Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение (Сущность и характеристика учетной политики для целей налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существует достаточно обширная нормативно-правовая база, регламентирующая процедуру формирования учетной политики организации, индивидуальных предпринимателей для целей налогообложения. К наиболее важным НПД можно отнести следующие:

- закон о бухгалтерском учете №402-ФЗ от 06.12.11 г.;

- Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008;

- Федеральный закон №81-ФЗ от 20.04.14 г.;

- Федеральный закон №129-ФЗ от 21.11.96 г. [13]

В первую очередь следует ориентироваться на закон о бухгалтерском учете, а также положение по бухгалтерскому учету от 2008 года.

2. Порядок формирования учетной политики для целей налогообложения

2.1 Основные разделы учетной политики для целей налогообложения

Порядок формирования учетной политики организации для целей налогообложения строго индивидуален - все зависит от характера ведущейся экономической деятельности. Например, учетная политика банка и предприятия, занимающегося сельским хозяйством (для ООО), будет существенно отличаться. [14]

Из изменений последних лет, предшествующих 2017 году, наиболее существенными стали:

- увеличение до 100 000 руб. стоимости приобретаемого имущества для целей его признания в налоговом учете основным средством (ОС);

- увеличение до 15 млн. руб. суммы среднеквартального дохода, дающего право на уплату квартальных авансов по прибыли;

- введение возможности применять вычет по НДС в таком же, как и для реализации на территории РФ, порядке для экспортеров несырьевых товаров и расширение круга лиц, имеющих право на применение заявительного порядка возмещения;

- принятие закона об онлайн-кассах, меняющего состав лиц, обязанных применять ККТ и освобождаемых от этой обязанности;

- уточнение критериев СМП, которые не вправе пользоваться упрощенными методами ведения учета (в первую очередь это те СМП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту), и появление в ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 18/02 отдельно оговоренных разрешений не применять их положения тем, кто ведет бухучет упрощенными методами;


- введение обязанности по начислению налога на имущество от кадастровой стоимости для лиц, ранее освобождавшихся от таких платежей. [12]

Вступившие в силу с 2017 года изменения, которые имеют значение для учетной политики, таковы:

- появились варианты определения размера резерва по сомнительным долгам;

- ограничена величиной 50% доля прибыли, которую можно использовать для списания убытков прошлых лет, но снято 10-летнее ограничение срока на списание;

- изменено соотношение распределения налога на прибыль между бюджетами (3 и 17% вместо 2 и 18%);

- обновлены ОКОФ и классификатор ОС;

- увеличены лимиты, значимые для применения УСН (до 112,5 млн. руб. - 9-месячный доход, до 150 млн. руб. – общий годовой доход, до 150 млн. руб. - предел стоимости ОС);

- регионам предоставлено право принятия решения о применении освобождения от налога на имущество движимых объектов, приобретенных после 2012 года;

- страховые взносы на ОПС, ОМС, ОСС (по нетрудоспособности и материнству) начали подчиняться положениям НК РФ, пределы баз по ним традиционно выросли, появилось ограничение для сумм суточных, не облагаемых взносами. [19]

Прежде чем приступить к составлению документов, связанных с учетной политикой, стоит максимально ознакомиться со следующими моментами [14]:

- основные элементы;

- алгоритм разработки документа;

- составление приказа;

- заполненный образец.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Вне зависимости от сферы деятельности и иных важных факторов необходимо помнить о том, что большинство основных элементов учетной политики для целей налогообложения являются стандартными. В перечень таких элементов можно включить следующие компоненты:

- план всех необходимых счетов;

- установление стандартных форм:

1. Первичных учетных документов.

2. Различных регистров бухгалтерского учета. метод покупки, учета и заготовления различных материалов;

- способ начисления амортизационных средств;

- способ отражения поступления/убытия всевозможных производственных и материальных запасов;

- способ учета заготовительных и транспортных запасов;

- выбор определенной системы налогообложения (УСН, ОСНО и другие);

- установление метода ведения налогового учета (совместно с бухгалтерским, отдельно от него).

