Файл: Рынок ценных бумаг(Понятие и место рынка ценных бумаг в системе рыночных отношений)_.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лицензиат, осуществляющий депозитарную деятельность на рынке ценных бумаг, вправе выполнять функции расчетного депозитария на рынке ценных бумаг, т. е. осуществлять расчеты по ценным бумагам по результатам клиринга и проведение всех операций по счетам депо участников рынка ценных бумаг, при исполнении сделок, совершенных через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих соответствующую лицензию. Для осуществления лицензиатом функций расчетного депозитария необходимо наличие согласованных лицензирующим органом условий осуществления депозитарной деятельности.

Лицензиат, совмещающий депозитарную деятельность на рынке ценных бумаг с брокерской деятельностью, и (или) дилерской деятельностью, и (или) с деятельностью по управлению ценными бумагами, не вправе выполнять функции расчетного депозитария.

2.4 Перспективы развития правового регулирования рынка ценных бумаг

Развитие рынка ценных бумаг в Российской Федерации предусматривает учет ее национальных интересов (комплекса макроэкономических задач государства применительно к рынку капитала). Это означает восстановление расширенного воспроизводства и повышение его эффективности путем мобилизации инвестиционных ресурсов, усиление социальной ориентации экономики и повышение стабильности общества, укрепление экономического суверенитета страны, повышение капитализации российских компаний, обеспечение информационной безопасности страны.

Рынок ценных бумаг - один из самых регламентированных в мире рынков, что объясняется сложностью протекающих на нем процессов и высокой степенью риска. Поэтому государственное вмешательство в процессы, происходящие на этом рынке, требует разработки детальных планов этого вида деятельности[14].

Государственное регулирование рынка ценных бумаг должно опираться на грамотную и обдуманную стратегию:

- формирование эффективного механизма фондового рынка для привлечения инвестиций (в том числе и иностранных);

- финансирование дефицита бюджета с помощью эмиссии государственных долговых обязательств;

- предотвращение кризисов рынка ценных бумаг и социальной напряженности.

Исходя из вышеизложенного, представляется возможным высказать некоторые предложения по дальнейшей регламентации рынка ценных бумаг и указать направления развития одного из главных сегментов финансового рынка:


- не был выработан единый подход со стороны органов государственного регулирования (Правительства, Банка России и прочих ведомств) к формированию и развитию фондового рынка и срочного рынка. Зачастую их действия и требования не согласованы и определяются конфликтом интересов разных органов, не обеспечено оптимальное сочетание исполнения бюджета и привлечения инвесторов в реальный сектор экономики. В связи с этим необходимо усилить контроль со стороны государства по проверке большого числа подзаконных актов в целях устранения их противоречивости и несогласованности;

- не отработана система взаимодействия органов государственного регулирования фондового и срочного рынка, отсутствует программа антикризисного регулирования рынка (хотя попытки такого регулирования уже предпринимаются), а развитие рынка ценных бумаг и срочного рынка приведет к возможности эффективного управления ценовыми рисками и будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности экономики страны в целом;

- первой возможностью оздоровления и оживления российского фондового рынка является создание такой экономической и законодательной среды, которая в необходимой степени привлечет интересы национальных и иностранных инвесторов. Вторая возможность - это сбалансированное разделение деятельности отечественных эмитентов, направленной на обеспечение финансовых источников, между фондовым рынком и банковской сферой. Факторы политической и макроэкономической стабильности, активное включение России в интеграционные процессы, следование базовым принципам правового государства и благоприятной бизнес-среды должны быть основными и неизбежными предпосылками оживления фондового рынка страны. Предпосылки реализации обусловливаются также правовыми изменениями, потому что недостатки законодательства, неточные и неоднозначные толкования ограничивают инвестиционную деятельность. Знания и опыт, полученные во время развития экономики и работы рынка, а также существенные изменения, наступившие с начала функционирования фондового рынка, также указывают на необходимость изменения законодательства[15];

- большой массив законодательных и подзаконных нормативных актов, на наш взгляд, требует унификации и кодификации. Необходимо разработать единый законодательный акт, который бы в комплексе распространял свое действие на все виды эмиссионных ценных бумаг, независимо от эмитента, как на корпоративные, так и государственные; должны быть четко поименованы и разграничены функции государственных органов (об этом речь пойдет ниже), регулирующих выпуск и обращение ценных бумаг, досконально описан порядок выпуска ценных бумаг, условия их обращения на организованном рынке ценных бумаг, перечислены требования, предъявляемые к участникам организованного рынка ценных бумаг.


По нашему мнению, давно назрела необходимость в создании единого акта, регулирующего рынок ценных бумаг, например кодекса ценных бумаг. Однако подготовка такого нормативного акта должна вестись с привлечением не только специалистов в области рынка ценных бумаг, но и представителей других отраслей экономики и права. Это будет способствовать выработке единого, непротиворечивого документа, который будет учитывать различные интересы;

- государственное стимулирование развития рынка ценных бумаг невозможно без использования налоговых методов. Налоговая политика должна быть основана на принципах унификации ставок налогов и налогообложения, включения в состав затрат в целях налогообложения отрицательных разниц, образующихся при падении цен на приобретенные субъектами рынка ценные бумаги, отказа от установления налоговых льгот по отдельным видам ценных бумаг, освобождения от двойного налогообложения всех форм коллективных инвестиций, отказа от ведения любых видов налогов и сборов с оборота ценных бумаг, создания льготного режима налогообложения только для некоммерческих организаций, выполняющих функции инфраструктуры (например, для фондовых бирж);

