Файл: Теоретические основы семейного воспитания лекция Семейная педагогика и психология в системе наук.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 11
− половой идентификации;
− формирования позитивных отношений;
− психотерапевтическая потребность.
В психологии семьи понятие «функция» используется практически во всех своих значениях:
− это роль, которую семья как социальный институт и малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу;
− внешнее проявление свойств семьи в системе ее взаимосвязей с обществом;
− функция есть зависимость между процессами, происходящими в самой семье;
− чаще всего функция семьи понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей.
Фактически каждая функция соответствует некой потребности или группе потребностей:
− потребности в любви;
− защите;
− общении;
− отцовстве и материнстве;
− духовной;
− физической близости;
− и др.
Питирим Александрович Сорокин выделил три направления эволюции семьи и брака.
Первое направление. Почти у всех исследованных народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу.
Второе направление. На первичной ступени половых отношений господствовала широкая свобода брачных сношений, которая и являлась характерной для ранних эпох. Моногамные связи кратковременны и

12 12 случайны.
Третье направление связано с эволюцией брака, состоящей в ограничении свободы половой жизни, в переходе от группового брака к браку моногамному.
При формировании человечества на стадии дикости отношения между полами регулировались биологическими потребностями, преобладал промискуитет – беспорядочные половые связи между кровными родственниками. Брака как общественного регулирования между полами еще не существовало. Это была биогенная, добрачная форма сожительства между мужчинами и женщинами.
Первоначально это были эндогамные связи, то есть внутренние браки
– внутри одной общности и рода. Конфликты на сексуальной почве и генетическое ослабление начинают угрожать самому существованию рода.
Общество начало искусственно регулировать сексуальные отношения через систему табу – запретов. Пару искали из другого рода, дети оставались в материнском роде. Такие отношения называются экзогамными и характерны для уровня Каменного века. Эти связи обнаружили свои преимущества – с генетической точки зрения более здоровые дети, и стали закрепляться обычаями. Таким образом, возникла первая форма человеческого брака – групповой, дуально-родовой. По сути это было приходящее супружество.
Мужчины одного рода имели право на женщин другого рода и наоборот.
Хозяйство, производство вещей и продуктов оставались в рамках первичного рода, матриархат. Дети находятся с матерью, а когда мальчики подрастают, переходят к мужчинам и проходят обряд инициации. В эпоху нового каменного века – неолита, а особенно в Железном и Бронзовом веках формируется парный брак. Его появление связано с возникновением земледелия, усовершенствованием орудий, созданием условий, когда два человека способны прокормить семью. Постепенно ответственность за семью все более переходит к отцу, закрепляется, появляется патриархат.


13 13
Родство уже считалось по отцовской, мужской линии. И на смену парной семье пришла новая, высшая форма семьи – моногамная, то есть, единобрачная семья. Полностью закрепилась моногамия как новая форма брака с возникновением частной собственности на средства производства, с разделением общества на классы. Жена перешла на жительство к своему мужу, в семью мужа, и вместе с детьми подпала под его власть. Былое равенство супругов в браке закончилось на многие века.
С переходом к феодализму обществом был установлен единый для всех обязательный церковный брак, хотя крепостные могли вступать в него лишь с позволения своего хозяина, помещика, феодала и практически по его выбору.
Необходимо сказать, что патриархатная семья существовала и существует в форме не только моногамного, но и полигамного брака, когда один муж имеет право владеть несколькими женами, целым гаремом. В этом случае особенно ярко видно неравноправие женщины в браке. И не только в экономических и правовых отношениях, но и в отношениях сексуальных, в отношениях между полами. Женщина имеет право вступать в брак только с одним мужчиной, мужчина же – одновременно с несколькими женщинами.
Ныне полигамия существует в некоторых мусульманских странах, но у цивилизованных слоев населения она уже идет на спад.
Надо отметить, что история знает и иную форму неравенства в браке – полиандрию, то есть многомужество. И до сих пор полиандрия встречается в некоторых племенах Индии, Тибета, Южной Америки. В Индии чаще всего жена старшего брата становилась общей женой всех братьев – и получалась так называемая фратериальная, или братская семья. Причем женщина в таких семьях обычно занимает высокое положение, ссоры здесь крайне редки, отношения между членами семьи мягкие, доброжелательные.
Превратившись в собственника семьи, ее имущества, и всего, что ранее принадлежало жене, муж стал выступать в качестве кормильца детей и

