Файл: Рынок ценных бумаг(Понятие и место рынка ценных бумаг в системе рыночных отношений)_.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Регулирование рынка ценных бумаг и деятельности его участников

Одним из условий успешного функционирования фондового рынка является эффективная система его регулирования, которая охватывает всех участников рынка ценных бумаг и обеспечивает осуществление ими своей деятельности в соответствии с установленными правилами.

Регулирование рынка ценных бумаг — это процесс регулирования деятельности всех его участников, а именно: эмитентов, инвесторов, профессиональных участников фондового рынка — и всех видов сделок между ними со стороны уполномоченных на это организаций. Регулирование охватывает все виды деятельности и все виды операций на фондовом рынке: инвестиционные, эмиссионные, посреднические, залоговые, трастовые и спекулятивные.

Регулирование рынка ценных бумаг можно разделить на внутреннее и внешнее. Внутреннее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Как правило, выделяют три уровня внешнего регулирования рынка ценных бумаг:

– государственное регулирование фондового рынка;

– регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, т. е. саморегулирование рынка;

– общественное регулирование, т. е. воздействие общества на участников рынка ценных бумаг с использованием механизма общественного мнения.

Регулирование рынка ценных бумаг преследует следующие цели:

1) защита общественных интересов, т. е. воздействие на рынок с целью достижения определенных общественных целей. Например, приток инвестиций в производственный сектор не только обеспечивает расширение производственных мощностей, но и способствует активизации хозяйственной деятельности в непроизводственной сфере, т. е. содействует ускорению экономического развития страны в целом;

2) формирование свободного и открытого рынка. Это означает обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения. Система регулирования должна исключить появление монопольных цен на фондовом рынке, цен, которые не отражают реального состояния дел эмитента, или цен, сложившихся в силу получения конфиденциальной информации;


3) создание справедливого и упорядоченного рынка, который предполагает защиту всех участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций. Концепция справедливого и упорядоченного рынка предполагает высокую степень ликвидности акций и других ценных бумаг, непрерывность совершения сделок и продажу акций с минимальными разницами в ценах.

Ликвидность означает, что рынок позволяет покупателям и продавцам быстро заключать сделки по взаимоприемлемой цене.

Непрерывность совершения сделок показывает, что операции купли-продажи акций происходят достаточно часто, вследствие чего брокеру нетрудно выполнить поручение клиента по цене предыдущей сделки или цене, близкой к цене этой сделки.

Минимальные разницы означают, что разница между котировками покупки и продажи должна быть небольшой. Как правило, биржа для упорядочения изменения цен вводит определенные ступени отклонения цен;

4) регулирование глубины и ширины фондового рынка. Под глубиной фондового рынка понимается число компаний, акции которых обращаются на фондовом рынке, а также объемы операций по покупке и продаже акций. Нормально функционирующий рынок ценных бумаг предполагает, что на рынке обращаются акции значительного количества компаний и у инвесторов имеется возможность выбора покупки тех или иных акций. При этом глубина рынка означает, что на фондовом рынке можно купить или продать различные по объему пакеты акций. Понятие ширины рынка относится к количеству акций, которые находятся в обращении, т. е. активно оборачиваются на вторичном рынке. Дело в том, что в любой акционерной компании имеются достаточно большие пакеты акций, которые принадлежат незначительному числу собственников компании. Владение этими пакетами акций дает их собственникам возможность реализовать свое право на управление компанией. В то же время нормально функционирующий фондовый рынок предполагает наличие достаточно широкого круга акционеров, которые могут в любой момент предложить акции в открытую продажу, за счет чего формируется рыночная цена акций;

5) создание эффективного рынка, т. е. рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и риск на котором в определенной степени вознаграждается.

В базовом документе Международной организации ко миссий по ценным бумагам “Цели и принципы регулирования в области ценных бумаг” (IOSCO Objectives and Principles of Securities Regulation) отмечается, что регулирование должно способствовать формированию капиталов в хозяйстве и экономическому росту. В нем определены три цели регулирования в этой области:


– защита инвесторов (против вводящих в заблуждение, манипулятивных, мошеннических и инсайдерских практик);

– справедливость, эффективность и прозрачность рынков (равенство участников на рынке, равный и широкий доступ к информации, предупреждение нечестных торговых практик);

– сокращение системного риска (эффективное управление рисками в индустрии ценных бумаг).

