Файл: Теория происхождения государства (Понятие и признаки государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В XIX веке появилась теория происхождения государства, которую именуют по-разному: классовая, историко-материалистическая, марксистская. Наиболее полно она изложена в книге Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Согласно марксистской концепции, государство возникло в силу экономических причин. В результате общественного разделения труда выросла производительность труда, человек стал производить больше, чем потреблять. Появился прибавочный продукт. Он накапливался у определённой группы людей, это привело к появлению частной собственности, а затем расколу общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как результат этого возникло государство, которое насилием и управлением сдерживает эти классы, обеспечивая превосходство господствующего класса. Представители классовой теории считали, что государство - явление временное, и оно перестанет существовать, когда не будет классов.

Во второй половине XIX века появилась теория насилия. Ее авторами выступили К. Каутский («Материалистическое понимание истории»), Л. Гумплович («Расы и государство), Е. Дюринг («Ценность жизни»). Авторы видели причины происхождения государства в применении внешнего и внутреннего насилия. К. Каутский и Л. Г умплович объясняли возникновение государства через завоевание одного племени другим (внешнее насилие). Для подавления порабощенного племени, управления им и использования в интересах эксплуататоров создается государственный аппарат.

В этот же период времени Ж. Гобино в труде «Опыт о неравенстве человеческих рас» создал расовую теорию. Предположив, что человеческие расы различаются, Ж. Гобино разделил их на высшие и низшие. Низшие расы не способны сами организовать свою жизнедеятельность. Они могут лишь выполнять конкретные указания. Высшие же расы, состоящие из своего рода элиты, образуют государство для управления низшими.

Французский этнограф и социолог XX века К. Леви-Стросс в работе «Структурная антропология» выдвинул инцестную (половую) теорию. Суть ее состояла в том, что особенности воспроизводства человека, а именно введение запрета инцеста, то есть кровосмешения, явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, приведшим к возникновению государства.

Поддержание запрета инцеста требовало наличия особой группы людей, которые бы занимались контролем за соблюдением запрета и применением принуждения за его неисполнение. В дальнейшем эта группа людей стала выполнять и другие общественные функции.


Таким образом, постепенно и происходило образование государственной структуры. Другой французский ученый первой половины XIX века К. Галлер в своем труде «Реставрация политической науки» предложил патримониальную теорию. Согласно ей государство выросло из права собственника на землю (патримониум).

В первобытном обществе земля принадлежала всему племени и находилась в коллективной собственности. Затем происходит сосредоточение власти в руках вождей, они же становятся собственниками земли племени. Постепенно власть вождей становится государственной и распространяется на всех людей, живущих на земле собственника.

Государственная территория выходит из государевой земли. Необходимые расходы долгое время покрываются только за счет частных средств государя. Налоговое обложение рассматривается не как государственная обязанность, а как знак личной подчиненности. Органы подчиненного управления формируются из его частных слуг[8].

На рубеже XIX-XX веков французским социологом Г. Тардом и русским юристом Л. Петражицкимбыла создала психологическая теория. Ее авторы исходили из того, что появление государства и права является результатом, проявлением свойств человеческой психики: у одних людей есть потребность подчиняться, подражать элите общества, у других - потребность властвовать, подчинять себе волю других лиц. В государстве и те и другие находят реализацию своих потребностей.

Органическая теория появилась в XIX веке. Её авторы (Г. Спенсер, Р. Вормс) законы развития живых существ переносили на государство.

Итак, государство - это произведение сил природы, общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Теория государства и права содержит и другие концепции происхождения государства, а современные ученые продолжают искать варианты возникновения этого сложного и многогранного явления.

2. Понятие и основные черты восточного пути возникновения государства

2.1 Особенности восточного пути происхождения государства


На сегодняшний день человечество достигло такого уровня развития, что найти ответы на какие-либо вопросы не составляет никакого труда. Мы добились успеха практически во всех существующих отраслях жизнедеятельности: строительстве, правоохранительной работе, медицине и т. п. Однако такое положение дел было далеко не всегда. Изначально люди существовали в небольших структурах, которые назывались семьями. Позднее стал очевиден вопрос неэффективности данных организационных систем в процессе управления большими массами людей[9].

Поэтому семьи начали разрастаться, что привело к появлению государств. Что касается внутреннего взаимодействия людей в странах, то оно осуществляется на основе права. Которое в свое время пришло на смену насилию и религии. Сегодня право – это ключевой регулятор общественных отношений в любой стране. Как мы видим, юриспруденция и государство являются взаимодополняющими категориями. Они развивались во все времена параллельно.

Тем не менее, различие национальных культур и ментальности всех народов привело к формированию двух типов развития государства и права: восточного и западного.

Прежде чем рассматривать западный и восточный пути развития государств и юриспруденции, необходимо разобраться с особенностями второй категории. Как уже указывалось ранее, право – это ключевой регулятор социальных отношений. Но в данном случае возникает логичный вопрос, что эта категория собой представляет? Из чего она непосредственно состоит? В данном случае нужно отметить тот факт, что право является совокупностью моральных норм, которые легализированы государством для непосредственного регулирования тех или иных аспектов жизни населения.