14 14 жены, а они – в качестве его иждивенцев, независимо от того, кто на самом деле содержал семью. Положение женщины ухудшилось, она превратилась в бесправную домашнюю рабыню. Установление отношений наследования богатства резко поставило задачу биологического отцовства. Мужчина теперь был заинтересован в том, чтобы дети его жены были именно его детьми. Появляется система государственных и религиозных законов, культ девственности, таинство брака. Измена супруги – тяжкий грех, и за подобные проступки даже католическая церковь позволяла расторгать браки. В некоторых странах и государство становилось на защиту прав мужчины. В частности, еще в середине XIX века во Франции супружеская неверность со стороны жены могла быть наказана заключением в тюрьму сроком до двух лет.
Однако это равенство всегда носило формальный характер. К голосу женщины не прислушивались уже при выдаче ее замуж. Действовал принцип «стерпится – слюбится». Кроме того мужчина в рабовладельческом обществе имел право вступать в связь со своими рабынями.
Что касается трудящихся и рабочего класса, где женщина с самого вступления в брак была втянута в процесс материального производства, она уже не была иждивенкой мужа. Женщина стала экономически равноправной с мужем, и брак в таком случае был не столько патриархатно-моногамным, сколько эгалитарным, равноправным для обоих супругов. В настоящее время такой брак, независимо от социального строя, все более распространяется у всего человечества, во всех слоях населения.
Современные мужчины уже по-другому смотрят на вопросы образованности и карьерных успехов жены. По данным социальных опросов, они стали придавать интеллекту и образованию партнерши куда больше значения, чем умению готовить и вести домашнее хозяйство.
В современном мире появилась альтернатива законного брака – гражданский брак. Уже две трети населения Земли не видят разницы между


15 15 официальными и незарегистрированными отношениями. В психологической литературе отмечают, что гражданский брак привлекает многих своей необязательностью. Появляется своего рода синдром «вечной молодости», что кажется многим крайне привлекательным. Более того, в крупных городах появилась особая категория людей «свободные эгоисты».
Представители этого типа рациональны, успешны, привыкли много тратить на себя, они любят моду и готовы платить за то, чтобы хорошо и молодо выглядеть. Их отношения – либо брак гостевой, когда партнеры живут отдельно и встречаются несколько раз в неделю, либо ни к чему не обязывающие романы. Однако данные социологических опросов указывают, что в настоящее время гражданский брак нередко оказывается прочнее официального. И чем дольше гражданский брак длится, тем больше у него шансов превратиться в официальный. Отмечено, что после трех лет совместной жизни отношения официально оформляют около 75 % сожителей. Кроме того, люди привязываются друг к другу, не желают искать новых партнеров, а чувство тревожности, вызванное временностью гражданского брака и необязательностью отношений, все усиливается и, в конце концов, партнеры женятся.
Ллойд Демоз привел свою оценку изменения отношения к детям, начиная с IV века нашей эры до современности:
− стиль детоубийства – инфантицидный. С античности и до IV века нашей эры. Когда родители боялись, что ребенка будет трудно воспитать или прокормить, они обычно убивали его, и это оказывало огромное влияние на выживших детей. У тех, кому повезло выжить, преобладали проективные реакции, а возвратные реакции находили выражение в гомосексуальных половых актах с детьми;
− бросающий стиль в IV–ХIII веках нашей эры. Родители начали признавать в ребенке душу, ее греховность, отправляли детей воспитываться в монастырь или в заведение для маленьких детей, в

