Файл: Теоретические основы семейного воспитания лекция Семейная педагогика и психология в системе наук.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 238
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 1
Психология семьи и семейного воспитания
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Лекция 1.1. Семейная педагогика и психология в системе наук
Первая тема курса посвящена теоретико-методологическим основам психологии семьи и семейного воспитания. В ее рамках будут раскрыты предмет, задачи и методы исследования психологии семьи и семейного воспитания. Вы познакомитесь с историей развития семьи и брака, функциями семьи. Вы также узнаете о добрачных факторах благополучия брака, теории брачного выбора, стадиях и кризисных периодах брака.
В современной действительности остро стоят вопросы преодоления человеком собственного одиночества, обретения устойчивого гармоничного союза с другим человеком, сохранения этого союза на протяжении всей жизни. Лучше всего это выразил Сергей Леонидович Рубинштейн, когда писал о том, что отношение к людям – основа человеческой жизни, и психологический анализ, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинной психологии.
Психология семьи
– одно из древнейших направлений психологического знания. Все попытки осмысления индивидуально- психологической и общественной жизни человека связаны с пониманием семейно-ролевой организации и динамики. Социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой.
Психология семьи имеет дело с групповым, а не с индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Подчеркивая групповое качество своего
2 2 объекта, психология семьи рассматривает индивида, но как члена семьи – составную часть целого, которая сводится к отдельной личности.
Предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития, развитие личности в семье.
Теоретической основой психологии семьи стали исследования:
− в социальной психологии;
− психологии личности;
− психологии развития;
− педагогической психологии;
− клинической психологии.
Как практическая отрасль психология семьи стала развиваться в связи с задачами профилактики нервно-психических заболеваний и проблемами семейного воспитания. Психология семьи рассматривает вопросы:
− супружеских отношений;
− детско-родительских отношений;
− межпоколенное взаимодействие;
− диагностику семейных отношений;
− семейное консультирование;
− терапию и коррекцию семейных отношений.
Задачи психологии семьи включают:
− исследование закономерностей становления и развития функционально-ролевой структуры семьи на различных стадиях ее жизненного цикла;
− изучение добрачного периода, особенностей поиска и выбора брачного партнера;
− изучение психологических особенностей супружеских отношений; изучение психологических особенностей детско-родительских отношений, роли семейного воспитания в развитии ребенка на разных
3 3 возрастных этапах;
− изучение ненормативных кризисов семьи и выработку стратегий их преодоления.
Условно можно выделить во всей психологической литературе три направления в изучении понимания семьи.
Социальная психология семьи. С точки зрения данного направления, семья – социальный институт. Социальная психология семьи исследует закономерности межличностных отношений в семье, устойчивость, стабильность внутрисемейных отношений. Задача социальной психологии семьи – изучение воздействия структуры семьи на внутрисемейные процессы и на семейное поведение личности. Данное направление рассматривает также закономерности становление, функционирования и распада семьи как групповой целостности. Социальная психология семьи граничит с социологией и социальной психологией.
Психология семейных отношений исследует межличностные отношения в семье с позиции влияния на развитие личности, описывает статусно-ролевые различия, психологические дистанции, динамику.
Семейное консультирование, диагностика, терапия описывают выстраивание коррекционных методик на основе теоретического осмысления проблем семьи и брака.
Семья является объектом исследования многих наук – социологии, экономики, права, этнографии, демографии, педагогики и др. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи.
Экономика рассматривает потребительские аспекты семьи и ее участие в производстве материальных благ и услуг. Этнография исследует особенности уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками. Демография – роль семьи в процессе воспроизводства населения, тенденции брачности и детности.
Педагогика рассматривает семью как субъект воспитания, ее воспитательные
4 4 возможности.
Алла Николаевна Ганичева и Ольга Леонидовна Зверева в своей работе указывают, что семейная педагогика изучает условия семейного воспитания и разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка.
Ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Константин
Дмитриевич Ушинский, Петр Францевич Лесгафт, Петр Федорович
Каптерев, Виктор Николаевич Сорока-Росинский. В трудах классиков педагогики подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка. Домашнее воспитание рассматривается как важнейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание – как священное право каждого ребенка. Правильное воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей, повышение их психологической культуры.
Объект семейной педагогики – состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института. Предметом изучения является сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка.
