Файл: Основные функции в системе менеджмента(Основы менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные признаки системы:

1.Целостность и наличие сложной системы.

2. Возможность деления всей системы на подсистемы.

3. Быть системой высокого уровня.

4. Наличия взаимоотношения с внешней средой.

Система управления – это набор элементов, соединенных информационными процессами и связями, которые служат для достижения определенных целей организации.

В) Ситуационный подход. Данный поход был сформулирован в 60-е годы ХХ века, который используется и в наши дни. Ситуационный подход не только не выступает против бихевиористского подхода, но, напротив, использует его методы, принципы, совмещая их с прямым приложением наук к конкретным условиям и ситуациям.[14] Основан этот подход на утверждении что, не может быть в той или иной организации определенные универсальный принципы ведения дела, т.е в управленческой деятельности организации не может быть определенного набора принципов, которые используют во всех ситуациях.

В настоящее время современный менеджмент ушел далеко вперед во взглядах, а именно - в результате исследования и изучения всех школ и направлений, менеджмент комбинирует эти знания в процессе управления.

«Новая управленческая парадигма» имеет следующие положения:

- важность правильного воздействия управления на внутренние факторы производства.

- применение в управленческой деятельности теории систем

- использование в менеджменте ситуационного подхода

- осознание ответственности управленческой деятельности, как перед обществом, так и перед персоналом, работающем в организации.

2. Основные функции менеджмента

Если сказать обобщенно, то функция – это выполняемая в определенной человеческой деятельности объектом или субъектом роль. Иными словами, функция – это, то за что отвечает объект или субъект в данной ситуации. Сущность любого явления выражается в его функциях, т.е. тех задачах, для которых оно предназначено[15]. В ряде точных наук функцией называются отношения между объектами, когда изменение одного из них ведет к изменению другого[16].

Обязанности управляющей подсистемы, т. е субъекта управления в совокупности составляют функции менеджмента, что показывает менеджмент как вид управленческой деятельности. Каждый руководитель должен постоянно обращаться к перечню руководящих функций своей должности.[17] В результате этой управленческой деятельности с использованием определенных функций, необходимым результатом управления является воздействие в виде распоряжения, указа и команды, что приводит общее дело к поставленной цели. Функцию можно дать как отдельному работнику, так и поручить ее выполнение группе работников. Само руководство является функцией руководителя, подчиненного ситуации.[18] Определенные процессы управления могут отображать реализацию определенных функций, а общность функций, свойственная для одного управленческого цикла, составляет целую систему управления видом деятельности. Функции управления деятельностью фирмы, а соответственно, не являются неизменными, они постоянно модифицируются и углубляются, в связи с чем усложняется содержание работ, выполняемых в соответствии с их требованиями.[19]


Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции)[20].

Подробно рассматривая функции можно выделить две группы: основные функции, которые определяются по содержанию управленческой деятельностью, специальные функции, которые относятся к определенной деятельности конкретного работника. Специальные функции рассматриваются определенными дисциплинами такими как: правоведение, бухгалтерский учет, товароведение, планирование и т. д.

Основные функции в менеджменте являются основой , которая отражает в полной мере профессиональную управленческую деятельность, являясь при этом важным обязательством, необходимое для управления социально -экономическими процессами.

Основные функции:

-планирование

-организация

-мотивация

-стимулирование

-контроль

Данные функции внутреннифирменного менеджмента позволяют сделать вывод о том, что отсутствует какая-либо единая схема, единое содержание функций, однако они имеют много общего[21].

Главная особенность общих функций в том, что данные функции позволяют совершенствовать профессиональную управленческую деятельность, помогают определить структуру , распределяют права и ответственности работников для эффективной работы.

2.1 Планирование

Планирование – это функция обеспечивающая достижение поставленных целей, которая представляет собой деятельность по формированию средств воздействия. Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях[22]

Для совершенствования и расширения фирмы, при принятии решений необходимо применения планирования как основной функцией менеджмента. Немецкий профессор Д. Хант в своей работе подчеркивал что планирование – систематический процесс, направляющий организацию в будущее, при принятии главных решений. При оценке экономичности планирования следует цчесть его полезость (что обычно турдно) и затраты на планирование[23]. Планирование как основная функция необходима для постановки хозяйственных задач, методов их выполнения, временных рамок и и порядка реализации, определения финансовых, материальных и трудовых ресурсов для достижения поставленных целей.


Формы планирования и виды планов можно сгруппировать по содержанию задач и целей.

Формы:

- перспективное

- среднесрочное

-текущее

Виды:

1) По содержанию хозяйственной деятельности:

- планы производства

- план рекламной работы

-план сбыта

-план материально-технического снабжения

-финансовый план и др.

2) По структуре фирмы:

-план отдела

-план филиала

-план секции

-план работы предприятия

Планирование – это процесс основный на выборе целей и их методов достижения, путем установления политики и создание мер и мероприятий для эффективной работы.

В зависимости от и рассматриваемых три вида : или перспективное; и или текущее[24].

Перспективное планирования подразумевает долгосрочное существование организации и рассчитано на срок 10-20 лет. Данный вид планирования отвечает за определение общих целей организации на будущее, вводит программы совершенствования, определяет порядок и содержание выполнения задач для достижения установленных целей в условиях имеющихся средств и имея необходимые ресурсы. В основе перспективного планирования должны быть фактические данные и полномасштабные исследования.

