Файл: Современные политические режимы(Понятие политического режима).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-Трудовая партия Кореи — создана в октябре 1945 года. Правящая партия КНДР, её руководящая роль зафиксирована в Конституции. Идеологией партии является чучхе.

-Социал-демократическая партия Кореи — социалистическая, создана в ноябре 1945 года. Признаёт руководящую роль ТПК.

-Партия Чхондогё-Чхонудан («Партия молодых друзей религии небесного пути») — консервативная, создана в 1946 году. Признает руководящую роль ТПК.

Законодательство КНДР гарантирует реализацию политического плюрализма. Однако на практике, данные партии только создают видимость политического разнообразия, но силы не имеют, даже активно содействуют «ТПК» [35]. 11 статья Конституции закрепляет руководящую роль ТПК, которая является правящей с 1946 г. «Блистательный Товарищ» Ким Чен Ын развеял предположения о передаче власти если не другой партии, то хотя бы представителям другой семьи [35].

Национальная доктрина КНДР – Чучхе, содержит признаки тоталитаризма. Слово «чучхе» в переводе с одного из корейских диалектов означает понятие, близкое по значению к выражению «хозяин всего сущего». Именно таким в идеале должен быть гражданин КНДР [33, с. 263]. Но чтобы стать хозяином, он сразу должен беспрекословно подчиниться заветам Чучхе, сформированным Ким Ир Сеном. Данная доктрина должна была объединить учение марксизма-ленинизма с менталитетом жителей Восточной Азии. Она проповедовала изоляционистскую политику, питала собой идеи милитаризма, вождизма и авторитаризма. Как и заветы Сталина, идеология Чучхе была ориентирована на построение коммунизма в отдельно взятой стране, и таким государством была Северная Корея [9, с. 31]. Политическая обстановка, сформированная благодаря подобной идеологии, не могла не способствовать развитию тоталитарной модели управления.

В такой идеологической атмосфере развивалась Северная Корея. Политический строй, который был сформирован в КНДР, из-за смены правителей в кругу одной семьи некоторые эксперты называют «коммунистической монархией». Конечно, не все согласны с этим мнением, так как все-таки лидера выбирает партия, и он теоретически может относиться к другой семье. Другие эксперты, ввиду значительной ориентированности корейского варианта марксизма на национальные особенности, называют политический режим Северной Кореи коммунистическим национализмом или национал-коммунизмом.

Ещё при жизни Ким Ир Сена в КНДР широко был развит культ его личности, сравнимый по масштабам со сталинизмом [33, с. 263]. Об этом свидетельствует то, что в стране ему поставлено более пятисот памятников. Кроме того, целый ряд объектов и организаций назван именем Ким Ир Сена. Его биографию начинают изучать ещё в детском саду. Уже после смерти, в 1998 году Ким Ир Сену дали звание Вечного президента КНДР. Таким образом произошло фактическое его обожествление.


Хотя и в меньших масштабах, был так же развит культ личности Ким Чен Ира. Его биографию изучают в школах, а день рождения является национальным праздником[21]. После смерти Ким Чен Иру было присвоено звание генералиссимуса и героя КНДР.

В настоящее время начинается формирование культа Ким Чен Ына. Например, было дано распоряжение всем мужчинам КНДР носить такую прическу, какую носит их вождь [9, с. 31]. Политический режим Северной Кореи явно имеет авторитарный и автократический характер.

Ещё одной отличительной чертой северокорейского политического устройства является государственный террор против всех инакомыслящих или просто неугодных. Масштабы его пока полностью не раскрыты, так как КНДР является практически полностью закрытой страной. Но, несмотря на это, мир уже узнал о сотнях тысяч репрессированных.

По неподтвержденным пока данным, Ким Чен Ын приказал казнить министра обороны просто за то, что он заснул на заседании. Причем способ казни был выбран весьма изощренный: министра расстреляли из зенитного комплекса. Другого министра Ким Чен Ын собственноручно сжег из огнемета. Кроме этого, по приказу молодого корейского вождя был казнен его дядя вместе со всей семьей, включая малолетних детей. Политическое устройство страны, безусловно, поддерживается путем применения государственного террора, особенно жестокого при Ким Чен Ыне [33, с. 263].