Еще в глубокой древности сложились две ветви воспитания – в семье и общественных учреждениях. Обе ветви имеют много общего, но есть и существенные, принципиальные различия в целях, принципах, содержании общественного и семейного воспитания.
В круг задач семейной педагогики входят:
− разработка теоретических проблем семейного воспитания;
− изучение опыта семейного воспитания;
− внедрение научных достижений в практику семейного воспитания;
− исследование путей повышения педагогической культуры родителей;
− обоснование целесообразного соотношения семейного и
5 5 общественного воспитания и технологии взаимодействия родителей и педагогов.
Рассмотрим основные методы психологии семьи и семейного воспитания.
Наблюдение – восприятие поведения людей в семейной ситуации с последующей фиксацией происходящих событий. Психолог при этом не вмешивается в действия членов семьи, за которыми наблюдает. Запись результатов наблюдений должна быть строго фактологической, без выводов и интерпретаций.
Метод анализа конкретных ситуаций. Изучение конкретной семейной ситуации или случая подразумевает всестороннее исследование:
− использование тестов;
− изучение биографий;
− проведение собеседований.
Опрос.Опросить каждого человека невозможно, поэтому психологи работают только с отдельной выборкой. Опрос может быть проведен по телефону, в личной беседе, анкета может быть разослана по почте.
Необходима внимательная формулировка вопросов. Они должны вызывать разнообразные ответы, поэтому целесообразно использовать открытые вопросы: «Что? Как? Каким образом? Почему? Для чего? Зачем?».
Методики диагностики родительско-детских отношений делятся:
− на предназначенные для детей;
− для родителей;
− пригодные для обследования детей и родителей;
− содержащие задания для детей и для родителей;
− для взаимодействующей диады – родитель – ребенок.
Приведем известные методики диагностики, которые хорошо зарекомендовали себя в исследовательской и практической работе с семьей.
Методики, предлагаемые ребенку:
6 6
− методика «Рисунок семьи» и ее модификации;
− методика Жиля;
− различные варианты методики «Незавершенные предложения»;
− детский аперцептивный тест Беллак;
− опросник эмоциональных отношений в семье, составленный
Захаровой.
Методики, предлагаемые родителям:
− семейная генограмма Черникова;
− методика «Линия жизни семьи» берет начало от индивидуальной методики, разработанной супругами Крониками, – «Твоя линия жизни»;
− родительское сочинение «История жизни моего ребенка»;
− опросник родительских отношений Варги-Столина;
− опросник стиля родительского воспитывающего поведения
Эйдемиллера;
− опросник родительских установок и реакций Шафера.
Статистические методы. Для расчета уровня значимости полученных результатов и их взаимосвязи используется математическая статистика.
Однако эти методы ограничены в плане обнаружения причинно- следственных связей.
Эксперимент – это единственный метод, позволяющий достоверно установить, что наличие какого-нибудь одного фактора, влечет за собой обязательное появление другого. Условия психологического эксперимента контролируются, что позволяет выявить определенные влияния и связи, причины явлений. Обязательно наличие контрольной и экспериментальной группы.
Дадим определение понятиям «брак» и «семья». Брак – особый общественный институт, форма общественного устройства, санкционируемая и регулируемая форма отношений между полами, устанавливающая их права
7 7 и обязанности по отношению друг к другу, к их детям и потомству. Брак определяется как средство развития общества в целом, традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней.
Семья – социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.
Семья – система отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на браке или кровном родстве, имеющая исторически определенную организацию.
Приведем обзор метафорических представлений о семье, предложенных современными молодыми людьми:
− «это город, который нам предстоит построить и сохранить»;
− «едущий поезд с вынужденными или запланированными остановками, на которых выходят и входят разные люди»;
− «молекула»;
− «произведение искусства среди кучи металлолома»;
− «оркестр, играющий одну музыку»;
− «крыша, которая защищает от бурь и непогоды»;
− «улыбающиеся и ждущие, пушистые домашние тапочки»;
− «горошины в стручке»;
− «зонтик, который защищает от дождя».
В приведенных метафорических характеристиках отражены аспекты семейных отношений:
− объединение;
− эмоциональная близость;
− защищенность;
− определенность;
− эстетичность;
− опасность утраты;
− ответственность;
8 8
− социальная необходимость.
