Файл: Формирование Я-концепции школьника..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Формирование личности - это процесс социализации человека, заключающийся в овладении им своей исконной социальной сущностью. Формирование личности связано с принятием человеком социальных ролей и ролей, разработанных в обществе, социальных норм и правил поведения, с формированием способности строить отношения с другими людьми ...

Среди многих личностных качеств, присущих подростку, чувства взрослой жизни и “Я-концепция”.

Взросление - один из ключевых периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Большинство ученых признают, что взросление и молодость являются основным периодом формирования собственных убеждений и умения строить собственный образ жизни. В текущем периоде ситуация развития юношей осложняется трудностями социальной перестройки нашего общества, поэтому необходимо изучать психологию современной молодежи и юношей, особенно девушек, в поисках смысла жизни.

Подростковый возраст — трудное время не только для родителей, но и для самих детей. Именно в этот период родители вдруг открывают для себя, что те правила, по которым они общались с детьми, уже не действуют, а новых правил пока нет. Да и какими они должны быть, эти правила, когда твой ребенок вдруг стал еще не взрослым, но уже и не ребенком? Помните период конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века? Как он назывался? Верный ответ - перестройка. Вот именно такой амбициозный хаос сейчас переживает ваш биологически подросший, но психологически еще не повзрослевший ребенок.

В связи с важностью поиска смысла жизни для личностного развития в подростковом возрасте, актуально и необходимо исследование ценностных ориентаций в указанный возрастной период.

Изучением психологических особенностей и проблем подросткового возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги - теоретики и практики: Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Мудрик А.В., Божович Л.И., Бернс Р., Кулагина И.Ю., Раис Ф., К. Левин, Ш. Бюлер. Э. Шпрангер, и др.

Цель исследования: исследовать ценностные ориентации современной молодежи.

Объект исследования: мировоззрение юношей и девушек.

Предмет исследования: ценностные ориентации испытуемых.

Задачи исследования:

- на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить проблему поиска смысла жизни в подростковом возрасте;


- выявить наличие различий в ценностных ориентациях современной молодежи по гендерному признаку.

Методы проведенного исследования: метод наблюдения; методика М. Рокича; методы обработки данных.

Глава 1. Особенности Я-концепции в подростковом возрасте

1.1 Подростковый возраст

Подростковый возраст (его еще называют средним школьным возрастом) – период жизни человека с 11 до 14 лет, период психически нестабильный, противоречивый, переходный. Иногда его можно назвать кризисным, но это индивидуально. Сроки развития человека в этот период зависимы от индивидуальных особенностей. Период протекает очень бурно, причем не только для подростка, но и его окружения (родителей, учителей, родственников).

Подростковый возраст — трудное время не только для родителей, но и для самих детей. Именно в этот период родители вдруг открывают для себя, что те правила, по которым они общались с детьми, уже не действуют, а новых правил пока нет. Да и какими они должны быть, эти правила, когда твой ребенок вдруг стал еще не взрослым, но уже и не ребенком? Помните период конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века? Как он назывался? Верный ответ - перестройка. Вот именно такой амбициозный хаос сейчас переживает ваш биологически подросший, но психологически еще не повзрослевший ребенок. Подростковый, «переходный» или  пубертатный возраст - это сложнейший возрастной кризис в жизни человека, потому что резкие перемены начинаются и на физиологическом, и на психологическом, и на социальном уровнях одновременно[1].

Физиологический уровень. Одна гормональная «буря» чего стоит. В крови подростка бушующих гормонов в этот период в 4 раза больше, чем в крови взрослого человека. И выражается это мерзкими угрями на коже, лишним весом и высоким уровнем агрессии, повышенной утомляемостью и резкими перепадами настроения. «Мое тело взбесилось», - часто говорят подростки. И это именно так.

Психологический уровень. Появляется «чувство взрослости» или «я как бы уже взрослый, а поэтому…». Начинается курение, «боевой раскрас» у девочек (и у некоторых мальчиков), алкоголь, рискованные «игры» (включая очень взрослые), поздние гулянки, тусовки, протест против взрослого мира вообще, а в частности, против любых запретов, правил, морали и доподростковых  ценностей. У мальчиков меняется походка, - начинают ходить вразвалку – «палубная походка», сутулая спина, руки в карманах. Там, где подростки, - всегда шумно, громко и вызывающе по отношению ко всем вокруг. В своем представлении они – супер крутые, и только они что-то понимают в этом мире. Все остальные «отстали», «достали», «отвалили»[2].


