опять же, стоит обратить внимание на западные модели, поскольку они в этом плане являются более совершенными. В европейских государствах взаимодействие школы с семьей не заканчивается на том, что родители помогают ребенку выполнить домашние задания, либо же просто интересуются его делами в школе[11]. Ниже представлена схема вовлечения семьи в процесс обучения младших школьников, а также зависимость результатов младшеклассников от уровня влияния на школьные вопросы со стороны родителей (Рис. 1.).

Рис. 1. Вовлечение семьи и результаты обучения детей младшего школьного возраста

Из представленной выше схемы видно, что семье необходимо плотно взаимодействовать с процессом обучения ребенка как в школе, так т за ее пределами. Отношения дом-школа являются связующими, на их основе выстраивается взаимосвязь между школой и семьей, которая при своей продуктивной работе и кооперации с ответственностью за результаты со стороны родителей дает прекрасные результаты в учебной деятельности младшеклассника.

Родителям и педагогам следует выстраивать хорошие взаимоотношения, поскольку без взаимодействия школы с семьей ребенку несколько сложнее достигать более хороших результатов. Семье необходимо быть той опорой, которая всегда есть у ребенка, которая всегда его поддержит и окажет посильную помощь. Тогда и процесс обучения в школе будет гораздо более интересным, а младшие школьники будут более вовлеченными в учебу и разного рода школьную деятельность.