Файл: Теория происхождения государства (Понятие и признаки государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процесс возникновения государства на территории современной Европы шел другим путем. Здесь основным фактором, повлиявшим на его формирование, стало классовое расслоение общества. Активно формировалась частная собственности на землю, орудия производства, скот. Происходят захватнические войны, становится выгодно использовать рабов в качестве рабочей силы, поэтому первые государства на территории Европы становятся рабовладельческими[6]. Схематично происхождение государства можно описать так: появление прибавочного продукта – формирование частной собственности – появление классов – господствующий класс создает государство и подчиняет себе эксплуатируемый класс. Фридрих Энгельс полагал, что в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государственность. В то же время не следует понимать, что сначала возникли классы, а затем государство. Эти явления были взаимосвязаны и шли параллельно.

Можно сделать вывод о том, что раннеклассовое государство развивалось в государство азиатского способа производства (типично) или в рабовладельческое государство (уникально) с последующим развитием в феодальное государство.

При всем многообразии форм возникших государств, все они отличались от первобытной организации публичной власти следующими признаками:

- в первобытном обществе власть основывалась на кровном родстве членов племени, рода, общины, а в государстве базируется на территориальной общности граждан или подданных;

- государство, как особая организация публичной власти, не совпадает со всем населением, проявляется в структурах чиновничьего аппарата и носит политический характер;

- общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, власть большинства государств представляет главным образом интересы определенной части населения, социальной группы, класса;

- реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение; обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного аппарата насилия (армия, полиция, разведка, тюрьма).


Мифологические теории. Основатели этих теорий считали, что происхождение государства - именно божественное, это необычный дар от высших сил. Такое мировоззрение было популярно в первобытную эпоху и отчасти в Средневековье.

Можно выделить здесь четыре замечательных теории: Концепция Платона. Государства появились в эпоху олимпийских богов в результате раздела их «зон влияния» в человеческом мире.

Например, мудрая Афина была покровительницей демократических и философствующих Афин, Посейдон - Атлантиды с насильственным царским правлением. Древнеиндийская концепция. Земной государственный порядок был установлен ведическими вседержателями Варуной и Индрой.

Древнекитайская концепция. Государственный порядок Поднебесной - воля божественного неба. Теологическая концепция. Была развита Августином Блаженным и Фомой Аквинским.

Средневековые философы считали, что государство - симбиоз воли божественной и человеческой.

Суть патриархальных концепций проста: государство возникает из большой семьи, а государственная власть - из авторитета главы семейства. Отношения детей и родителей - это отношения подданных и правителя.

«Родитель» должен заботиться о своих «детях», а те - беспрекословно ему подчиняться. В свое время данную теорию доказывали: Конфуций. Аристотель. Филмер. Н. К. Михайловский и др. Органические теории В отличие от расовой теории происхождения государства и права, это универсальная, гуманная и не утратившая сегодня актуальности концепция.

Государство здесь - продукт социальной эволюции, живой организм, который растет и развивается. Проводится параллель с биологической эволюцией, естественным отбором (войны, эпидемии). Отметим здесь точки зрения следующих ученых: Концепция О. Конта.

Социология занимается эволюцией, строением и функционированием такого органического целого, как общество, государство. При этом наука в своем нелегком деле постоянно должна оглядываться к биологическим законам. Концепция Г. Спенсера.

Государство - часть природы, отчего животное, биологическое в нем порой берет верх над социальным. Как и в живом мире, здесь выживает только самый приспособленный.

Юридический позитивизм. Доказывающие данную концепцию утверждали, что государство – это продукт указа, властного веления правителя (суверена) своим подданным. Основой регулирования отношений в дальнейшем стало выступать право.

Теорию разделяли: Ш. Омос. Д. Остин. Г. Кельзен. С. А. Дробышевский. Г. Ф. Шершеневич. Договорные теории Государство - это продукт общественного договора о правилах совместного сосуществования, когда граждане часть своих прав уступают государству, которое, в свой черед, обязуется обеспечивать эти права. В отличие от представителей расовой теории происхождения государства, эту концепцию доказывали философы с гуманной точки зрения: Концепция Г. Гроция. Государство - волеизъявление его граждан. Концепция Т. Гоббса. Догосударственное время определяется как «естественное состояние»: ведутся непрекращающиеся войны, каждый имеет право на все.


Главный принцип: «нападение - лучшая защита». Государство же возникло из разумного побуждения человека установить мир, столь необходимый для его развития. Отсюда люди отказались от части своих прав в сторону государства для обеспечения процветания и безопасности. Концепция Д. Локка.