Конституция страны написана в демократическом ключе, продвигает соответствующие принципы, однако, на деле, идёт их полное нарушение.

На данный, момент времени, жизнь в Северной Корее находится на уровне ниже средней отметки. Повсеместно в стране нарушаются все демократические принципы конституции. По сути, можно сказать, что страна перешла в тоталитарный режим, который можно сменить только революционным путём. Реализация власти в республики направлена только на сохранения правящей партии, так же людей, которые находятся в её главе власти. Поэтому все законы полностью или частично направлены на осуществление данной идеи[21]. Власти КНДР открыто отрицают данные факты и высказываются о том, что это клевета, призванная разрушить их страну, но это не так [9, с. 31]. На сегодняшний день КНДР является самым ярким представителем того, как реализуются принципы диктатуры одной партии, тоталитаризм и автократия. В стране существует собственная интернет сеть, которой, может воспользоваться примерно 1% населения, причём только через интеренет кафе. Причём данная услуга стоит больших денег, с учётом того, что средний доход населения в стране, в переводе на доллары составляет 1-4$[21].


Все радиоприёмники на территории страны должны иметь специальную пломбировку, которая блокирует все внешние радиостанции. Граждане КНДР обязаны слушать только те радиостанции, которые разрешены правительством. За использование радиоприёмников принимающих большее количество частот, чем разрешено полагается тюремное заключение сроком от 3 х лет [9, с. 31].

В конституции гарантируется права на свободу выбора места жительства и поездок, но по факту, из Северной Кореи, практически, невозможно выбраться[33, с. 263]. На деле это возможно только с помощью бегства. Так же, например, для того, чтобы переночевать у своего друга или коллеги по работе необходимо получить специальное разрешение.

Представляется, что власть, установившаяся в Северной Корее, в лице определённых людей, тщательно старается сохранить свои позиции, но не с помощью хорошей и правильной политики, направленной на благо людей и процветание государства, а с помощью диктатуры, тотального контроля и террора. Возможно, данный политический курс приведёт к революции, когда терпение народа будет окончательно исчерпано. Однако, пока что в стране подавляется любое инакомыслие и данная политика приносит нужные плоды правящей партии[21].

Корейская Народно-Демократическая Республика являет в своем названии пример искажения фактов в пропагандистских целях. Декларируемая принадлежность власти «всему трудовому народу» и соблюдение принципов демократии далеко от реальности.

В Северной Корее отчетливо видны признаки символической гигантомании, однако в условиях ограниченности ресурсов усилия сконцентрированы в двух направлениях: ядерная программа и культ вождей. Тема возможности осуществления ядерных ударов актуализируется каждый раз, когда Пхеньян желает напомнить мировому сообществу о проблемах в поставках в КНДР каких-либо ресурсов, гуманитарной помощи, а также подогреть воинственный энтузиазм северокорейского народа, часто в преддверие важных дат (День образования КНДР 9 сентября, День образования ТПК 10 октября, Дни рождения вождей – 16 февраля, 15 апреля и 8 января) [21].

Культ вождей наглядно воплощает обилие по всей стране их гигантских монументов, разнообразие архитектурных, музыкальных и литературных произведений, авторство которых нередко приписывается «великим руководителям» [9, с. 31]. В организации праздников, особенно политических, нехватка материальных средств и технических возможностей может быть успешно компенсирована многотысячной массовостью участников.