16 16 дом другого знатного рода в качестве слуги или заложника, отдавали навсегда в чужую семью или окружали строгой эмоциональной холодностью дома. Символом этого стиля может быть одна из популярных до тринадцатого века картин с изображением суровой
Марии, которая крепко, почти до удушья, сжимает в руках младенца
Иисуса. Проекции по-прежнему очень сильны – ребенок полон зла, его надо все время бить. Однако возвратные реакции значительно ослабевают. Это заметно из уменьшения числа гомосексуальных связей с детьми;
− амбивалентный стиль в XIV–XVII веках. Ребенку дозволено участие в жизни родителей. Детей начинают любить, но отказывают им в самостоятельности и индивидуальности, лепят по своему подобию. В случае сопротивления «выбивают» злое начало. У философа Джона
Локка самой популярной метафорой было сравнение детей с мягким воском, гипсом, глиной, которым надо придать форму. В искусстве становится популярным «образ заботливой матери»;
− навязывающий стиль –XVIII век. Ребенка нянчила родная мать. Он не подвергался пеленанию и постоянным клизмам. Его рано приучали ходить в туалет. Не заставляли что-либо делать, а уговаривали. Били иногда, но не систематически. Повиноваться заставляли часто с помощью слов;
− социализирующий стиль XIX век – середина XX. Ребенка учат приспосабливаться к обстоятельствам, социализируют, подготавливают к будущей жизни. В девятнадцатом веке отцы стали гораздо чаще выказывать интерес к своим детям, иногда даже освобождая мать от хлопот, связанных с воспитанием. Основа воспитательных воздействий – упражнение;
− помогающий стиль с середины XX века. Данный стиль основан на допущении того, что ребенок лучше, чем родитель, знает свои


17 17 потребности на каждой стадии развития. В жизни ребенка участвуют оба родителя, они понимают и удовлетворяют его растущие индивидуальные потребности. Детей не бьют и не ругают, им прощают, если они в состоянии стресса устраивают сцены. Такой стиль воспитания требует огромных затрат времени, энергии, а также бесед с ребенком, особенно в первые шесть лет, потому что помочь ребенку решать свои ежедневные задачи невозможно, не отвечая на его вопросы, не играя с ним. Быть слугой, а не повелителем ребенка, разбираться в причинах его эмоциональных конфликтов, создавать условия для развития интересов, уметь спокойно относится к периодам регресса в развитии – вот что подразумевает этот стиль, и пока еще немногие родители со всей последовательностью испробовали его на своих детях.
Каждая культура порождает определенную нормативную модель семьи.
Дохристианская модель семьи. Русские до XIV в. были в большей мере язычниками, нежели христианами. Отношения мужа и жены строились не на отношениях «доминирования – подчинения», а на изначальной конфликтности. В славянском язычестве женщина не являлась существом, подчиненным мужчине и обладала качествами, отличными от мужских, считалась носителем особой женской силы. Тайное женское могущество являлось причиной ее власти над мужчиной и внушало страх, почтение и даже ненависть. Женщина обладала свободой, как добрачной, так и в браке.
Если девицу принуждали выйти замуж без ее согласия, и она причиняла себе увечье, с виновников взыскивался штраф. Женщина имела возможность развода и могла, если ее не устраивает муж или отношение к ней семьи мужа, вернуться к матери и отцу. Поскольку чаще всего рода враждовали между собой (Монтекки и Каппулетти – отголосок язычества на итальянской почве), то и отношения мужа и жены сохраняли оттенок вражды, конфликта. Муж не

