Файл: Формирование Я-концепции школьника..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чем характеризуется это чувство? В первую очередь, осознанием ответственности за собственные поступки и слова. Во вторую очередь появляется понимание ценности вещей и значения денег. Тинейджеры уже не стремятся просто хулиганить и бунтовать против существующих правил, они пытаются подработать, сэкономить карманные деньги для приобретения чего-либо. Также они более последовательны в своих пожеланиях, высказываемых родителям в отношении подарков к праздникам.

Во сколько лет дети становятся подростками, имеющими чувство взрослости, а не тенденцию к ней? Ответа на этот вопрос не существует. Развитие личности протекает индивидуально и во многом зависит от того, в каких условиях живет ребенок.

Как меняется физиология?

Подростки 12-16 лет по-разному не только ведут себя, но и выглядят. Что же происходит в их организме? Тело начинает взрослеть, меняться точно так же, как и сознание. Некоторые изменения проходят постепенно, другие же словно появляются из ниоткуда, пугая тинейджеров.

В переходном периоде начинается и заканчивается половое созревание. В это время у девочек начинаются месячные, и устанавливается менструальный цикл. У юношей возникают поллюции, случается самопроизвольная эрекция. Конечно же, появляются и вторичные половые признаки.

Помимо изменений, связанных с репродуктивной системой, идут и другие процессы. Меняется голос, появляются волосы на теле. Внутри организма устанавливается новый гормональный баланс, меняется и обмен веществ. Физиологические особенности подростков заключаются в том, что в их телах одновременно проходит большое количество различных процессов, что может негативно отразиться на функциональности внутренних органов. К примеру, может нарушиться сердечный ритм, периодически наблюдаться расстройство кишечника или же почечная дисфункция. Однако наиболее часто встречается нарушение жирового обмена, из-за чего волосы становятся сальными, а лицо покрывается угрями.

Но при наличии наследственной склонности к серьезным заболеваниям в переходном возрасте следует проявлять повышенную осторожность и регулярно проходить медицинские осмотры.

Каковы особенности психического развития в переходном возрасте?

Подросток — это какой возраст с точки зрения психического развития? В чем его важность? К сожалению, многие родители не осознают того, что в переходном возрасте формируется не только мужское или же женское естество, но и психика человека[15].


Под социальным развитием в этом возрастном периоде понимается в первую очередь общение со сверстниками. Если в детстве у человека в приоритете было мнение родителей, бабушек и дедушек, педагогов, то в отрочестве ситуация меняется. Наиболее важное значение в этом возрасте имеет мнение сверстников и ребят немного постарше. Именно их одобрения ищет тинейджер.

Что понимается под деятельностью? Психологические процессы, происходящие при повседневных занятиях. Например, в школе тинейджер сравнивает себя с другими, у него формируется представление о собственной личности. Осваивая какой-либо предмет, подросток оценивает его уже не на уровне интереса, а с позиции того, готов он этим заниматься или нет.

Новообразования – это все те психические процессы, которые не были свойственны ребенку, но появились в сознании тинейджера. То есть к ним следует отнести как интерес к противоположному полу, так и понимание ценности вещей, денег.

Подростковые страхи

Специфические страхи – это тоже возрастные особенности. В старшем подростковом возрасте дети, как правило, боятся следующего:

  • не быть собой;
  • неудач, провалов, казусов;
  • наказаний и осуждения со стороны сверстников;
  • физического несовершенства или же уродства;
  • одиночества;
  • отсутствия перспектив и возможностей для самореализации[16].

Каждый из этих страхов в той или иной степени присущ всем тинейджерам. Задача родителей заключается не в том, чтобы разубедить подростка, а в том, чтобы не зафиксировать его внимание на конкретном переживании, не превратить юношеский страх в фобию.

Достаточно парадоксально то, что на этапе младшего подросткового периода, тинейджеры почти не испытывают страха перед самостоятельной жизнью, а, наоборот, всячески стремятся к ней. Однако как только тенденция к взрослости меняется на ее чувство, этот страх тут же возникает.

Тинейджеры – это уже не дети, но и взрослыми их считать тоже нельзя. Это утверждение справедливо как в отношении психики, так и в вопросах физиологии и социальных навыков.

Давайте разберемся, что же такого «страшного» происходит с ребенком в этот период, какие важные задачи решает подросток в своем развитии, и как это время безболезненно пережить родителям.

Действительно, младший подростковый возраст, границы которого колеблются между 11 и 14 годами, характеризуется бурным ростом и глобальными изменениями практически во всех сферах жизни. А как мы знаем, быстрые изменения редко проходят гладко. Давайте посмотрим на этот возраст с точки зрения тех задач, которые буквально за несколько лет должен разрешить в своей жизни каждый подросток.


Первое, что бросается в глаза – это физические изменения. Тело растет, изменяется внешность. У многих подростков изменения происходят скачкообразно, когда буквально за несколько месяцев подросток значительно прибавляет в росте. Очень быстро вытягиваются руки и ноги, не поспевая за такими изменениями подростки часто неуклюжи, не очень точно чувствуют свое тело. И важная задача для подростка – освоиться с этими быстрыми изменениями, почувствовать границы своего тела, научиться в полной мере им владеть.

К быстрому росту добавляется еще и половое созревание, которое также приходится на этот период. К утомляемости, изменениям физического состояния добавим еще и повышенную эмоциональность, чувствительность и новые, незнакомые для подростков переживания. Появляется и резко развивается интерес к противоположному полу, вопросам взаимоотношений мужчины и женщины. И новая важная задача – осознать себя соответственно юношей или девушкой, познакомиться со своими чувствами, научиться адекватным способом их выражать.

