Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников(Стили воздействия семьи на детей младшего школьного возраста).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Стили воздействия семьи на детей младшего школьного возраста
1.2 Воспитание интереса к обучению у младших школьников
Глава 2. Влияние семьи на процесс обучения детей в младших классах
2.1 Взаимодействие семьи и школы в современных реалиях
2.2 Рекомендации по увеличению роли родителей в учебном процессе младшеклассников
2.3 Предложения по совершенствованию воспитательной функции семьи в области учебы детей
Семья – это самая важная первичная группа в обществе. Каждый является членом семьи и имеет обязанности сделать себя ответственным и ценным человеком. Кроме того, семья несет ответственность за обучение детей как свой вклад в создание человеческих ресурсов для общества. Ребенок, будучи членом семьи, имеет право получать тепло и заботу от своих родителей. Ребенку нужны не только еда, одежда и дом, но и профилактика здоровья, безопасность, а также хорошее образование. Чтобы удовлетворить эту потребность, родителям необходимо выполнять свою воспитательную функцию в полной мере. Семья также выполняет функции формального и неформального образования для детей или членов семьи. Таким образом, функция семьи очень важна, чтобы помочь младшим школьникам адаптироваться к обществу на своем первом, начальном этапе образования, после чего ребенку будет проще устроиться в его собственной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования были выполнены следующие задачи:
- рассмотрены варианты оказания влияния на младшеклассников со стороны их семей;
- изучен процесс воспитания интереса к процессу обучения и получению образования;
- проанализирован процесс сотрудничества института семьи со школой, осуществляемый с целью более полноценного вовлечения школьников в процесс обучения;
- разработан пакет примерных методических рекомендаций, которые позволили бы усовершенствовать систему воспитания интереса младших школьников к процессу обучения в школе.
В результате выполненных задач была достигнута цель исследования: определена идеально возможная положительная роль семьи в процессе обучения младших школьников, а также разработаны рекомендации для ее достижения.
В процессе изучения теоретических аспектов темы были определены основные стили воспитания детей в семьях, от которых напрямую зависит психологическое состояние и успеваемость младших школьников в учебном заведении. Стилем, основываясь на котором можно прийти к идеально положительной роли семьи в процессе обучения младших школьников, был признан демократический, поскольку он базируется на взаимодействии семьи и ребенка, отрицая подчинение и тотальную свободу.
Кроме того, на основе проанализированных исследований были выявлены проблемы современной роли института семьи в процессе получения детьми начального образования. Такие проблемы в большинстве случаев несли очень стандартизированный для РФ характер, так как родители младшеклассников практически не принимают участия в школьной жизни, заботятся только об оценках детей и в случае возникновения проблем с преподавателем, решают их не совсем корректным и уж тем более правильным образом.
Для решения большинства из описанных проблем можно позаимствовать опыт в сфере начально образования у зарубежных коллег. Западные школы в последнее время стараются интегрировать родителей и семейное воспитание в процесс обучения младшеклассников всеми возможными способами: от создания волонтерских команд до привлечения родителей в сферу управления учебным заведением. При проведении некоторых образовательных реформ можно достигнуть такого уровня и на постсоветском пространстве.
О роли семьи в процессе обучения младших школьников можно рассуждать довольно долго, поскольку она очень двоякая и зависит только от самих родителей. При правильном воспитании и взаимодействии как с ребенком, так и с его учебным заведением, положительная роль семьи будет неоценимой, а дети получат массу новых возможностей, поскольку обучение в школе станет для них реально интересным и, само собой, полезным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Caspe M. et al. Family Involvement in Elementary School Children’s Education // Harvard Family Research Project, Winter 2006/2007. p. 8. URL: http://www.hfrp.org/family-involvement/publications-resources/family-involvement-inelementary-school-children-s-education. – (дата обращения: 24.02.2021).
- Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родительских отношений / Дис. канд. псих. наук., – М., 2000 – 413 с.
- Андреева О.В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников [Электронный ресурс] / О.А. Андреева // Интернет-журнал «Науковедение». − № 5 (24). – 2014. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23039558. – (дата обращения: 26.02.2021).