18 18 доверял жене, жена – мужу. Муж ждал от жены козней, лжи, отравления. В семье главную роль играла «большуха» – старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина. Ею была жена отца или старшего сына. Родители, как целое, противостоят детям, одно поколение борется с другим. Дети – всегда в подчинении.
Христианская – традиционная модель семьи в XII веке. Семьи многопоколенные, разветвленные, функционируют под единым начальством старшего. Общинность – преобладание насильственно-коллективистских начал. Семьи предельно открыты обществу. Существуют условия для неформального соседского контроля. Не было анонимности воспитания.
Развитие личности каждого человека во многом определяло повседневное общение с природой, включенность в нее семейно-бытовой хозяйственной деятельности. Семья автоматически включала детей в свои повседневные заботы, так как домашний труд каждого был условием выживания.
Совместно проживающие близкие родственники расширяли возможности социализации, многократно увеличивалось число межличностных ролей и контактов. Существует монопольный авторитет отца как образца поведения, защитника, распорядителя. Семья на 100 % выполняла все семейные функции. Государство не вмешивалось в сферу семьи. Для этого времени характерна высокая смертность: 50 % детей умирали до 6 лет, продолжительность жизни до 35 лет, каждые шестые роды заканчивались смертью роженицы. Поэтому существовала необходимость высокой рождаемости – женщина в среднем рожала по десять человек.
Многодетность также имела следующие объективные причины: дети приносили в семью доход, начиная работать с трех-четырех лет, с пяти лет их брали работать на фабрику. Мальчиков рожать было выгоднее, так как на них выдавали надел земли. Слабая государственная власть не давала защиты и гарантии семье – считалось, чем больше семья, тем больше возможности выжить и защититься.


19 19
Современная модель семьи – постиндустриальная. Происходит изменение в функциях семьи. Ряд функций отходят в другие социальные институты – защитная, образовательная. Семья отдаляется от производства –
дом отделен от работы. До 70 % современных семей нуклеарные, где два супруга живут отдельно от родителей, с детьми или без них. Характерна общая эмансипация женщин, их включенность в процесс производства.
Современная семья – эгалитарная, то есть основанная на отношениях равенства мужчины и женщины, партнерстве. Увеличение числа разводов, повторных браков. Переход от развода по инициативе мужа к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов. Происходит переход от открытой к закрытой системе выбора супруга независимо от предписаний родства и традиций. Эволюция взглядов на сексуальную мораль – либерализация отношения к половой близости вне брака и, как следствие, увеличение числа детей вне брака. Существует проблема детности – тотальная малодетность. Моралью общества и семьи становится:
«дети – это дорого», «семья мешает карьере», «происхождение – признак цивилизации». Удлиняется период социализации детей, усиливается экономическая зависимость детей от родителей. Постепенное уменьшение детской смертности связано с развитием медицины, укреплением здоровья.
До образования семьи идет процесс формирования супружеской пары.
Эмпирически доказано, что источником трудностей в семейной жизни могут стать особенности выбора партнера, характер добрачного и предбрачного ухаживания, принятие решения о вступлении в брак. Рассмотрим теории выбора брачного партнера и добрачные факторы благополучия брака.
В рамках психоаналитического подхода говорится о том, что в поисках партнера люди ориентируются на образ родителя противоположного пола.
Моделью «его взрослого» является родитель того же пола. Люди переносят любовь и энергию либидо с первых объектов любви на общественно одобряемый объект – брачного партнера.

20 20
Еще одной теорией брачного выбора является теория комплементарных потребностей Уинча. Основной тезис этой теории – люди предпочитают выбирать себе в супруги тех, чьи особенности противоположны и комплементарны – дополняют их собственные.
Например, человек робкий и склонный к зависимости, скорее всего, предпочтет партнера сильного и доминантного. Это связано с тем, что индивид всегда стремится максимизировать степень удовлетворения своих потребностей.
Для данной теории подходит знаменитый тезис
«противоположности притягиваются».
Инструментальная теория Сентера исходила из предположения о том, что люди стремятся выбрать в качестве брачных партнеров тех, чье поведение и другие характеристики обеспечивают максимум удовлетворения и минимум затрат. В поиске партнера соблюдается принцип гендерной схожести – ценности и потребности наиболее типичные для мужчин должны совпадать с женскими потребностями и ценностями.
Теория «стимул – ценность – роль» или «обмен и максимальная выгода» Мурстейна получила, пожалуй, наибольшее распространение среди исследователей. Согласно данной теории, в основе брачного выбора лежит процесс оценивания качеств брачного партнера и определение того, кто может принести наибольший выигрыш при наименьших затратах.
Характеристика партнера – благо, подлежащее обмену. Основные классы благ:
− внешний облик – физические данные;
− манера поведения;
− статус – сумма благосостояния;
− происхождение;
− образование;
− место в обществе;
− ценности и убеждения;