Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение (Сущность и характеристика учетной политики для целей налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) Ведение аналитических счетов в бухгалтерском учете для исчисления отдельных баз по разным ставкам налога;

5) Отдельный учет выставленного НДС и полученного в авансах. [15]

По всем перечисленным пунктам создаются и заполняются налоговые регистры в форме, утверждаемой плательщиком по своему усмотрению.

Особенностью налога на добавленную стоимостью является возможность учета как в пассиве, так и в активе, тогда как остальные фискальные платежи относятся только к пассиву, будучи долгами перед государственной казной.

Итак, в пассиве отражается исходящий налог - действительная задолженность перед бюджетом. В актив же записываются суммы входного НДС, которые затем будут уменьшать базу по налогу. [17]

Также в активе окажутся суммы НДС к возврату, если налоговая база окажется равной нулю, так как теперь государство - дебитор предприятия.

У предприятия могут быть совмещены налоговые режимы, что приведет к образованию операций, не облагаемых НДС. В таких условиях обязательно ведение раздельного учета.

Распределение выручки и соответственно базы для обложения производится в доле стоимости отгруженных продуктов, обложенных и необложенных налогом, в общей стоимости отгрузки за квартал.

Нередки случаи, когда приобретенные ценности с выставленным по ним НДС не используются в операциях, облагаемых НДС, в том же периоде, а вводятся в эксплуатацию позднее. [18]

По данному вопросу обязательно нужно дать указания в налоговом учете:

- Вычет входного НДС после ввода в производство приобретенных материалов, согласно позиции ВАС;

- Принять к возмещению всю сумму выставленного НДС, а затем, после распределения продуктов, изготовленных из этого сырья, по облагаемым и необлагаемым операциям, восстановить часть НДС, т.е. уплатить в бюджет, если имели место необлагаемые НДС действия;

- Применить расчет по долям за текущий квартал исходя из стоимости отгрузки отдельно по облагаемых и необлагаемым операциям в общей стоимости отгрузки. Затем по рассчитанным долям принять часть НДС к вычету;

- Рассчитать условную пропорцию за период приобретения ценностей, распределить выставленный НДС, а потом, после того как будет точно установлено, на какие операции какая часть этих активов ушла, исчислять сумму входного НДС к вычету. Подать корректировочную декларацию, заплатить пени. [12]

Первые два пути поддержаны арбитражной практикой, поэтому более популярны в применении.

Если в налоговом периоде, т.е. квартале, часть расходов на производство продукции, не облагаемой НДС, не превышает 5% всех расходов на производство, плательщик может принять все выставленные НДС к возмещению, даже те, которые не относятся к продуктам, облагаемым налогом. [13]


В случае применения разных ставок НДС требуется раздельный учет. При этом все операции облагаются налогом, и вопрос лишь в том, как распределить результаты обычных операций и операций по экспорту, когда действует нулевая ставка.

В законодательстве о налогах и сборах не дано конкретных указаний по поводу разделения таких операций, поэтому субъект самостоятельно разрабатывает методологию раздельного учета и прописывает ее в учетной политике.

Примеры методов:

- в соотношении стоимости экспортируемой продукции к общей стоимости отгрузки;

- по фактическим расходам на реализацию;

- в процентном отношении экспортируемых продуктов к общей отгрузке.

Основным и единственным элементом, прямо отнесенным главой 21 НК РФ к учетной политике, является момент определения налоговой базы налогоплательщиками с длительным (свыше шести месяцев) производственным циклом (пункты 1 и 13 ст. 167 НК РФ). Эта категория налогоплательщиков вправе устанавливать момент определения налоговой базы как день отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг). Установив в учетной политике указанный порядок, налогоплательщики с длительным циклом производства могут не исчислять НДС в день получения авансов (оплаты, частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Этот день не будет являться для них моментом определения налоговой базы. [1]

Обязательное условие применения этого способа - раздельный учет операций и сумм налога по приобретаемым товарам, работам, услугам, в том числе по основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, используемым для операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла, и др.

Все налогоплательщики, кроме перечисленных, обязаны исчислять НДС, включая также в налоговую базу суммы предварительной оплаты, поступившие в счет будущих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Для них момент определения налоговой базы не является элементом учетной политики. [16]

В учетной политике могут отражаться дополнительные элементы. Они не являются обязательными и включаются в учетную политику по усмотрению налогоплательщиков. В частности, речь идет о лимите выручки, который необходимо соблюдать для применения права на освобождение по статье 145 Кодекса. [1]

Статья 145 НК РФ позволяет не исчислять и не уплачивать НДС налогоплательщикам, у которых за три предшествующих месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 000 000 руб. Некоторые организации закрепляют в учетной политике намерение воспользоваться положениями этой статьи. [1]


Как известно, организации - работодатели признаются плательщиками страховых взносов на обязательные виды социального страхования. Несмотря на то, что указанные взносы не включены в систему налогов и сборов Российской Федерации, порядок их начисления и уплаты организации имеет смысл внести в свою учетную политику для целей налогообложения.

