Файл: Теоретические основы семейного воспитания лекция Семейная педагогика и психология в системе наук.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 243

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

154 154 предлогов – на столе, под стулом. Деятельность детей становится более произвольной, целенаправленной и самостоятельной. Все эти качества наиболее полно представлены в ведущей деятельности – в игре, которая превращается из сюжетной в сюжетно-ролевую. Но и продуктивная, и трудовая деятельность также изменяются. Ребенок становится полноправным партнером и взрослому, и сверстнику, который умеет сотрудничать и кооперироваться в процессе выполнения изображений или различных трудовых действий.
В плане развития познавательной деятельности необходимо формировать у ребенка чувство самодостаточности и гордости за результаты своей работы. Взрослый должен удовлетворять потребность ребенка в признании его достижений, не искать промахи и недостатки в рисунках и поделках, а привлекать внимание к красивым сочетаниям цветовых оттенков, к гармонично размещенным изображениям. Взаимодействие взрослого с детьми пробуждает и стимулирует возникновение у ребенка образа Я, позиции. Все это способствует формированию творческих и познавательных способностей, необходимых свойств личности – самостоятельности, произвольности, осознанию себя среди взрослых и сверстников. К концу дошкольного возраста многие дети овладевают счетом, чтением и письмом.
Но эти знания должны опираться не на абстрактные представления о знаках – буквах, цифрах, символах, а на оперирование с конкретными предметами и их множествами. Целесообразно научить родителей тому, как во время прогулки можно полезно поиграть с ребенком. Например, собрать с ребенком разные листья, сгруппировать их по цвету, форме, выложить от самого большого к самому маленькому или наоборот. Потом поискать деревья, с которых они упали, сравнить их по высоте, поиграть в игру «узнай дерево на ощупь». Можно собрать шишки, желуди, упавшие веточки, семена и кору деревьев, а зимой мастерить из этого материала поделки или использовать его для счета. Пусть у ребенка будет своя полочка, на которую будут

155 155 выставляться созданные поделки, стена, где будут вывешиваться его рисунки и аппликации. Кроме того, совместные игры, занятия рисованием, изготовление поделок и конструкций – это прекрасная возможность повозиться родителям вместе с ребенком в его комнате или уголке, а значит – обменяться положительными эмоциями, радостью, чувством психологического и физического комфорта.
В старшем дошкольном возрасте возникает соподчинение мотивов – способность выбирать из множества одновременно действующих побуждений то, что наиболее важно или существенно, что будет определять его поведение и деятельность. Соподчинение мотивов – очень важное изменение для развития личности ребенка. Обязанности по дому, собственные желания, просьба мамы, чувство долга по отношению к больному дедушке, мимолетный порыв – малыш решает, какие свои дела и в какой последовательности он выполнит, вот что означает соподчинение мотивов. Родители и семейные отношения во многом определяют его выбор.
Ему приходится учиться понимать, что важнее – его собственные, часто эгоцентрические интересы или необходимость поступить по совести. Пример родителей и близких людей становится основой для детского подражания.
Разберем пример. Бабушка на консультацию привела девочку шести лет с жалобами на негативное поведение, непослушание, жадность. Девочка увидела в приемной малыша, который в силу ограничений здоровья лишен способности самостоятельно ходить. Девочка достала свои конфеты и угостила малыша. Бабушка похвалила девочку, погладила ее по головке.
Девочка сказала бабушке: «А давай еще конфет купим, дома всех угостим – маму, братика, папу». На что бабушка отреагировала следующей фразой:
«Вот еще чего! Твоей маме худеть нужно». Ребенок замолчал, и минутный, добрый порыв тут же угас.
На консультацию к психологу часто обращаются родители дошкольников с жалобами на их агрессивное поведение. Общепринятым