Но если бы проблемы заключались только в этом, то и говорить  было бы не о чем. А ведь главное в этом периоде - это становление личности, формирование характера, возможное появление психопатических и психиатрических проявлений.

Подростковый возраст – это не только перестройка всего организма, бунт против взрослого мира, но и обострение хронических соматических и скрытых психических заболеваний. На этом фоне отказ от учебы и показная грубость становятся вторичными.

Социальный уровень. Подросткам жизненно важно быть в группе. Если он один – он аутсайдер и моббинг в классе и на улице ему обеспечен. Удача, если ребенок растет лидером и сам формирует свою группу под свои интересы. А если нет?

В этом возрасте, как никогда ему важны различные аксессуары - показатели принадлежности к определенной группе: гаджеты, сумки, очки, часы, рюкзаки, кроссовки, стрижки, цвет волос и прочее. Даже если для нас, родителей, это совершенно непонятно, - это наши проблемы. Дайте ему  заявить о себе миру, позвольте быть, как все в выбранной им группе. Так, например, дико орущая музыка, которая доносится из рюкзака мимо проходящего подростка, нам, взрослым  кажется полным абсурдом, а подросткам – высшей степенью крутизны[3].

Пример из жизни. Когда старший брат вдруг затребовал широченные реперские штаны, обувь и кепку с характерным козырьком, - мама поняла, что его пубертат вошел в самую крутую фазу. Стала ли возмущаться? Нет. Поехали и купили ему все, что он просил. Прошло два года, и реперский стиль легко сменился на деловой костюм. И это было знаком того, что самый сложный подростковый пик закончился. Немного терпения, понимания и принятия, и вы вместе переживете этот, очень непростой жизненный этап.

Подростковый возраст – это «лакмусовая бумажка» и яркий показатель  всех предыдущих издержек воспитания. Если Вы обратили на своего ребенка внимание только сейчас, то уже поздно задавать вопросы: «В кого ты такой? Как ты так можешь? Что с тобой происходит?». Когда в семье взаимопонимание, принятие и любовь с самого рождения ребенка, - подростковый возраст проходит очень мягко[4].

А вот если ребенок рос в атмосфере отвержения, унижения, эмоциональной холодности, гипо- или гиперопеки, в атмосфере двойных стандартов, здесь и начинаются бурные подростковые протесты или тихая, скрытая «месть» за предыдущие унижения и неуважение.

Подростковый возраст  — трудное время не только для родителей, но и для самих детей. Именно в этот период  родители вдруг открывают для себя, что те правила, по которым они общались с детьми, уже не действуют, а новых правил пока нет. Да и какими они должны быть, эти правила, когда твой ребенок вдруг стал еще не взрослым, но уже и не ребенком? «Мал еще во взрослые разговоры встревать!», - и тут же, - «Ты должен нести ответственность за…». Так мал еще или уже взрослый, который несет ответственность за себя и свою жизнь? Вот в чем сложность восприятия своего  подростка – в определении его нового статуса «не ребенок и не взрослый», в определении нового стиля и воспитания, и общения. Поэтому подростковый кризис – это, в том числе, и  родительский кризис[5].


Помните период конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века? Как он назывался? Верный ответ - перестройка. Вот именно такой амбициозный хаос сейчас переживает ваш биологически подросший, но психологически еще не повзрослевший ребенок.

Еще в начале прошлого столетия слово «подросток» почти не употреблялось, люди обычно говорили «отрок». Однако после революции это слово старались не произносить из-за того, что от него веяло ушедшим прошлым. Сейчас же «отрок» ассоциируется с религией, речами священников, а в обиходе употребляется «подросток» и английский синоним «тинейджер».

Научное понятие «подростковый возраст» появилось в конце XIX столетия. Случилось это во многом из-за проявления интереса к проблемам юности со стороны писателей, философов, мыслителей того времени. Например, Достоевский в своем романе «Подросток» описывает характерные для юности проблемы ничуть не хуже, чем это делают психологи.

Что же это такое? Согласно научному определению, это специфический возрастной период в жизни человека. Он является переходным между детством и взрослой жизнью. Соответственно, и характеризуется множеством изменений, происходящих как в физиологии, так и в сознании человека.