Выражением права являются законодательные акты. Они, как правило, имеют иерархичную систему построения и целевое назначение. При этом стоит отметить тот факт, что право существенно дополняет организационную структуру государства. По сути, без юриспруденции страны попросту не существовали бы.

Политики и мыслители во все времена задавались вопросом о том, что собой представляет каждая страна в отдельности? Является ли эта структура исключительно правовой или она исходит от людского гения?

На основе этой проблематики было выдвинуто множество различных теорий, каждая из которых характеризуется собственными особенностями. На сегодняшний день существует одно наиболее общее понятие категории.

Согласно его положениям, государство – это специфическая социальная организация, для которой характерно наличие политической власти, принудительного метода регулирования внутренних отношений и нормативной структуры, которая представляет собой форму выражения права. При этом любая страна является всецело самостоятельной и в какой-то степени «живой».


Восточный и западный пути возникновения государства, кратко рассмотренные в данной статье, позволяют наглядно увидеть становление держав определенного типа.

Как государство и право соотносятся между собой? Две представленные категории являются взаимодополняющими. Однако многие люди, в том числе и некоторые теоретики, не осознают важности подобного рода соотношения. Суть в том, что право является частью государства. Другими словами, первая категория создает специальные рамки и принципы деятельности, на основе которых любая страна существует.

Помимо этого, право является основным организационным фактором, благодаря которому люди группируются не просто в отдельные составляющие, а в целое общество. Но, как мы знаем, право и государство не появились в один момент. Их создание происходило путем многолетнего становления и теоретической разработки.

Восточный и западный пути возникновения государства, кратко рассмотренные в параграфе, являются лишь комплексными теориями. Они были выведены для пояснения некоторых особенностей исторической взаимосвязи стран и юриспруденции. Теории детально расписывают возникновение государств. Западные и восточные пути развития в данном случае - это исторический феномен. То есть их выделяют на основе территории существования конкретных стран и особенностей культуры их населения. Восточный и западный пути возникновения государства и права: сущность процесса. Каждая в отдельности страна и юридическая система в ней создавались на протяжении большого количества времени[10].

Другими словами, эти категории прошли значительный путь становления, прежде чем обрели современный вид. Что касается путей развития, а точнее теории об их существовании, то она образовалась вследствие очевидного различия народов Запада и Востока. На протяжении многих веков культуры этих социумов были изолированы друг от друга. Даже в XXI веке западные и восточные миры лишь начинают обмениваться опытом и взаимодействовать между собой в разных сферах деятельности. Но факт интеграции всех стран в мировое сообщество не исключает особенности государств с разной культурой. Поэтому восточный и западный пути возникновения государства и права активно изучаются историками и юристами-теоретиками на сегодняшний день.

Сегодня в мире существует огромное количество стран. Но все они когда-то прошли процесс зарождения и становления. Восточный и западный пути возникновения государства имеют некоторые общие черты. В данном случае мы рассматриваем именно особенности стран, ведь право появилось на основе внутренних моральных правил социальных семей намного раньше каких-либо общественных формаций.


Таким образом, сам факт создания государства был обусловлен несколькими взаимосвязанными факторами, а именно: значительную роль сыграли природные явления, которые далеко не всегда были благоприятными для людей; основным экономическим фактором является развитие производства и, конечно же, всеобщего рынка; психологический фактор обуславливает потребность людей консолидироваться в группы для более эффективного достижения определенных целей; общественные факторы говорят о том, что все без исключения правовые и государственные процессы развиваются лишь внутри социума и являются исходящими от него категориями.

На основе всех представленных особенностей можно сделать вывод о том, что государство и право – это явления, сотворенные непосредственно человеком в процессе его эволюции. Другими словами, развитость стран и нормативных правил в них свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне общества, что, безусловно, является позитивным фактором. Восточный и западный пути возникновения государства, права нужно рассматривать как комплексные категории, что дает возможность выделить их основополагающие черты.

Юриспруденция и страны Востока Восточный, или же «азиатский», путь развития государства и права – это совокупность связанных между собой процессов, которые обусловили появление данной категории на определенной территории. Основной отличительной чертой этой части света является доминирование деспотии, как одного из ключевых методов управления обществом. То есть каких-либо демократических процессов на Востоке искать не следует. Ведь в силу различных факторов, одним из которых являются суровые климатические условия, отношения между людьми в этой части света всегда отличались высоким уровнем доминирования одних индивидов над другими.

Наглядным индикатором восточных государств также является экономика. Она отличается наличием общественной формы собственности. Что касается непосредственно права, то эта категория также во многом обусловлена общими особенностями культуры и ментальности населения восточных государств.

Восточный и западный пути происхождения государства наделены собственными характерными моментами, отделяющими их друг от друга. Чтобы разобраться в особенностях каждого типа, необходимо проанализировать его признаки, которые касаются различных сфер человеческой деятельности: экономики, политики и т. д. В данном случае развитие государства и права на Востоке происходило путем постепенной эволюции социальных формаций от родовой общины к сформированному обществу, которое объединялось в страну. Юриспруденция также была подчинена социальным законам, сформированным путем жесткой централизации. Таким образом, главными причинами развития общества на Востоке были: Агрессивный климат, который вызывал потребность создания больших ирригационных систем, позволяющих заниматься земледелием даже посреди пустынь[11].