156 156 считается, что у детей дошкольного возраста отмечается в основном агрессия как оборонительная и как самоутверждение. В детском коллективе достаточно распространена непреднамеренная агрессия – это случайное нанесение вреда человеку. Не проходит и недели, чтобы кто-нибудь кого- нибудь не толкнул или не ударил случайно, нечаянно. И каковы бы ни были последствия этих случаев, их наличие говорит лишь о том, что ребенок чрезмерно возбудим. Агрессия как попытка самоутвердиться проявляется у дошкольников и в игре, и в общении с родственниками и, чаще с родителями, чем с пожилыми родственниками. В игре ребенок как бы «отрабатывает» зарождающиеся лидерские тенденции, становясь ситуационным лидером, у которого имеются подчиненные, слушающиеся его распоряжений. В общении с родными ребенок проявляет замашки диктатора, который как бы тестирует своих родных на устойчивость нервной системы и уровень дозволенного.
Оборонительная агрессия очень типична для детей дошкольного возраста. Ее специфическая особенность в том, что она сопровождается гневом. А гнев – это реакция ребенка на нарушение значимой для него системы витальных ценностей. Для одного значимым может быть факт физического оскорбления, для другого – отнятая игрушка, для третьего – обидное слово. В результате ребенок начинает бурно протестовать. Но и эти реакции имеют четкую связь с типом высшей нервной деятельности. Слабый, астеничный ребенок заплачет, побежит жаловаться, сильный, стеничный по своему психотипу ребенок кинется давать сдачи. Кроме того, вследствие бедного набора имеющихся средств воздействия на «обидчика» у детей нередко появляются неадекватные реакции – ребенок начинает кусаться, драться, щипаться. Такие реакции могут закрепляться в результате неправильного воспитания в семье или ближайшем окружении и могут быть направлены не только на сверстников, но и на взрослых. По данным доктора психологии, специалиста по семейному и детскому консультированию

157 157
Вайолет Оклендер, агрессивное поведение ребенка связано, в первую очередь, с окружением, а не с его внутренними побуждениями. Именно окружение провоцирует ребенка, возбуждает в нем чувство страха и гнева.
Если ему чего и не хватает, так это способности справиться с окружением.
Ребенок не знает, как справиться с чувствами, которые провоцирует в нем недружелюбное окружение. Иногда ребенка воспринимают как агрессивного, если он попросту выражает свой гнев. Однако ребенок, который обнаруживает деструктивное поведение, испытывает чувство тревожности, незащищенности, обиды. У него также часто отмечается низкая самооценка.
Вайолет Оклендер подчеркивает, что обучение оптимальным формам выражения гнева является профилактической мерой и способом работы с агрессивным поведением. Агрессивное поведение – это, скорее, защитное поведение малыша.
Известен еще один вид детской агрессивности – «инструментальная агрессия», способствующая тому, чтобы достать то, что необходимо или желательно. Огромные сложности появляются у родителей с избалованными детьми, каждое «хочу» которых должно быть выполнено любой ценой.
Конечно, такие дети агрессивно настроены, если кто-то мешает им обладать предметом их желания.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

В литературе отмечаются указания на специфические различия агрессии у детей трех и пяти-шести лет. Как фиксированная форма поведения, агрессивность закрепляется тогда, когда трехлетний малыш не ощущает со стороны родителей ни нежности, ни любви и мечтает хоть каким-то способом привлечь к себе их внимание. В три года ребенок еще не может свое недовольство спрятать в себе, поскольку его поведение не регулируется социальными нормами и волевыми усилиями. В раннем возрасте он может лишь подражать близким взрослым, ведь подражание – это один из главных путей познания мира. Так что причиной повышенной драчливости со стороны малыша может быть обычное подражание взрослым.

