Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников(Стили воздействия семьи на детей младшего школьного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Семья, будучи социальным институтом, играет одну из самых важных ролей в жизни каждого человека. Более того, когда в семье из двух человек, скрепленной, в первую очередь, брачными узами, появляется ребенок, родство становится кровным, что определяет семью как социальный институт особенный и специфический.

В абсолютном большинстве случаев родители (если рассматривать семью в узком смысле), либо другие полноправные члены семьи, вроде бабушек и дедушек (если рассматривать семью в широком смысле) в большей или меньшей степени оказывают непосредственное влияние на своих детей, будь то сугубо положительное или только лишь отрицательное. Влияние со стороны семьи, естественно, оказывается в том числе и на школьников младшего звена. По той причине, что дети только начинаются полноценно «вливаться» в процесс получения образования, влияние семьи несет в себе особый смысл, зачастую закладывая основы будущего развития нынешнего ученика младших классов. Ведь семья может как прививать интерес к процессу обучения и получения знаний, так и отталкивать от него разными способами: от излишних нагрузок на ребенка в области самостоятельного обучения до утверждения об отсутствии необходимости в получении образования, для каждой семьи все индивидуально.

Роль семьи в процессе обучения младших школьников – тема, которая будет актуальна на любом этапе существования общества, поскольку семья является одним из основных социальных институтов. Кроме того, в современном мире семья значительным образом отличается от семьи, например, советского типа. С этой точки зрения довольно интересно рассматривать влияние на школьников со стороны семьи современной.

Объектом исследования являются младшие школьники.

Предметом исследования – оказываемое со стороны института семьи влияние на процесс обучения школьников младшего звена.

Целью работы стало определение идеально возможной положительной роли семьи в процессе обучения младших школьников, а также разработка рекомендаций для ее достижения.

На основе поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • рассмотреть варианты оказания влияния на младшеклассников со стороны их семей;
  • изучить процесс воспитания интереса к процессу обучения и получению образования;
  • проанализировать процесс сотрудничества института семьи со школой, осуществляемый с целью более полноценного вовлечения школьников в процесс обучения;
  • разработать пакет примерных методических рекомендаций, которые позволили бы усовершенствовать систему воспитания интереса младших школьников к процессу обучения в школе.

Основным методом исследования в курсовой работе выступает теоретический метод, который включает в себя обобщение и анализ учебно-методических материалов и пособий. В качестве эмпирического метода применялась разработка методических рекомендаций.

Работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения и Списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы понимания взаимодействия института семьи со школьниками младшего звена в рамках процесса обучения

1.1 Стили воздействия семьи на детей младшего школьного возраста

Для начала следует отметить, что в начальной школе на ее современном этапе развития все большее и большее внимание уделяется именно вопросу о степени воздействия института семьи на процесс обучения младшеклассников. В силу того, что школа с самого начала своего существования использовала одни схемы вовлечения ребенка в процесс обучения, а семья совершенно другие, процесс интеграции вторых в первые является довольно предсказуемым и взаимовыгодным. Главной целью подобного сотрудничества между школой и семьей является, безусловно, формирование и закрепление у младших школьников интереса к процессу учебной деятельности. Продуктом плодотворного сотрудничества института семьи и школы зачастую является не только выработанный у младшеклассника интерес к учебе, но и дисциплинированность, а также более развитые интеллектуальные способности.

Прежде чем полноценно переходить к исследованию процесса вырабатывания интереса к обучению у младшеклассников, следует изучить стили воспитания, которые используются в современных семьях. На основе полученной информации можно будет говорить об определенных моделях поведения младших школьников в учебном заведении, как положительного характера, так и отрицательного, но в любом случае непосредственно влияющих на процесс обучения.


В современном мире существует ровно три основных стилей воспитания детей:

  • авторитарный;
  • демократичный;
  • либеральный.

Авторитарный стиль воспитания подразумевает под собой жесткий контроль со стороны родителей за своими детьми, он включает в себя принуждение, использование авторитета и воздействие на волю ребенка. Практически все сферы жизни школьников, которые проживают в семье с авторитарным стилем воспитания, ограничиваются и контролируются родителями, ребенок в таком случае не имеет ни малейшей свободы. Практически всегда в таких семья встречаются очень суровые и зачастую не совсем логичные запреты. Кроме того, имеют место быть разного рода физические наказания, что, опять же, негативно сказывается на развитии детей. При авторитарном стиле воспитания родители зачастую не хвалят своего ребенка (даже в случае его успехов), уделяют ему крайне мало времени, большую часть из которого они все равно тратят на критику[1].

В большинстве случаев в семьях с авторитарным стилем воспитания у детей появляются черты враждебности и агрессивности, не редко им присуще нерешительность, пассивность и даже робость. Кроме того, довольно часто дети из авторитарных семей обладают низкой самооценкой и неуверенностью в себе.

Демократический стиль воспитания разительным образом отличается от авторитарного, поскольку в таких семьях дети чувствуют себя по-настоящему нужными своим родителям. Ребенок в семьях с демократическим стилем воспитания обладает самостоятельностью, а также несет ответственность за принятые собой решения и выполненные действия. Родители, в свою очередь, доверяют своему ребенку, учитывают его интересы и, что самое главное, доверяют своему ребенку. Сотрудничество является основным типом взаимоотношений в семьях с подобным стилем управления.

