Файл: Теоретические основы семейного воспитания лекция Семейная педагогика и психология в системе наук.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 241

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

163 163 очень беспокоит.
Проанализируем причины нежелания ребенка идти в школу. Причин может быть несколько. Это может быть психологическая неготовность ребенка к обучению в школе. Однако вывод о неготовности ребенка к началу обучения в школе нельзя делать только на основе заявления самого ребенка о том, что он не хочет учиться. Быть может, он так говорит потому, что еще сам толком не знает, что на самом деле его ожидает в школе, в частности, не подозревает о том приятном, с чем ему предстоит встретиться в школе.
Возможно также, что, реально оказавшись в школе, ребенок быстро изменит свое отношение к ней в лучшую сторону. Тем не менее, узнать, как сам ребенок объясняет свое нежелание идти в школу, в любом случае весьма полезно хотя бы потому, что все равно придется этого ребенка разубеждать, используя его же доводы. Кроме того, в процессе убеждения ребенка следует ориентироваться на уровень его сознания и понимания необходимости учиться. Родителям или психологу, если он будет консультировать ребенка, следует начинать именно с этого, то есть с детальных расспросов ребенка о том, почему он не желает идти в школу. Беседу с ребенком можно вести, последовательно задавая подобные вопросы:
− «Хочешь ли ты пойти учиться в школу?». Дальнейшие вопросы имеют смысл лишь тогда, когда на данный вопрос ребенок ответил отрицательно.
− «Почему ты не хочешь идти учиться в школу?». Если ребенок подробно отвечает на этот вопрос, давая определенные ответы и на некоторые, следующие далее, вопросы, то часть из них можно пропускать. Если на этот вопрос последует самый общий, неопределенный ответ типа «не знаю», то все последующие вопросы необходимо будет обязательно задать.
− «Зачем вообще детям нужно ходить в школу?»;
− «Почему в школе может быть плохо?»;

164 164
− «Что обычно делают в школе?»;
− «Что такое школьные уроки?»;
− «Чему в школе можно научиться?»;
− «Станет ли тебе лучше или хуже от того, что ты пойдешь учиться в школу?»;
− «Если тебе станет лучше, то объясни, почему»;
− «Если ты считаешь, что станет хуже, то также попробуй объяснить, почему ты так считаешь?»;
− «При каких условиях ты все же согласен пойти учиться в школу?».
Конечно, это только приблизительный перечень возможных вопросов, которые можно задать ребенку в связи с выяснением причин его нежелания учиться в школе. Количество и содержание вопросов может изменяться в зависимости от того, как ребенок будет отвечать на задаваемые ему вопросы.
Главное здесь состоит в том, чтобы точно установить причину нежелания ребенка идти учиться и дать ему и его родителям целенаправленные рекомендации, следование которым повысит уровень мотивационной, личностной готовности ребенка к школьному обучению.
Работа по повышению уровня мотивационной готовности к обучению в школе с ребенком, который вскоре должен будет пойти учиться, сводится к тому, чтобы самыми разными, доступными и эффективными способами вызвать у него повышенный интерес к учению. Такой интерес, если он у ребенка изначально отсутствует, сравнительно легко породить в том случае, когда отсутствие желания учиться основано на незнании того полезного, что ребенку может дать школа. Часто происходит то, что дети, посещающие дошкольные курсы, из-за завышенных к ним требований, теряют интерес к школе, и не хотят туда идти, а это не очень способствует повышению учебной мотивации. В основе предшкольного образования должны лежать игровые формы и методы обучения. Детям необходим дневной сон, место для игр, игрушки. Их образование должно проходить, действительно, в


165 165 игровых формах и не может быть связано с рамками привычной в школе дисциплины.
Однако причин нежелания ребенка идти учиться в школу может быть много, и среди них может оказаться, например, недостаточная когнитивная или же коммуникативная готовность ребенка к обучению. Тогда вместе с началом обучения ребенка необходимо будет проводить активную специальную работу по повышению уровня его готовности к обучению в двух указанных аспектах.
Вариант 5. В психике и поведении ребенка-дошкольника молодые родители обнаруживают нечто такое, что их тревожит. Довольно часто в практике обращения родителей в психологическую консультацию встречается повышенная тревога по поводу психологических или поведенческих нарушений в развитии ребенка.
В этом случае нужно точно понять, что на самом деле беспокоит родителей ребенка и действительно ли их тревога объективна, так как различных недостатков в психологическом развитии ребенка может быть множество. Кроме того, родители, не будучи профессионально подготовленными психологами, могут ошибаться в оценке его реальных проблем. Иногда они могут реально не замечать существующих проблем. И наоборот, бывает, что они могут видеть проблемы в психологическом развитии ребенка там, где их на самом деле нет. Без проведения специального психодиагностического обследования и психолог часто не в состоянии точно поставить диагноз психологических и поведенческих нарушений у ребенка.
Поэтому вначале проводится предварительная беседа с родителями и с самим ребенком, а после этого психологу-консультанту желательно провести специальное диагностическое обследование ребенка для уточнения его трудностей. Если в результате такого обследования у ребенка действительно обнаруживаются какие-либо трудности, то это еще не является основанием