158 158
А вот в пять-шесть лет агрессивный характер поведения – это специфическая форма взаимоотношения ребенка с другими людьми, особенно со сверстниками, свидетельствующая о нарушении социальных контактов с ними.
Основные усилия специалистов в области преодоления детской агрессивности направлены на выявление причин возникновения агрессии и на поиск позитивных способов работы с гневом. Часто исследователями выделяются четыре фазы такой работы:
1. Представить детям практически приемлемые методы для выражения подавленного гнева.
2. Помочь им подойти к реальному восприятию чувства гнева, которое они могут сдерживать.
3. Дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть скажут все, что нужно сказать тому, кому следует.
4. Обсуждать с ними проблему гнева – что заставляет их гневаться, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время.
Родителям и воспитателям дошкольных учреждений необходимо помнить, что личная агрессивность взрослых способствует возникновению и закреплению у детей агрессивного поведения. На агрессию никогда нельзя отвечать агрессией, взрослый должен собственным примером демонстрировать ребенку конструктивное поведение в случае возникшего конфликта. За агрессию нельзя строго наказывать – это закрепляет негативные формы поведения, но и потакать агрессивному поведению ребенка тоже не следует. Обучение родителей способам погашения агрессивных выходок детей – это одна из задач консультанта, помогающего родителям в разрешении проблем, связанных с воспитанием детей.
В практике психологического консультирования наиболее часто встречаются следующие варианты проблем, относящихся к взаимоотношениям родителей с детьми дошкольного возраста.


159 159
Рассмотрим выделенные нами варианты проблем и особенности проведения психологического консультирования в каждом из этих случаев.
Вариант 1. В молодой семье супруги впервые столкнулись с трудностями установления нормальных взаимоотношений с ребенком в возрасте трех лет. Ребенок чрезмерно активен или, наоборот, необычно пассивен, апатичен, безразличен ко всему. И тот и другой вариант поведения ребенка естественным образом может вызывать обоснованное беспокойство у родителей.
Необходимо проинформировать молодых супругов о том, что непослушание ребенка в возрасте двух-трех лет обычно наступает во время первого кризиса возрастного развития. За ним следует переход ребенка на новую, более высокую, чем младенчество, ступень психологического развития, и обычно это связано с тем, что дети развиваются быстрее, чем это замечают взрослые. Поэтому взрослые не успевают вовремя перестраивать свое отношение и поведение, чем и порождается кризис во взаимоотношениях взрослых с ребенком. Непослушание ребенка – форма его протеста против неадекватного обращения с ним взрослых людей, которые не замечают, что их ребенок повзрослел, и у него появились новые интересы и потребности. Ограничивая самостоятельность ребенка, взрослые люди невольно препятствуют удовлетворению потребностей и интересов, вызывая тем самым протест со стороны ребенка.
Все это психолог-консультант должен объяснить родителям, обратившимся в психологическую консультацию с подобной проблемой.
Важно также посоветовать им самостоятельно почитать специальную психолого-педагогическую литературу на данную тему. Это должна быть литература, доступная неспециалистам и содержащая в себе рекомендации о том, как взрослым людям следует вести себя в период кризиса возрастного развития ребенка.
Повышенная активность ребенка в этом возрасте может быть

160 160 обусловлена сразу несколькими причинами. У ребенка может быть от природы холерический темперамент. Повышенная активность может быть обусловлена возрастом ребенка, так как многие нормально развивающиеся дети в возрасте около трех лет бывают повышено активными, и это связано с особенностями их физиологии.
Проявление пассивности у трехлетних детей не является нормой для детей этого возраста и, следовательно, оправдано может вызывать беспокойство со стороны родителей ребенка. Однако такая пассивность также может быть связана с врожденным флегматическим типом темперамента, природной медлительностью ребенка.
Пассивность, связанную с типом темперамента, следует отличать от так называемой аномальной пассивности, требующей вмешательства специалиста и психологической коррекции. Причинами аномальной пассивности ребенка могут стать слишком жесткое воспитание, наличие множества неоправданных запретов и ограничений, накладываемых на поведение ребенка. Если эти причины устранить, то ребенок может стать нормально активным. Повысить активность ребенка можно, развивая его интерес к окружающему миру и активность.
Приступая к психологическому консультированию по такому запросу, вначале следует провести диагностику и определить его природный тип темперамента, возможно в дальнейшем встанет необходимость исследовать стиль воспитания в семье. Затем с учетом результатов – делать выводы о коррекции поведения ребенка и формах работы с семьей.
Вариант 2. Супруги, у которых уже есть два или более ребенка разного возраста, не старше подросткового, жалуются на то, что между их детьми почему-то не складываются нормальные взаимоотношения и довольно часто возникают конфликты.
В этом случае необходимо снять не вполне обоснованное беспокойство родителей, заверив их в том, что конфликт между ними и


