Файл: Формирование Я-концепции школьника..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К слову, нечто подобное уже наблюдалось в истории человечества. До XIX века подростковый возраст вообще не выделяли как особую возрастную категорию. Детство заканчивалось сразу с наступлением половой зрелости. Затем юноши и девушки сразу вступали во взрослую жизнь и ранние браки, наоборот, были нормой. Стоит вспомнить хотя бы сцену из «Евгения Онегина», разговор Татьяны со старой няней:

- Да как же ты венчалась, няня?

- Так, видно, бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

Однако потребности индустриальной революции привели к тому, что во многих странах стали вводить систему школьного образования. Социальная и технологическая организация общества настолько усложнилась, что для успешного вхождения во взрослую жизнь человеку понадобился новый возрастной период. Но с точки зрения родителей XIX века, которые обнаружили, что дети должны висеть на их шее, по крайней мере, пока не закончат школу, - все это выглядело как покушение на устои, инфантилизм и так далее. И лишь в 1904 году, когда американский психолог Стенли Холл опубликовал 2-томный труд «Подростковый период», где впервые употребил этот термин, современники поняли, что мир вокруг и они сами очень сильно изменились.

Другая причина, которая подталкивает нас отодвинуть возраст совершеннолетия до 24 лет - это биология. Люди продолжают эволюционировать как вид. Биологическим маркером начала подросткового возраста всегда считалось половое созревание. Сусана Сойер приводит следующие данные: в странах западной Европы за последние 150 лет благодаря хорошему питанию и прогрессу в здравоохранении девочки стали превращаться в девушек в среднем на 4 года раньше. Поэтому нижнюю границу подросткового периода сдвинули с 14 лет до 10.

Однако последние исследования показывают, что границу надо двигать и в другом направлении, потому что биологическое взросление продолжается и после 20 лет. Наиболее зримое подтверждение этого тезиса - появление зубов мудрости. Но самое важное, что до 25 лет происходит развитие тех областей мозга, которые отвечают за формирование личности человека. В первую очередь, речь идет о префронтальной коре головного мозга - зоны, которая отвечает за формирование сознания. Этот отдел помогает нам ставить цели, планировать свои действия, взвешивать риски, оценивать свои поступки и управлять собственными эмоциями. Многие из этих функций начинают развиваться в подростковом возрасте, но полностью управлять своим поведением с физиологической точки зрения мы готовы только годам к 25, когда гормональный фон полностью стабилизируется[9].


Это значит, что люди, которые по закону считаются взрослыми, поскольку им исполнилось 18 лет, физически не способны принимать взрослые решения, утверждает Сусан Сойер в своей работе. И дело тут не в недостатке жизненного опыта. Физиология мозга заставляет их принимать необдуманные импульсивные решения, последствия которых им трудно оценить.

"Кто-то и в 50 лет как подросток"

- Продлевать подростковый возраст? Это значит, у человека 24 лет не будет никакой ответственности и он будет оставаться нахлебником у родителей! - считает психолог семейного центра «Лебедь» Мария МАТАНА. - На мой взгляд, это поощрение инфантилизма. Взрослеть детям не надо будет. И работать «по настоящему» тоже будут после 24 лет, ведь у подростков особый укороченный режим работы.

Дело не в возрасте, а в самом человеке. У меня много 17-летних клиентов, которые с нетерпением ждут совершеннолетия: чтобы начать трудиться и реализовываться. У них взрослые мысли, это сформировавшиеся личности. А есть 30-летние товарищи, которые не хотят ни за что нести ответственность. Кто-то и в 50 лет как подросток (хотя это, разумеется, не норма).

Да, есть мнение, что дети сейчас взрослеют позже, чем взрослели мы. Нам — нашему поколению 30-40 летних и старше - за многое приходилось бороться. У сегодняшних больше возможностей - им просто сложнее выбирать. Но это не повод оттягивать возраст взросления[10].

1.2 Особенности подросткого возраста

В чем особенности именно подросткового возраста

1. Линии психического и физического развития идут не параллельно, хотя и одновременно. Это означает, что психическое развитие может не поспевать за развитием физического тела, или наоборот, опережать его.

2. Эмоциональная нестабильность. Это особенность подросткового возраста. Переживание подросткового кризиса может сопровождаться глубокой печалью, ощущением разбитости, полной пассивности из-за гормональной бури. Эмоциональная нестабильность усиливается половым возбуждением.