С 01.01.2017 г. порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательные виды социального страхования регламентируется главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В первую очередь в разделе налоговой политики, посвященном исчислению и уплате страховых взносов организация должна указать, как она исчисляет и уплачивает страховые взносы - на общих основаниях или же относится к категории лиц, уплачивающих страховые взносы по пониженным тарифам. категории плательщиков страховых взносов, которые вправе пользоваться льготой в виде пониженных тарифов страховых взносов, перечислены в статье 427 НК РФ. В налоговой политике нужно отметить, чем организация подтверждает использование льготных тарифов. [19]

Если организация не относится к числу «льготников», то в 2017 году она уплачивает страховые взносы по следующим тарифам (статья 426 НК РФ):

1)ПФР: - 22% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

- 10% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

2)ФСС РФ - 2,9% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

3)ФФОМС - 5,1%.

В своем регламенте организация должна указать, в соответствии с какими нормативными документами она признается плательщиком взносов в ПФР, ФСС и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Пунктом 1 статьи 419 НК РФ определено, что плательщиками страховых взносов признаются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. [1]

Так, организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются страхователями:

- по обязательному пенсионному страхованию (далее - ОПС) - на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»; [3]


- по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС) - на основании статьи 11 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; [4]

- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». [5]

Таким образом, учетная политика по налогам должна быть подробной и соответствовать всем условиям законодательства и исполнительной власти.

Обоснованная и правомерная налоговая учетная политика, содержащая указания на нормы Налогового кодекса и нормативные акты Минфина, судебную практику и бухгалтерские стандарты, обеспечит твердую позицию в спорах с органами ФНС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы, что до 2002 года термин «учетная политика» имел отношение только к бухгалтерскому учету. Однако с добавлением в Налоговый кодекс 1 января 2002 года главы 25, посвященной налогу на прибыль, он подразумевает и налоговый учет, то есть принципы учета НДС и налога на прибыль. Поэтому организации, применяющие обычный режим налогообложения, составляют два документа: для бухгалтерского и для налогового учета

Учетная политика - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации на основании и в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и требованиями Налогового кодекса РФ.

Учетная политика должна утверждаться до наступления очередного налогового периода, Учетная политика организации является основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского и налогового учета и порядок налогообложения.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.


Случаи, в которых возможно изменение учетной политики в целях налогообложения:

- изменение законодательства о налогах и сборах (не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства);

- изменение применяемых методов учета (с начала нового налогового периода).

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИКОВ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  3. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  4. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  5. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  6. Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (ред. от 29.11.2014) «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  7. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  8. Александров И.М. Налоги и налогообложение. М.: Дашков и К, 2014.- 296 с.
  9. Бабаев Ю. А Бухгалтерский финансовый учет. - М.: Издательство «Бухгалтерский учет». - 2015
  10. Беляков А.А. Оптимизация налогообложения: современный взгляд // Налоговый вестник, 2016, №4, с.16-22
  11. Белоконь А.А. Обязательные страховые взносы и учетная политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.puhanet.com
  12. Галашкина Ю. М. Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость в организациях // Молодой ученый. - 2015. - №16. — С. 275-278.
  13. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 684 с.
  14. Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. - М.: ЮрИнфоР, 2015. С.118.
  15. Лобачева Е.С. О налоге на добавленную стоимость // Налоговый вестник, 2016
  16. Лермонтов Ю.М. Рекомендации по исчислению и уплате налогов // «Налоговый вестник», 2016, №6. - с.39-47.
  17. Львова, И.Н. Учетная политика организации / И.Н. Львова. - М.: Магистр, 2014. - 421 c.
  18. Пансков В.Г. Направления, этапы и элементы оптимизации системы налогообложения // «Все о налогах», 2015
  19. Пронина Л.И. Федеральный бюджет и местные финансы // Финансы, 2015.
  20. Соловьев И.Н. Уклонение от уплаты налогов и оптимизация налогообложения // Налоговый вестник. 2016. №9. С.130-135.
  21. Солянникова С.П. Бюджетная и налоговая политика: проблемы и перспективы //Финансы, 2016
  22. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник.2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. С.270.