- Брикунова, С. С. Психолого-педагогические условия организации коллективно-творческого взаимодействия в системе «семья-школа» [Текст] / С.С. Брикунова // Образование. Наука. Инновации. – 2015. – №2(40). С. 9-13.
- Иванова Н.В., Минаева Е.В., Воробьева Н.А. — Анализ зарубежного опыта организации взаимодействия образовательно учреждения и родителей младших школьников // Педагогика и просвещение. – 2018. – № 4. – С. 27-42. DOI: 10.7256/2454-0676.2018.4.28007 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28007. – (дата обращения: 24.02.2021).
- Коробкова, В. В. Семейный клуб как форма партнерского взаимодействия школы и семьи младших школьников [Текст] / В.В. Коробкова // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». – 2015. – № 9. – С. 22-26.
- Минияров, В.М. Психология семейного воспитания. / В.М Минияров. − Воронеж, 2005. − 216 с.
- Овчарова, Р.В. Психология родительства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Р. В. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.
- Подласый, И. П. «Педагогика». Новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений : в 2 кн. / И. П. Подласый. − М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. − Кн. 2. Процесс воспитания.
- Ражина, И. Н. Педагогические условия взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников [Текст] / И. Н. Ражина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – №9. С. 66-69.
- Рапацевич, Е.С «Педагогика»: Большая современная энциклопедия / сост. Рапацевич Е.С. − М.: − 2005. − 279 с.
- Степанова, И. В. Кризис традиционных форм взаимодействия семьи и школы [Текст] / И.В. Степанова // Вопросы воспитания в современной педагогике. – 2016. – № 5. – С.53-60
- Участие родителей в жизни школы помогает ребенку добиться успехов [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ. – Электрон. дан. − URL: https://ioe.hse.ru/news/229189909.html. – (дата обращения: 26.02.2021).
- Файн М. Дж. Помощь родителям в воспитании детей / В.Я. Пилиповский. – М., 1999. – 524 с.
- Хапачева, С. М. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности младшего школьника [Текст] / С. М. Хапачева, Д. А. Аллахвердян // Образование. Наука. Инновации. – 2015. – №4(42). – С. 12-19.
-
Хапачева, С. М. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности младшего школьника [Текст] // Образование. Наука. Инновации. 2015. №4(42). С. 15. ↑
-
Минияров, В.М. Психология семейного воспитания. Воронеж, 2005. С. 114. ↑
-
Рапацевич, Е.С «Педагогика»: Большая современная энциклопедия М.: 2005. С. 220. ↑
-
Файн М. Дж. Помощь родителям в воспитании детей. М., 1999. С. 95. ↑
-
Андреева О.В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». № 5 (24). 2014. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23039558. (дата обращения: 26.02.2021). ↑
-
Андреева О.В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». № 5 (24). 2014. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23039558. (дата обращения: 26.02.2021). ↑
-
Участие родителей в жизни школы помогает ребенку добиться успехов [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ. Электрон. дан. URL: https://ioe.hse.ru/news/229189909.html. (дата обращения: 26.02.2021). ↑
-
Там же. ↑
-
Участие родителей в жизни школы помогает ребенку добиться успехов [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ. Электрон. дан. URL: https://ioe.hse.ru/news/229189909.html. (дата обращения: 26.02.2021). ↑
-
Иванова Н.В., Минаева Е.В., Воробьева Н.А. Анализ зарубежного опыта организации взаимодействия образовательно учреждения и родителей младших школьников // Педагогика и просвещение. 2018. № 4. С. 40. DOI: 10.7256/2454-0676.2018.4.28007 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28007. (дата обращения: 24.02.2021). ↑
-
Caspe M. et al. Family Involvement in Elementary School Children’s Education // Harvard Family Research Project, Winter 2006/2007. p. 8. URL: http://www.hfrp.org/family-involvement/publications-resources/family-involvement-inelementary-school-children-s-education. (дата обращения: 24.02.2021). ↑