3. Нарастание явлений пубертата (периода полового созревания). Половое созревание связано с эндокринными изменениями в организме, которое сопровождается сложным интенсивным физиологическим развитием. В этот период может резко увеличиться рост и вес ребенка. Удлиняются конечности, размер кистей и ступней, рост скелета опережает рост мышечной массы и тканей. Этим объясняется сутулость подростков. Как следствие могут возникнуть проблемы с сосудами, появиться головокружения, головные боли, т.к. сердце не успевает расти за костями.


Еще не усваивается внезапная перемена карты тела в пространстве, дети в подростковом возрасте чувствуют себя неуклюжими, сшибают головой шкафы, режут пальцы при нарезке хлеба и т.д. Хороша в этом возрасте спортивная деятельность: плаванье, прыжки на батуте, бег, баскетбол и т.п.

4. Гипертрофированная значимость образа физического «Я». «Физическое Я» – это представление о внешней привлекательности. Оценка качеств происходит сквозь призму ценностей, принятых в семье и у сверстников. Девочки, считающие себя некрасивыми, будут стараться вести себя как очень умные и компетентные, компенсируя свой внешний недостаток. Мальчики максимально подчеркивают свою мужественность (сплёвывают через плечо, ходят вальяжной походкой и т.п.), у девочек желание подчеркнуть свою женственность проявляется в стремлении к косметике и прочим «женским штучкам»[11].

При этом может быть избыточный вес или наоборот худоба, прыщи на лице, пятна пота подмышками. Полные девочки начинают ограничивать себя в еде, а потом объедаться, поскольку гормональная перестройка организма все равно «потребует свое». Так может развиться булимия. Девочки с интенсивным ростом груди сутулятся, другие, наоборот, могут подкладывать что-нибудь в бельё. Все эти хитрости от неуверенности в себе.

Бестактные замечания, окрики взрослых усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют ребенка. Поэтому в этот период важны особые требования к культуре отношений с детьми, к их развивающейся сексуальности в семье. Для подростков с задержкой сексуального развития важно встать на один ранг с взрослым интеллектуально, такие дети характеризуются лучшим развитием волевых качества, поскольку они вынуждены спорить и доказывать свою взрослость в спорах с учителями и родителями.

В образе "физического Я" может появиться неустойчивость из-за неаккуратной шутки взрослого или сверстника: «ноги как нитки», «между ногами конь проскачет» и т.п., при этом может пошатнуться самооценка, это приведет к неуверенности в себе, а затем к пассивности, отчаянию.

5. Новообразованием возраста является чувство взрослости. Молодые люди начинают относиться к себе как к взрослым, это форма самосознания. Они начинают требовать соответствующего отношения от родителей. Однако подростку еще далеко до взрослости и физически, и психически. При этом копируются все взрослые формы в романтических отношениях: переписка в СМС, свидания и т.п.

Очень болезненно в этом возрасте воспринимается неприятие родителями интересов подростка («слушает неправильную музыку», «не так одевается», «выбирает дорогие вещи, телефоны» и т.п.) Осуждение родителей и других значимых взрослых воспринимает очень болезненно, поскольку ребенок считает, что к нему несерьезно относятся.


Ощущая себя взрослым, ребенок видит привилегии прав, поэтому подростки начинают интенсивно, а иногда и агрессивно отстаивать их. В этом возрасте еще нет понимания того, что права влекут за собой обязанности, что это взаимозависимые понятия. Поэтому важно и полезно вменять ребенку какие-то обязанности по дому (к примеру, выносить мусор, покупать хлеб, наводить порядок в доме, мыть полы, забирать младшего брата или младшую сестру из садика и т.п.), после чего можно вести разговоры о правах. Такая позиция способствует развитию взрослости[12].

6. Особенности личности. Личность в этом возрасте нестабильная, противоречивая, противоположные тенденции и черты борются друг с другом и сосуществуют в личности подростка. Ребенок может быть эгоистичным и одновременно с этим преданным и самопожертвованным, может быть грубым, но при этом очень ранимым; пессимизм сменяется оптимизмом, романтизм – необыкновенной жестокостью, аскетизм – распущенностью мелких уровней.