Чтобы реализовать указанные цели, необходимо создание стройной системы регулирования фондового рынка, которая, как правило, включает в себя следующие основные элементы:

– создание нормативно-правовой базы функционирования рынка, т. е. разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов;

– отбор профессиональных участников рынка посредством аттестации специалистов фондового рынка и лицензирования деятельности профессиональных участников фондового рынка;

– контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка. Этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;

– систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

Нормативная база регулирования фондового рынка строится на трех уровнях.

1. Высшим нормативным актом является Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”[8]. Данным законом регулируются отношения, возникающие при выпуске эмитентом эмиссионных ценных бумаг и их обращении на вторичном рынке, а также устанавливаются правила деятельности профессиональных участников фондового рынка.

2. Конкретизацию положения закона находят в принимаемых в соответствии с ним подзаконных актах федеральных органов исполнительной власти (Министерство финансов, Центральный банк и др.). Нормативные акты министерств и ведомств формируют второй уровень нормативного регулирования фондового рынка.

3. Третий уровень составляют инструкции, методики, положения, разрабатываемые самими участниками фондового рынка. Например, каждый профессиональный участник (брокер, дилер, регистратор и др.) на базе законодательных и нормативных актов разрабатывает свои внутренние документы: договоры, правила, положения, регламентирующие их взаимодействие с клиентами и другими участниками рынка ценных бумаг.

Только наличие правовой базы на всех трех уровнях позволяет обеспечить эффективное функционирование системы регулирования рынка. Важнейшие требования к нормативно- правовой базе — это доходчивость, непротиворечивость, недопустимость двойного толкования одного и того же положения.


Цели, объекты и субъекты государственного регулирования рынка ценных бумаг Государственное регулирование рынка ценных бумаг — многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка ценных бумаг в соответствии с избранными государством целями и принципами со стороны органов государственной власти. Этот процесс включает комплекс правовых, административных, экономических, технических и других методов. Государственное регулирование осуществляется в форме прямого и косвенного регулирования. Прямое государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется:

– путем установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

– государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

– лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

– создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

– запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии. Косвенное регулирование фондового рынка осуществляется государством посредством использования находящихся в его распоряжении экономических рычагов и стимулов (система налогообложения, денежно-кредитная политика и т. д.).

Основные цели государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ:

1) обеспечение условий для эффективного функционирования рынка ценных бумаг, его инфраструктуры и институтов, выработки определенных правил поведения участников рынка; 2) развитие и функционирование полноценного рынка государственных бумаг, способного быть ориентиром для финансовых рынков и решать проблемы ликвидности государственного бюджета в случае кассовых разрывов;

3) совершенствование законодательной базы по рынку ценных бумаг, обеспечивающей его функционирование;

4) защита национального рынка от колебаний внешних мировых финансовых рынков, поддержка отечественных институтов фондового рынка, способных аккумулировать средства отечественных инвесторов с последующим вложением их в российские бумаги;

5) снижение спекулятивной направленности фондового рынка, формирование возможностей для превращения его в источник инвестиций для организаций. Сюда же следует отнести и защиту интересов инвесторов, борьбу с суррогатами ценных бумаг и мошенничеством;


6) предотвращение социальных взрывов и конфликтов путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов.

В качестве объектов регулирования на рынке ценных бумаг выступают профессиональные участники рынка ценных бумаг, эмитенты и инвесторы. Естественно, степень и методы регулирования деятельности каждой из этих групп различны. Что касается профессиональных участников рынка ценных бумаг, их деятельность предполагает обязательное лицензирование, аттестацию сотрудников и контроль со стороны органа регулирования.

К объектам регулирования относятся и эмитенты как корпоративных, так и государственных ценных бумаг, деятельность которых регулируется посредством государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, а также контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них. Последний объект воздействия государственного регулирования — инвестор. Понятно, что регулирование деятельности инвесторов представляет собой более тонкую материю по сравнению с предыдущими объектами. Инвестор не подчиняется напрямую регулирующим органам. Поэтому последние могут воздействовать на него посредством создания благоприятной законодательной базы по инвестиционному процессу, путем формирования необходимых институтов и эффективного рынка ценных бумаг, создания надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения, формирования соответствующего режима налогообложения.

В то же время Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”[9] уточняет, что предписания Банка России обязательны не только для профессиональных участников рынка ценных бумаг, но и для всех субъектов рынка.

К субъектам государственного регулирования следует отнести в первую очередь Банк России, государственные органы законодательной и исполнительной власти, а также их территориальные органы.