166 166 для серьезного беспокойства со стороны его родителей. Возможно, отставание ребенка в психологическом или поведенческом развитии не выходит за рамки нормы его возрастного развития, и через некоторое время, когда ребенок повзрослеет, его отставание уменьшится или же будет полностью преодолено.
Вполне вероятно также, что данный ребенок для своего возраста развивается вполне нормально, но его родители предъявляют к нему очень высокие требования или неправильно оценивают уровень развития, достигнутый ребенком. Эти и другие подобные случаи ошибочных заключений о проблемах ребенка необходимо выявить и устранить в первую очередь.
Рекомендуя родителям разнообразные формы работы с детьми по устранению нарушений в их психическом и поведенческом развитии, следует также осведомить родителей, что результаты такой работы почти никогда не бывают быстрыми. Положительные изменения могут оказаться внешне малозаметными, поскольку воспитательные факторы действуют постепенно и замедленно. Может быть так, что внутренне ребенок начинает изменяться, в то время как в его реальном, внешнем поведении это отражается мало или с заметным опозданием по сравнению с внутренними изменениями. Поэтому необходимо производить точную психодиагностику корректируемых у ребенка свойств перед началом работы по коррекции, в ходе такой работы и обязательно по ее завершению. Это нужно для систематического контроля процесса развития и для своевременной коррекции развития, если в ходе соответствующей работы обнаружатся отклонения от намеченной цели.
Желательно научить родителей самостоятельно оценивать уровень психологического развития ребенка при помощи сравнительно простых и доступных им методов психодиагностики. Тогда родители будут меньше ошибаться в оценке ребенка, меньше беспокоиться о нем и, следовательно, способствовать его нормальному развитию. Повышенное беспокойство


167 167 родителей о ребенке обычно передается и самому ребенку и может препятствовать его нормальному развитию.
Вариант 6. К консультанту обратились родители девочки семи лет с жалобой на выраженный эгоцентризм, который проявляется в желании быть в центре внимания, в бурных протестах, когда ей отказывают в удовлетворении ее просьб.
Перед началом работы психологу необходимо совместно с родителями изучить ситуации, при которых у девочки возникают такие реакции, и на основе этого можно разработать сценарии игровой психокоррекции, если это, действительно, будет необходимо.
Приведем пример такой игры. В игре может участвовать психолог, девочка и любая привлекательная игрушка. Допустим, это будет мягкая игрушка – пушистый кот Тимофей. Психолог выполняет роль ведущего, кот
Тимофей – главный герой, который в процессе игры реагирует на ситуации так же, как девочка в реальной жизни. Кот упрямится, закатывает истерики, ругается, пытается драться. Девочка будет выступать в роли подруги кота, или его мамы, бабушки, воспитательницы. После каждого игрового сеанса психологу вместе с девочкой нужно обсуждать поведение кота Тимофея, обращая внимание на негативные и позитивные стороны его поступков.
После занятия девочке может быть предложено домашние задание – придумать ситуации, в которых Тимофей ведет себя правильно, проявляет героизм. Сколько потребуется времени на подобную работу предположить довольно сложно. Улучшение поведения будет заметно, возможно, после двух месяцев игровой коррекции, а может быть и после одной-двух таких встреч с психологом-консультантом.
Вариант 7. В консультацию обратилась мать ребенка-дошкольника, которая жалуется на то, что ее сын без спросу берет чужое, ворует. Запрос психологу – помочь ребенку избавиться от этого. Такой формальный, поверхностный взгляд на проблемы ребенка формирует у некоторых

168 168 родителей потребительское отношение к психологической помощи, и они всю ответственность за результат полностью возлагают на психолога.
Необходима переориентация родителей с симптома на личность ребенка.
Здесь также может понадобиться исследовать семейные взаимоотношения и стиль воспитания родителей.
Перед психологом стоит задача организовать ситуационно-личностное и ситуационно-деловое общение ребенка с родителями. Могут использоваться такие психотехнические игры, как «чтение мыслей», «живая скульптура», которые проводятся в семейной группе «родитель-ребенок».
Психолог предварительно договаривается с ребенком, и тот изображает определенные чувства:
− «огорчение»;
− «удивление»;
− «досаду»;
− «радость».
Родителю нужно угадать, какое чувство изображает ребенок. Затем, наоборот, родитель становился актером, а ребенок – экспертом его таланта.
При выполнении упражнения «живая скульптура» ребенок и родитель изображают животных, предметы. Такие игры обычно вызывают положительные эмоции у участников группы, способствуют свободному выражению, спонтанному поведению.
Психологическое консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста рассматривает широкий спектр возникающих проблем:
− проблем поведенческого характера;
− эмоциональных проблем;
− возрастных кризисов;
− невротических синдромов;
− и так далее.


169 169
Многие психологические проблемы детского возраста со временем полностью проходят. Однако при отсутствии должного сопровождения могут длиться несколько лет, вызывая различные отклонения в развитии и причиняя ребенку значительные страдания, а родителям сильнейшие переживания за собственных детей и их будущее. В таких случаях целью консультирования обычно является создание условий для возможно более быстрого выздоровления, а в некоторых случаях – помощь в устранении проблемы, которая сама по себе исчезнуть не может.
Важным моментом в психологическом консультировании является тщательная оценка природы психологических трудностей ребенка. Психолог- консультант должен выявить действительный психологический механизм, который лежит в основе детских проблем, а не пытаться строить предположения на основе только сообщения родителей. Психологу- консультанту необходимо прислушиваться к ребенку и предоставлять ему возможность для выражения собственных чувств и убеждений. Консультанту важно дать ребенку понять, что он его понимает и хочет ему помочь.