Современной задачей стратегического планирования является обеспечение гибкости и нововведений в деятельности предприятия необходимых для достижения целей в изменяющейся среде[25].

Чтобы быть конкурентоспособной организацией в современном мире бизнеса, предприятиям необходимо непрерывно осуществлять меры по сбору и анализу большого объема информации о рынке, отрасли деятельности, конкуренции и других факторах.

Выражение планов в условиях стремительного развития мирового рынка Невозможно определить в количественных мерках, поэтому эти планы строят на основе качественных показателей в виде бизнес – прогноза. На их координация развития с потребностей и [26].

Осуществление перспективного планирования производится в виде:

- длительных планов: создание программ действий, бюджетов, планов доходов с выявлением отклонений фактических показателей от запланированных, где количественные показатель прошедшего периода будут претворяться в принцип «будущее станет лучше прошлого».

- перспективных планов: коэффициенты развития организации на последующий период вырабатываются с учетом научного объяснения проблем, возникающих в организациях.


Перспективные планы необходимо разрабатывать так, чтобы они не только оставались монолитны в течении длительного периода времени, но и могли быть максимально адаптивными, что бы при надобности мочь их усовершенствовать и переориентировать в нужное русло. Стратегическиепланы должны быть целостными в течении возможно более длительного времени, но достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их переориентацию в любой необходимый момент времени.[27]

Строя стратегические планы, многие организации способны возвыситься до высокой ступени успеха, при этом, не тратя большое количество сил на формальное планирование. Тем не менее, перспективное планирование само по себе не обязательно является гарантом успеха. Даже при наличии эффективного стратегического плана, организация может не достичь успеха из-за неправильного контроля, мотивации и т.д.

Планирование является важной частью организационного процесса, так как создает существенные и выгодные обстоятельства для организации. Нынешняя скорость совершенствования и увеличения объема знаний является настолько масштабной, что перспективное планирование не что иное как способ формального прогнозирования грядущих перспектив и отклонений. Важным следствием перспективного планирования является основа для принятия управленческих решений[28]. Планирование уменьшает риск при принятии важных решений. Создание планов - это основа для формулировки целей организации, служит помощником для создания единства общих задач внутри организации.

Положения, которые характерны для перспективного планирования:

А) Плановый отдел из нескольких человек (менее 6-ти человек) расширяется планированием на низших уровнях.

Б) Крупным корпорациям предпочтительно насчитывать возраст функции планирования менее 10-ти лет.

В) Проводимые ежегодно высшие совещания руководства корпорации, служат для составления стратегических планов.

Г) Годовой финансовый план совмещается с годовым стратегическим планом.

Д) Стремление большинства организаций к необходимости усовершенствования функции планирования.

Учитывая период обновления производства и видов товара, следует составлять соответствующий срок стратегического планирования, который составляет 5 лет. Эти планы важны для формулировки основных целей на заданный период времени, например составление финансовой стратегии, разработка стратегии производства организации в каждом отделе, стратегия сбыта продукции, кадровая политика, установление объема и структуры важных ресурсов и видов материального обеспечения с учетом внутриорганизационной специализации и кооперирования производства.


Перспективные среднесрочные планы служат для установления в определенной последовательности шагов необходимых для достижения нужных результатов в предстоящей долговременной программе развития[29]. Обычно план состоит из количественных оценок и информации о распределении ресурсов. План предоставляет подробные данные о сортировке по продуктам, сведения о капиталовложении и и источниках финансирования. Стратегический план составляется в производственных отделах.

Оперативное или текущее планирование состоит в установлении предварительных задач и целей. В промежуточных целях тщательно подготавливаются способы и средства для решения задач, применения ресурсов, включение в производственный процесс новейших технологий. Данное планирование подразумевается на 1 год. Данное планирование представляют собой основательную постановку конкретных целей и задач, установленных среднесрочными и перспективными планами.

Программы маркетинга, материально-техническое снабжение, планы по научным исследованиям, планы по производству, а так же оперативные планы для фирмы и ее подразделений составляются путем тщательной разработки, что и является текущим планированием. Перспективные и среднесрочные планы являются результатом постановки подробной конкретизации задач и целей, в свою очередь основными звеньями которых является календарные планы, а именно месячные, квартальные, полугодовые [30]. Составление календарных планов, проводится на основе данных о имеющихся заказов, уровень загруженности мощностей и их использование с учетом определенных временных рамок выполнения каждого заказа, товароснабжения, товарных запасов, состояния конъюнктуры рынка. Календарные планы предусматривают расходы на восстановление и смену оборудования, постройку новых предприятий, обучение трудовых ресурсов. Планирование по предоставлению продукции и услуг клиентам возмещаются в показателях по экспорту товаров и оказание технических услуг и обслуживанию.

Подводя итоги, можно сказать, что такая функция менеджмента как планирование дает преимущество своевременно принять во внимание внутренние и внешние факторы, которые обеспечивают максимально благоприятные условия для оптимального функционирования и совершенствования предприятия, фирмы иди другого структурного подразделения.

2.2 Организация