Если согласно конфуцианской традиции руководитель государства уподобляется отцу, то партия в таком случае играет по отношению к народу роль заботливой матери. Справедливости ради нужно отметить, «отец» – это не точный перевод с корейского «обои», что значит «родители». Таким образом, вождь – одновременно «отец и мать» корейского народа [24, с. 58]

С 1960- х гг. в идеологическую платформу партии вводятся идеи чучхе, т. е. построение социализма в условиях изоляции от международного сообщества. Официальные партийные органы обладают монополией на распространение информации и пользуются ею настолько успешно, что могут формировать в умах граждан абсолютно уникальную картину мира. Тем не менее, с течением времени и в этом герметичном колпаке возникают прорехи в виде контрабандных товаров из Китая, видеофильмов с картинами южнокорейской жизни, которые нельзя счесть декорациями [10].

С большими трудностями столкнулась основанная на принципах чучхе Тэанская система работы, при которой высшим руководящим органом любого предприятия выступал партийный комитет. Утверждалось, что «политическое руководство партии – это основная гарантия полного выявления творческих способностей народных масс в хозяйственной деятельности» [20]. М. Тригубенко говорит о состоявшемся демонтаже этой системы в связи с энергетическим и продовольственным кризисом и необходимостью привлечения иностранных инвестиций и помощи, а также с фактическим появлением кооперативных форм собственности и коммерческих фирм во внешнеэкономической деятельности [36].

Структура, где нет даже робкого намека на либерализацию – Корейская народная армия. Как заявлял Ким Чен Ир: «Армия есть партия, государство и народ» [9, с. 31]. Первый Председатель Государственного Комитета Обороны КНДР, Верховный Главнокомандующий Маршал Ким Чен Ын продолжает реализацию политики сонгун, ставящей армию на первое место в экономике, политике и идеологии. В этом смысле можно говорить о сочетании партократических и милитократических черт в политическом режиме КНДР. Не имея намерения представлять Северную Корею в образе вооруженного монстра, невозможно игнорировать тот факт, что основные ресурсы отвлекаются на поддержание высокой степени милитаризации при нерешенности элементарных социальных проблем. Так, согласно данным Всемирной продовольственной организации, хронически недоедают 37% детей в возрасте до пяти лет и 32% беременных женщин. Параллельно с этим Всемирная организация здравоохранения сообщает о крайне низких государственных расходах на медицинское обслуживание (менее $1 в год на чел.) [34]. Таким образом, выживание режима требует от населения физического самопожертвования.


Подводя итоги второй главы можно сделать следующие основные выводы:

1. Для определения политического режима Израиля приемлем термин «мультикратия» (мультиформократия). Мультикратия израильского «пирога власти» сложилась в основных своих чертах в первые годы существования государства. В дальнейшем её развитие предполагало не изменение числа его сегментов, а постоянную борьбу, расширение/сужение доли этих сегментов в структуре государственной власти. Такая структура позволила сохранить основные элементы демократического режима, дав при этом отдельным группам населения возможность удовлетворять свои религиозные, партийные, клановые, экономические и общественные запросы. Существующие в Израиле демократические институты контролируют большинство, но не все политически важные процессы в стране, часть из которых подвержена влиянию различных иных политически активных сил, которые – тем самым – определяются как «кратии». Так как доминирующим сегментом властных структур являются демократические институты, политический режим государства Израиль ближе к мультикратии с демократической доминантой.

2. КНДР использует институт политических партий, встроенных в систему традиционных ценностей. Демонстративная приверженность идеологии характерна для партийной элиты, занимающей административные посты в государственной и военной иерархии, в то время как от всего населения требуется лояльность к политике правящей партии.

3. Идея демократизации присутствует в политическом дискурсе страны, но на практике лишь символически включается упоминание этой концепции в названия политических партий и самого государства.

В общих чертах можно охарактеризовать основные признаки тоталитаризма, присущие северокорейскому режиму:

-обязательная для всех идеология; культ личности; цензура; однопартийная система;

-плановая экономика; развитая пропаганда;

-исключительная роль государства во всех общественных делах; мощный репрессивный аппарат принуждения.

4. Вот такой перед нами предстает современная Северная Корея. Политический режим – тоталитарный коммунизм с примесью национализма. Такая характеристика существующей системы будет наиболее точной. Кроме того, для северокорейского режима характерна наследственная смена власти и крайняя закрытость в отношениях с другими странами мира.