7. Общение со сверстниками становится в этом возрасте ведущим видом деятельности. В подростковом возрасте появляется феномен дружбы, которая выступает как психологическая поддержка для ребенка. В подростковых микрогруппах может присутствовать нелегальный образ чести: например, хранить тайны, быть на стороне «своих», даже если они не правы и т.п. За нарушение кодекса могут жестоко наказывать.

Формируется «Я-концепция», т.е. система образов, представлений о себе, подросток открывает свой внутренний мир, механизмом идентификации при этом является дружба. Дружба у подростков всегда однополая, дружат, как правило, со своим «зеркалом», с тем, кто очень похож на подростка и позволяет этим узнавать себя лучше. Схожи интересы, внешность, успехи в школе, уровень интеллектуальных способностей, социальное поведение.

Потребность разобраться в себе рождает исповедальность общения – это ведение дневников, открытие сокровенных тайн другу(подруге), страшной страшности секретов и т.д.

8. Увлечения. Выбираются такие, которые повысят чувство взрослости и ощущение независимости от родителей, их мнения. Ребенок хочет отделиться от взрослых даже в выборе увлечений. Может бросить танцы, музыкальную школу, борьбу и т.п., все то, что было «навязано» родителями.

Увлечения (по А.Е. Личко) могут быть:

– интеллектуальные, эстетические (любовь к интересным занятиям: история, литература, техника и т.п.);

– эгоцентрические (по видам могут быть как интеллектуальные, основная цель их – привлечь к себе внимание своими успехами. Ребенок стремится выделяться оригинальностью, ищет увлечения, в которых он будет самый талантливый, самый успешный);


– телесно-мануальные (связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость. Это все виды спортивных занятий: ушу, борьба и т.п. Удовольствие приносит не только результат, но и сам процесс);

– накопительные (это коллекционирование во всех направлениях: марки, фильмы, музыка, денежные знаки и пр.).

– информационно-коммуникативные (основная цель – обмен постоянно меняющейся и обновляющейся информацией, обмениваются новостями из музыкальных каналов, модных молодежных журналов, сайтов и т.п. «Я вчера в интернете прочитала…». Это все об этом. При этом информация усваивается на достаточно поверхностном уровне и надолго не запоминается[13].

Именно в такой среде легко возникает опасность увлечения азартными играми, раннего алкоголизма, употребления ПАВ, асоциального поведения. Потому что подросток не занят делом, не занят ничем по сути. Алкоголь к тому же является адаптогеном в этом возрасте).

Разумеется, протекание подросткового "кризиса" индивидуально, большое значение, конечно, имеют внутрисемейные отношения, взаимоотношения родители-подросток, супружеские отношения, стиль воспитания каждого из родителей, история семьи и т.п

Психологические особенности подростков неразрывно связаны с изменениями, происходящими в их теле и сознании. Это крайне противоречивое время, наполненное быстро происходящими переменами, с которыми вчерашние дети не всегда могут справиться.

Главные особенности психологии в этом возрасте соотносятся со взрослостью. Это тенденция к ней и ее чувство. Принято считать, что для тинейджеров младшего возраста характерно наличие тенденции к взрослению. Для тех, кто постарше, соответственно, свойственно чувство, ощущение собственной взрослости.

Именно от того, что ощущает подросток, и зависит его поведение, манера разговаривать, поступки.

Тенденция к взрослению - что это?

Первая главная особенность психологии тинейджера – это тенденция ко взрослости. Что это означает? То, что подросток хочет быть взрослым и стремится продемонстрировать это всеми возможными средствами.

Именно при наличии тенденции, но при отсутствии осознания, ощущения взрослости тинейджеры начинают грубить, нарушать установленные правила и в целом бунтовать. Для этого психологического этапа характерно осознание прав на что-либо при полном отсутствии чувства ответственности.

Чувство взрослости: чем оно характеризуется?

Когда взрослые задаются вопросом: «Подросток — это какой возраст?» - то, как правило, они просто хотят узнать, когда же их ребенок успокоится и вновь станет милым, добрым и хорошим. Однако тинейджеры перестают хулиганить и грубить вовсе не тогда, когда заканчивается переходный возраст, а в тот момент, когда в их сознании тенденция к взрослению меняет на ощущение. То есть как только к подростку приходит чувство взрослости, его поведение кардинально меняется[14].