- государство, регулируя российский рынок ценных бумаг, выбирает модель его развития и определяет его структуру. Выбор модели осуществляется исходя из ряда предпосылок, главная из которых заключается в том, что Российская Федерация - это во многом самодостаточная экономическая система, которая не тяготеет ни к одному из финансовых центров мира и стремится поддерживать отношения со всеми ими. Она стремится к превращению в самостоятельный финансовый центр, а потому будет использовать только те элементы зарубежных финансовых рынков, которые обеспечат ей максимум конкурентоспособности. Таким образом, Российская Федерация будет формировать собственную модель рынка ценных бумаг на основе ее национальных интересов и традиций. При этом важны использование передового зарубежного опыта и применение различных моделей для регулирования отечественного фондового рынка;

- формирующаяся модель российского рынка ценных бумаг требует современного информационного обеспечения на двух уровнях:

а) межрегиональном, объединяющем региональные рыночные структуры и призванном обеспечить взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг;

б) внутрирегиональном, затрагивающем отношения между клиентами и обслуживающими его профессиональными участниками рынка ценных бумаг[16];


- созданный в стране мегарегулятор финансового рынка (Банк России) должен содействовать развитию рынка, обеспечивая возможность доступа на рынок любого заинтересованного субъекта, способного действовать на рынке в интересах государства и общества [17]. На этом вопросе необходимо остановиться подробнее. Представляется важным проанализировать и понять, какие выгоды и проблемы могут возникать при объединении функций регулирования и надзора за разными секторами финансового рынка, в том числе в случае, когда мегарегулятором становится центральный банк.

Создание мегарегулятора в России больше основано на декларативном подходе, так как начало этого процесса было положено нормативными документами и заявлениями. Сначала обсуждались две модели создания мегарегулятора - на базе Банка России и на базе Федеральной службы по финансовым рынкам, хотя в процессе обсуждения предлагались разные проекты и модели. В конечном итоге выбор пал на Банк России. Передача Банку России функций по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков способствует повышению стабильности на финансовом рынке, обеспечивает более качественный анализ системных рисков и повышает качество и эффективность регулирования и надзора. Также важно отметить, что мегарегулятор обладает способностью четко и оперативно реагировать на различные изменения на финансовом рынке и необходимым финансовым и кадровым потенциалом.

Среди положительных аспектов сторонники создания единого центра регулирования называют снижение расходов на содержание других надзорных органов, а сочетание Банком России и правоустанавливающей, и правоприменяющей функций позволяет оперативно реагировать на нужды рынка. Исходя из этого единый регулятор финансового рынка будет способствовать укрупнению финансовых институтов и их универсализации. На рынке могут действовать субъекты, представляющие различные финансовые продукты, относящиеся к разным секторам финансового рынка: фондовому, инвестиционному, банковскому и проч. Плюсом создания единого органа, обладающего полнотой информации о состоянии финансового рынка в целом, а также отдельных его сегментов, о субъектах, предоставляющих различные финансовые услуги, их клиентах и клиентских операциях, является повышение сохранности банковской, коммерческой тайны, иной конфиденциальной информации. Вероятность разглашения такой информации, ее утечки значительно снижается.


Вместе с тем, помимо положительных черт мегарегулятора финансовых рынков, следует указать и на возможные проблемы.

По мнению А.А. Хандруева, одной из наиболее сложных является проблема увеличения управленческой нагрузки. Связана она с тем, что к большому числу кредитных организаций в сферу регулирования и надзора Банка России добавляется огромное количество иных финансовых посредников[18].

По этой причине возложение на Банк России функций мегарегулятора делает необходимым изменение его организационной структуры для учета специфики деятельности небанковских финансовых посредников. Наряду с уже существующими департаментами, например департаментом по денежно-кредитной политике и комитетом банковского надзора, в структуре Банка России предполагается создание новых структурных подразделений (службы Банка России по финансовым рынкам). Однако А.А. Хандруев считает, что одной лишь перестройки организационной структуры будет недостаточно. Потребуется выработка новых подходов к делегированию части надзорных полномочий саморегулируемым организациям в сферах деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов .

Одними из негативных последствий также могут быть усиление конфликта интересов и повышение риска злоупотреблений в финансовой системе. Связано это с тем, что в общественном сознании все кредиторы институтов, подлежащих надзору со стороны единого органа, получают равную защиту, во многом аналогичную той, которую предоставляет Банк России в роли банковского регулятора. По всей вероятности, потребуется также поиск новых подходов к системе страхования сбережений населения.

Не менее серьезной проблемой для Банка России в качестве мегарегулятора является увязка целей контроля уровня инфляции с решением задач по обеспечению стабильности в финансовом секторе. Действующий механизм рефинансирования распространяется только на кредитные организации, однако нельзя исключать того, что при определенных условиях может потребоваться финансовая помощь и отдельным небанковским финансовым посредникам, что может негативно повлиять на выполнение количественных ориентиров денежно-кредитной политики.

Президент Ассоциации российских банков Г.А. Тосунян отмечает, что глобализация и универсализация участников рынка финансовых услуг - главная тенденция, которая будет в дальнейшем развиваться. Поэтому универсальное регулирование - необходимая вещь при всех возможных издержках. Но если создан мегарегулятор и на него возложена нагрузка по управлению из одного центра, то и уровень ответственности должен быть более высоким. В этой ситуации мегарегулятору следует действовать не только решительно, но и осторожно.