Когда начинается и заканчивается?

Подросток — это какой возраст? Современная наука не дает однозначного ответа на этот вопрос. На то, какими будут рамки, ограничивающие этот период, влияют следующие факторы:

  • страна или же регион, в котором живет ребенок;
  • национальность и пол;
  • культурные особенности;
  • социальные условия[6].

В общем же, максимальные рамки подросткового периода – это возраст от 10 до 19 лет. Разумеется, далеко не каждый человек на пороге двадцатилетия является подростком, и не каждый ребенок начинает взрослеть с десятого года жизни. В среднем же подростком считается человек, находящийся в возрасте от 12 до 17 лет. Однако то, с какого возраста ребенок считается подростком, зависит от индивидуальных особенностей его развития.

Как разделяют период взросления?

Что же касается разделения периода взросления на отдельные этапы, то Организацией объединенных наций принята такая классификация:

- ранний – от 10 до 14;

- поздний – от 14 до 19.

Именно такого разделения придерживаются в большинстве стран, и оно является общепринятым, международным.

Разумеется, имеются и иные варианты разделения взросления на отдельные этапы. Например, в Советском Союзе считалось, что младший подростковый период – это 12-14 лет, а поздний – 15-17[7].


Международная группа психологов провела исследование и пришла к выводу, что представление о границе между подростковой и взрослой жизнью надо пересмотреть. Хотя раньше считалось, что подростками перестают быть в 19 лет, в развитых странах подростковый возраст теперь заканчивается ближе к 24 годам, отметили ученые.

В современном мире молодые люди позже заканчивают учиться, создают семьи и рожают детей. Би-би-си приводит данные статистики, согласно которым в Британии молодые люди начинают жить независимо от родителей только в 25 лет. Поиск партнера сдвигается на еще более поздний срок. Так, Национальная статистическая служба Великобритании выяснила, что женщины чаще вступают в брак после 30, а мужчины — после 32.

Изучив все эти факторы, ученые пришли к выводу, что систему социальной поддержки подростков необходимо продлить до 24 лет. «Наше восприятие подросткового периода слишком ограничено», — говорит руководитель исследования Сьюзан Сойер. Она добавляет, что многие молодые люди старше 18 лет независимы лишь наполовину: закон признает их взрослыми, но полную ответственность за свою жизнь они нести не готовы.

Фонд народонаселения ООН считает, что подростки — это люди в возрасте от 10 до 19 лет. По данным ООН за 2015 год, в мире проживает больше миллиарда подростков — это приблизительно каждый шестой житель земли.

Группа австралийских ученых под руководством профессора Университета Мельбурна Сусаны Сойер представила довольно серьезные аргументы в пользу своей нетривиальной идеи. Исследование было опубликовано в одном из самых авторитетных медицинских изданий в мире - журнале Lancet.

Всемирная организация здравоохранения установила границы подросткового периода с 10 до 19 лет. В большинстве европейских стран совершеннолетие наступает в 18 лет. Однако наше представление о взрослости не совпадает с реальным положением дел[8].

Есть две группы причин, которые вынуждают нас расширить границы подросткового возраста, - утверждает Сусан Сойер. - Во-первых, это социальные факторы. Мы живем в эпоху цифровой постиндустриальной экономики, когда молодым людям необходимо больше времени для получения конкурентоспособного образования. Соответственно сдвигаются сроки, когда они могут играть социальные роли, свойственные взрослому человеку. Речь идет о финансовой самостоятельности, способности создавать полноценную семью, быть отцом или матерью.

Например, в Великобритании за последние 20 лет почти на миллион увеличилось количество молодых людей в возрасте от 20 до 34 лет, которые продолжают жить под одной крышей с родителями. В 1996 году таковых начитывалось 2,7 миллиона человек, а в 2017 году - уже 3,4 миллиона. А возраст вступления англичан в первый брак сегодня вырос на 8 лет по сравнению в 1973 годом. Джентльмены женятся в среднем в возрасте 32,5 лет, дамы идут под венец в 30,6 лет. Кстати, схожая ситуация наблюдается и в России. За последние 15 лет возраст регистрации первого брака увеличился почти на 3 года: у мужчин с 24,4 до 27,4, а у представительниц прекрасного пола с 22,2 до 25,0.