Другие серьезные изменения происходят в интеллектуальной сфере – развивается абстрактное мышление, подростки становятся способными оперировать абстрактными понятиями, развивается фантазия и гипотетическое мышление. И этим новообретенным качествам нужно находить применение – научиться рассуждать, формулировать свою точку зрения. Подростки начинают более критично смотреть на мир, поступки взрослых, рассуждать об общемировых проблемах, философствовать.

Как мы все знаем, большую роль в жизни подростка начинают играть сверстники. И очень важной задачей является установление с ними хороших отношений, причем, если так не происходит, успехи во всех остальных сферах жизни этого не компенсируют.

Идем дальше, еще одно важное последствие вышеуказанных изменений – подросток начинает больше задумываться о себе, появляется интерес к своему телу, своей личности. Основным источником информации для подростка становятся сверстники, их мнение, сравнение себя с ними играют для ребенка в этом возрасте ключевую роль. И мы можем добавить еще одну задачу – развитие позитивной самооценки. Повышение критичности мышления и интерес к общению со сверстниками вытекают еще в одну задачу (часто проблему для взрослых) – развитие самостоятельности и начало отделения от родителей. Подростки спорят, бунтуют, требуют, проверяют границы дозволенного. Важно помнить, что за таким неудобным поведением стоит важный процесс – дети учатся быть взрослыми и самостоятельными[17].


Глава 2 Организация и проведение психологического исследования

2.1 Используемая методика и ее описание

Гипотеза исследования: современная молодежь будет испытывать различия в гендерных ориентациях.

Исследование проводилось в мае 2019 года. В числе юношей и девушек в возрасте от 18 до 23 лет. В исследовании участвовали 40 человек, также 20 мальчишек и 20 девченок.

В нашей работе мы уже подчеркивали, что на базе активного определения собственной позиции в общественно развитой системе ценностей существует определение значимости ее существования. Для определения соответствующего содержания системы ценностей современных подростков и женщин мы употребляли методику “Ценностные ориентации” Милтона Рокича.

Система ценностных ориентаций описывает богатое по содержанию направление личности и сформировывает базу ее отношения к миру, к иным людям, к для себя, базу миропонимания и ядро ​​мотивации жизнедеятельности.

Методика М. Рокича основана на прямом ранжировании перечня ценностей. М. Рокич различает два типа ценностей:

а) терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель личного существования стоит того, чтоб к ней стремиться

б) инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий либо свойство личности является желаемым в хоть какой ситуации. Это деление соответствует радиационному делению на ценности-цели и ценности-средства[18].

Субъектам предлагается поочередно оценивать 18 имен конечных точек (актуальные цели) и 18 имен инструментальных ценностей (средства для заслуги актуальных задач). Более необходимыми являются конечные ценности - это главные цели человека. Они отражают длительную перспективу жизни, ее сегодняшние ценности и будущие амбиции. Максимальные значения определяют смысл человеческой жизни..

Перечни значений были распределены по 20 субъектам с инструкциями по ранжированию предлагаемых значений в согласовании с их значимостью в жизни субъекта. 1-ое перечисленное значение получает 1 балл, 2-ое - 2 балла и т.д. до последнего (18 баллов). Среднее арифметическое каждого значения рассчитывается. Значения, которые получают 1-6 баллов - важные; 7-12 баллов - наименее значимо; 13-18 баллов - упущено.


Терминальные ценности включают последующие:

- активная, инициативная жизнь;

- жизненная мудрость (зрелость суждений, здравый смысл, достигаемые актуальным опытом);

- здоровье (физическое и психическое);

- увлекательная работа;

- красота природы и искусства (переживание красивого в природе и искусстве);

- любовь (духовная и физическая близость с возлюбленным человеком);

- материально богатая жизнь (отсутствие вещественных трудностей);

-наличие отличных и верных друзей;

- общая отличная обстановка в государстве, в обществе, сохранение мира меж народами (как условие благополучия каждого);

- публичное признание (почтение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

- познание (возможность расширения собственного образования, кругозора, общей культуры, умственное развитие);

- равенство (равные возможности для всех);

-самостоятельность как самостоятельность в суждениях и оценках;

- свобода (самостоятельность в поступках и действиях);

- счастливая домашняя жизнь;

- творчество (возможность творческой работе);

- уверенность внутри себя (свобода от внутренних разногласий, колебаний);

- наслаждения (жизнь, полная наслаждений, развлечений)[19].

Инструментальные ценности:

- аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах);

- воспитанность (отличные манеры, вежливость);

- высочайшие запросы;

-чувство юмора;

- исполнительность (дисциплинированность);

-самостоятельность (способность действовать без помощи других, решительно);

- непримиримость к недочетам внутри себя и в остальных;

- образованность (широта познаний, высочайшая общая культура);

- ответственность (чувство долга, умение держать слово);

- рационализм (умение здраво и разумно мыслить, принимать продуманные, оптимальные решения);

- самоконтроль (выдержка, самодисциплина);

- храбрость в отстаивании собственного представления, собственных взглядов;

- жесткая воля (умение настоять на собственном, не отступать перед сложностями);

- терпимость к взорам и воззрениям остальных, умение прощать иным их ошибки;

- широта взглядов (умение осознать чужую точку зрения, уважать другие вкусы);

-честность;

- продуктивность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

- чуткость, умение осознать другого человека.