Дети в демократических семьях в абсолютном большинстве случаев слушают своих родителей, поскольку им не приказывают или требуют, а просят о некоторой помощи. Контроль в таких семьях не несет в себе понятия жесткости, так как он основан, в первую очередь, на разумной заботе родителей о своих детях. В семьях с демократическим стилем воспитания дети вырастают дружелюбными и открытыми, они становятся людьми, уверенными в себе, способными как к сочувствию, так и к сопереживанию, а главными их чертами являются доброта и отзывчивость. Более того, дети из демократических семей обладают более высокой самооценкой и учатся в школе в большинстве случаев лучше своих школьников.


Либеральный тип воспитания представляет из себя полную самостоятельность ребенка, при которой родители дают ему полную свободу, ничем его не ограничивая. Другими словами, в либеральных семьях ребенок предоставлен самому себе, он находится под собственной опекой. Такие семьи характеризуются отсутствием эмоциональных связей и безразличием ко всему, что касается другого человека. Родители обычно ничего от своего ребенка не требуют и не просят, а контроль с их стороны по отношению к детям целиком и полностью отсутствует. Довольно часто родители не просто не умеют заниматься воспитанием детей, а вообще не хотят как-либо своего ребенка воспитывать и контролировать.

Ребенок в семье с либеральным типом воспитания вырастает с присущим такому типу эгоизмом и раздражительностью, такие дети очень конфликтны и импульсивны. Естественно, дети из либеральной семьи довольно часто обладают довольно низкой самооценкой, что равным образом негативно сказывается на их жизнях. Отдельно стоит отметить, что в силу отсутствия какого-либо внимания со стороны родителей, дети еще в самом раннем возрасте начинают чувствовать себя брошенными и заброшенными, у них появляется чувство «ненужности», которое губительно отражается на их мировосприятии[2].

Исходя из проанализированных типов становится очевидно, что наиболее оптимальным подходящим для полноценного и здорового во всех смыслах развития ребенка родителям стоит использовать демократический тип воспитания, который по сравнению с другими двумя имеет ряд преимуществ. Родители в таких семьях особое внимание уделяют самостоятельности своего ребенка, но и не забывают о контроле (само собой, в его адекватных рамках). Кроме того, ребенок в такой семье чувствует себя нужным, у него формируется правильное понимание доверия. Доброты и уважения. В свою очередь, ребенок будет пассивным, неуверенным в себе и раздражительным в случаях сверхконтроля со стороны родителей, либо допущения с их стороны полной свободы ребенка. Кроме того, в семьях, придерживающихся либерального и авторитарного типов воспитания, дети очень часто испытывают проблемы с социализацией как в школе, так и за ее пределами. Родителям следует не допускать подобных ошибок воспитания, а в случае возникновения разного рода проблем с ним, сразу же корректировать ситуацию. Тип воспитания, которого придерживаются родители ребенка, напрямую влияет на его последующее восприятие процесса обучения в школе.


Семейное воспитание подразумевает под собой далеко не только процесс самого воспитания ребенка. Кроме того, в данное понятие принято включать и основы образования, которые дают своему ребенку родители. Сама система семейного воспитания довольно сложная, на нее оказывают влияние в том числе и наследственность, биологическое здоровье самих детей, их способности к обучению, экономическая обеспеченность[3]. Иными словами, огромное число факторов, большинство из которых определяют качество жизни.

Отдельно следует отметить, что во многих семьях ребенок не один, детей бывает и двое, и трое, и даже больше. В таких случаях можно равным образом говорить взаимовоспитании, поскольку в жизни каждого из детей с самого раннего детства присутствует понимание коллективизма, сопереживания и т.д.

Что касается роли семьи в школьном обучении ребенка, особое место следует уделять педагогической культуре родителей, которая оказывает непосредственное влияние на процесс обучения детей в учебных заведениях. Большая проблема здесь заключается в том, что семейному воспитанию, в силу его индивидуальности, свойственна стихийность, поскольку каких-то заранее сложившихся моделей поведения у родителей не имеется, они вырабатываются с течением времени. Кроме того, определенный набор черт характера и особенностей поведения закладываются именно в процессе воспитания внутри семьи, поэтому стихийность не всегда оказывает на восприятие ребенком учебного процесса в школе положительное влияние.

Таким образом, в современных семьях на детей оказывается влияние в трех возможных стилях. В зависимости от каждого из стилей следует говорить о будущем характере и поведении ребенка, в том числе в школах и иных учебных заведениях в процессе обучения. Естественно, родители закладывают в своих детях желание, либо нежелание обучаться и полноценно погружаться в процесс получения образования в школах. Самое важное в процессе обучения каждого ребенка – получать от образовательного процесса удовольствие, быть вовлеченным в учебу и заинтересованным в ней. Об интересе к учебе, как о неотъемлемой части процесса обучения и результате взаимодействия института семьи и школы, речь пойдет в следующей Главе.

1.2 Воспитание интереса к обучению у младших школьников