Цель социального договора о создании государства - обеспечение каждого неотчуждаемым естественным правом на свободу, жизнь и имущество. Концепция Ж.-Ж. Руссо. Государство – попытка преодоления социального неравенства: подчиняться власти должны все. Концепция А.Н. Радищева. Цель создания государства - «блаженство граждан».

Насильственные теории. Схожесть с расово-антропологической теорией происхождения государства - последнее возникло в результате подчинения слабых сильным, менее развитых более прогрессивным народам. Государство – принуждение, навязанная сила.

Разберем взгляды теоретиков: Концепция Е. Дюринга. Внутреннее насилие в первобытной общине является первым фактором зарождения государства.

Концепция Л. Гумпловича. Государство – способ достичь собственного благополучия, продемонстрировать свое могущество, расширить зону влияния за счет более слабых обществ.

Концепция К. Каутского. Государство – это следующий уровень отношений между победившими и побежденными.

Психологические теории. От достоинств и недостатков расовой теории происхождения государства эту концепцию опять же отличает гуманность. Возникновение государства связано с психологическим стремлением человека к коллективизму, совместной жизни и деятельности, направлением к поиску авторитета, естественным желанием повелевать или подчиняться.

1.3 Пути возникновения государства

Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.


Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплемен-ная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.

На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.

По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (сказанное относится прежде всего к Германии и России).

Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство — профеодальным.


Уже в древности люди стали задумываться над вопросами о причинах возникновения государства. Различными мыслителями в разные времена были созданы теории, по-разному освещающие эти вопросы. Рассмотрим наиболее известные из них.

Одной из первых возникла теологическая теория, представителем которой являлся Фома Аквинский (трактат «О правлении властителей», 1265-1266 гг.). По мнению авторов данной теории, государство является результатом «божественного промысла», оно будет существовать так же вечно, как и сам Бог. Государь получает от церкви право управлять людьми и должен реализовывать волю Бога на Земле, люди же должны безропотно подчиняться воле государя.

К числу наиболее ранних принадлежит и патриархальная теория, первые идеи которой принадлежат Аристотелю («Политика», 387-322 гг. до н.э.). Окончательное ее оформление произошло благодаря Филмору, описавшему теорию в своей книге «Патриарх или естественная власть королей», 1680 г. Согласно патриархальной теории, государство – это продукт разросшейся семьи. Как мы уже знаем, семья была первой формой цивилизованного общения. По мере разрастания семья делится под влиянием процесса специализации труда. Но, поскольку в людях заложена потребность в общении, а также под влиянием экономических условий, семьи, сохранившие генетическую память о своем общем происхождении, объединяются в племена, союзы племен, народности, объединенные уже общностью исторического происхождения. В этом ряду социальных превращений момент перехода к государственному образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы, государственная власть, власть патриарха.

Обратимся к теории договорного происхождения государства, корни которой уходят в древнюю Грецию. Эпикур полагал, что государство создается на основе добровольного соглашения между людьми. Расцвета Договорная теория достигла в XVII-XVIII веках. Её последователями в Англии были Дж. Локк, Т. Гоббс; во Франции - Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш.-Л. Монтескье; в Голландии - Г. Гроций, Б. Спиноза; в России - А.Н. Радищев, П.И. Пестель.

По мнению всех указанных мыслителей, государству предшествовало естественное состояние. Разумеется, никаких достоверных данных о его форме не существует, поэтому можно лишь предположить каким оно было. Т. Гоббс полагал, что естественное состояние представляло собой войну всех против всех, человек жил в постоянном страхе за свою жизнь, здоровье, имущество. По мнению Дж. Локка это был золотой век всеобщего мира, свободы и равенства. Первая точка зрения, на наш взгляд, более состоятельна, вряд ли человечество захотело бы что- то менять, живя в мире и комфорте. Затем люди вынуждены были заключить всеобщий договор с целью соблюдения ограничений, одинаковых для всех. Люди отказались от части своих прав во имя спокойствия и стабильности. Ограничив себя в правах, они ввели запрет делать то, что вредно для жизни[7]. Каждый отказался от той части свободы, которая позволяла причинить вред другому человеку, его имуществу. Понадобился гарант, обеспечивающий соблюдение нового запрета. Им стало государство, которое постепенно стало выполнять и иные функции. Сам по себе общественный договор нельзя понимать как исторический факт подписания людьми конкретного документа, который лег в основу появления конкретного государства. Теория общественного договора показывает, что люди добровольно признали необходимость учреждения некоего единого, объединяющего всех центра. Данная теория используется для обоснования народовластия в США.