161 161 ребенком – явление временное и возрастное. Когда ребенок повзрослеет, конфликты забудутся, и взаимоотношения между ним и его родителями станут вполне нормальными.
Обычно это происходит через два-три года после того, как родители начинают замечать признаки кризиса возрастного развития. К старшему школьному возрасту у большинства родителей и детей, конфликты, как правило, значительно уменьшаются или полностью исчезают.
Это, однако, не означает, что подобного рода конфликты можно игнорировать или долгое время оставлять без внимания. Будучи своевременно не разрешенными, они порождают устойчивый психологический барьер в общении взрослых людей и ребенка и становятся со временем трудно устранимыми. Кроме того, он серьезно препятствует психологическому развитию ребенка. Терпеливое, настойчивое разъяснение взрослыми детям неправильности их поведения, убеждение, а не наказание детей – вот психологически оправданный и педагогически правильный путь коррекционной работы с детьми в этих условиях.
При возникновении конфликта в семье между самими детьми не стоит становиться на сторону только одного ребенка, даже если первоисточником конфликта действительно является другой ребенок. Важно научить детей умению предупреждать и избегать возникновения конфликтных ситуаций, не поддаваясь провокационным действиям со стороны других детей. И если ребенок научится это делать, то он вполне сможет сам избегать конфликтов.
Если же ребенок отвечает на провоцирующие конфликт действия другого ребенка, следовательно, в возникновении конфликтной ситуации отчасти виновен и он сам.
Хорошо, если, работая с детьми старшего возраста, родители ставят перед собой задачу научить их полезным умениям и навыкам, в данном случае – активным действиям по предупреждению и последующему разрешению конфликтов.

162 162
Вариант 3. Супруги, у которых ребенок находится еще в младенческом или раннем возрасте, не могут между собой договориться и имеют разные точки зрения на то, как им обучать и воспитывать ребенка.
В этом конкретном случае не существует общих, универсальных советов и рекомендаций. Главное в успешном разрешении соответствующей проблемной ситуации состоит в том, чтобы обучение и воспитание шло на пользу ребенка, позволяло ему как можно раньше и как можно лучше приспосабливаться к реальным условиям жизни.
Для того чтобы психологическое консультирование оказалось в этом случае максимально полезным для ребенка и его родителей, психологу- консультанту рекомендуется вести консультирование вначале индивидуально с каждым из родителей по четкому плану.
Необходимо выяснить, в чем состоят разногласия между родителями в вопросах обучения и воспитания детей.
Каждому из родителей надо предоставить возможность объяснить психологу-консультанту свою точку зрения по обсуждаемым вопросам.
Каждому родителю в отдельности необходимо точно указать на сильные и слабые стороны его позиции, предложив, вместе с тем, отказаться от слабых аргументов. Особенно, если в соответствующем вопросе родителю возражает не только психолог-консультант, но и другой родитель.
Желательно провести личную встречу обоих супругов для согласования их позиций по обучению и воспитанию детей. На этой встрече психологу-консультанту следует сыграть роль компетентного, компромиссно настроенного, целенаправленно ведущего обе конфликтующие стороны к согласию друг с другом. Также целесообразно рекомендовать клиенту хотя бы небольшой список хорошей научной и научно-популярной литературы для самообразования в области обучения и воспитания детей соответствующего возраста.
Вариант 4. Ребенок семи лет, не хочет идти в школу, и родителей это