В психолого-педагогической литературе выделяют юридические признаки семьи. К ним относятся брачные или кровнородственные связи, совместное проживание в одном помещении и общий бюджет.
К признакам семьи как социального института относят установки и образцы поведения:
− уважение;
− лояльность;
− готовность защищать;
− ответственность;
− родительско-детские отношения.
Еще одним признаком является символика семьи, которая выражается в общности фамилии, наличии обручальных колец, штампа в паспорте, свадебном платье, праздничном застолье. Семью как социальный институт характеризуют утилитарные черты – наличие хозяйства – дом, машина, мебель. Устный и письменный кодекс, брачный контракт, обязанности, идеология – романтическая любовь, совместимость, также являются социальными признаками семьи.
Существует множество классификаций семейных функций, как в отечественной литературе, так и в зарубежной. Мы разберем семейные функции с точки зрения системного подхода, а также институциональные и базисные функции семьи. Рассмотрим одну из классификаций семейных функций. Экономическая функция связана с оплатой банковских счетов, банковскими вкладами, заработной платой и другими финансовыми опе- рациями. На семье лежат также обязанности по удовлетворению физиологических потребностей членов семьи, связанных с интимной близостью, приобретением и приготовлением пищи, покупкой одежды, лечением и профилактикой болезней, уходом за домом. Семья выполняет восстановительную функцию по организации индивидуального семейного
9 9 отдыха, хобби ее членов. Важной функцией семьи является социализация детей, связанная с развитием социальных навыков и межличностных отношений. Семья способствует самоидентификации детей. Помогает им увидеть свои сильные и слабые стороны, способствует развитию чувства принадлежности. Велика воспитательная роль семьи. Именно в семье ребенок познает, что такое добро и зло, любовь, дружба, верность. Семья выполняет также мировоззренческую функцию, формируя систему ценностей у ребенка. Образовательная функция семьи связана с образова- нием детей и продолжением образования родителей. Наконец, семья играет важную роль в профессиональной подготовке и решении проблем, связанных с профессиональной деятельностью.
Таким образом, понимание семьи как целостной системы позволяет распространить на нее положения, относящиеся к функционированию системных объектов.
Семья обладает сложным внутренним строением, своей психологической структурой и специфическими функциями.
Семья как целое определяет некоторые характеристики входящих в нее индивидов.
Семейная система не является простой суммой составляющих ее элементов.
Каждый индивид семейной системы влияет на других индивидов и сам находится под их влиянием.
Семейная система обладает способностью к саморегуляции.
Понимание семьи как системы приводит, в свою очередь, к пониманию необходимости применения комплексного подхода к организации клинико- психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии детей, психофизиологической системы мать-ребенок, всей семейной системы в целом.
Семья начала развиваться вместе с развитием брачных отношений. При
10 10 этом менялись ее функции и общественные роли. В современном обществе семья уступила некоторые из своих функций другим общественным институтам. В психологической литературе выделяются институциональные функции семьи, которые являются обезличенными – не каждый член семьи выполняет ту или иную функцию. К ним относится репродуктивная функция, связанная с биологическим воспроизведением, сохранением вида, продолжением фамилии. Семья осуществляет сексуальную функцию – упорядочивание половых контактов партнеров. Охранно-защитная функция заключается в психологической, физической, экономической защите всех членов семьи. Семья дает первичную социализацию, этнические и эстетические установки, формирует первичные навыки и образцы поведения, реализуя воспитательную функцию. Семья распределяет обязанности, возлагает на членов семьи ответственность по обеспечению жизнедеятельности, осуществляя хозяйственно-бытовую, организационную функцию. Рекреативная функция заключается в том, что семья – это место восстановления сил, организации досуга. Семья обеспечивает создание условий для счастья каждого члена семьи – фелицитологическая функция.
Среди институциональных функций также коммуникативная, нормативная и регулятивная функции. Коммуникативная связана с удовлетворением потребности членов семьи в общении и в уединении. Семейное общение деликатно и интимно. Семья осуществляет нормативную функцию – задает систему норм, ценностей мнений, которые выступают основой выбора человека и критерием оценивания. Семья регулирует отношения каждого ее члена друг с другом, с другими людьми, с обществом – регулятивная функция.
Базисные функции семьи касаются удовлетворения личных потребностей в семье:
− удовлетворения потребности в любви;
− в развитии индивидуальности;