Впоследствии необходимо в обязательном порядке вести налоговую отчетность в соответствии с выбранной процедурой учета. Выполнение этого условия строго обязательно. В случае если ФНС обнаружит какие-либо несоответствия, велика вероятность возникновения серьезных проблем.


АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ДОКУМЕНТА

Когда все необходимые основные элементы уже выбраны, следует сформулировать алгоритм разработки данной документации. Стандартный формат его выглядит следующим образом, представленным в таблице 2. [15]

Учетная политика конкретной организации в обязательном порядке должна удовлетворять следующим основным требованиям:

- полнота;

- осмотрительность;

- своевременность;

- приоритет содержимого над выбранным форматом;

- рациональность и отсутствие противоречий. [18]

При формировании документации подобного рода следует в первую очередь исходить из некоторых важных допущений: обособленности имущественного характера; непрерывности, цикличности деятельности; определенности временного характера; последовательности применения выбранной политики. [12]

Таблица 2 – Алгоритм разработки учетной политики

Этап

Процесс

В первую очередь устанавливается объект учетной политики

На основании присущей конкретной организации совокупности бухгалтерского учета (ими являются всевозможные факторы хозяйственной жизни)

Вторым этапом является выявление всех конкретных явлений, процессов

А также условий, оказывающих непосредственное влияние на разработку данной учетной политики

Третьим этапом устанавливается перечень всевозможных допущений

Которые позволяют построить учетную политику – данные допущения должны быть в обязательном порядке адекватны (нарушения будут выявлены при проверке ФНС)

Четвертый этап

Осуществляется выбор конкретных, подходящих в рассматриваемом случае способов ведения налоговой и бухгалтерской отчётности

Пятый этап

Выбор конкретного способа учета, который будет применяться при ведении определенного рода деятельности организации

Последним этапом является формирование учетной политики в документальной форме

Обязательно требуется формальное соблюдение всех основных правил

Перед тем как приступить к формированию учетной политики, необходимо ознакомиться со следующими моментами:

- основные методы ведения учета;

- применяемая при осуществлении данной операции терминология;

- допустимые к использованию в конкретном случае налоговые режимы.

Фактически формирование учетной политики представляет собой не просто составление, набор необходимых для работы документов. Но в первую очередь для руководства, учредителей это вполне законный способ осуществления манипуляций показателями отчетности.


В первую очередь это касается следующих основных параметров:

- размер прибыли;

- расходы;

- оценочная стоимость активов. [17]

Результат и успешность деятельности конкретного предприятия напрямую зависят от выбранной политики налогообложения. Особенно это касается этапа подбора системы осуществления налогового учета. Так как данная процедура имеет очень большое количество самых разных нюансов, особенностей. На начальном этапе существования конкретного финансового учреждения решающую роль играет именно данный момент.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРИКАЗА

Учетная политика представляет собой набор документации, за правильность которой несут ответственность должностные лица предприятия, индивидуальный предприниматель. [16]

Унифицированного в законодательстве формата он не имеет, но при этом необходимо будет отразить в нем следующую информацию:

- наименование документа;

- место и дата составления;

- тело документа:

1) Ссылка на действующую законодательную норму;

2) Перечень действий, обязательных для исполнения на основании составленного приказа;

- подпись ответственного лица;

- наименование должности;

- печать предприятия.

Впоследствии сам приказ должен храниться в соответствии с действующим на предприятии графиком документооборота.

Формирование учетной политики для целей налогообложения – процедура несложная, но связанная с некоторыми важными нюансами. Потому предварительно важно ознакомиться со всеми терминами, законодательной базой. Так будет проще всего избежать проблем при проведении проверки ФНС. [12]

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

- общие и организационно-технические вопросы;

- методологические аспекты.

К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:

- распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;

- применение аналитических регистров налогового учета;

- технология обработки учетной информации. [16]

В этот раздел включаются также основные правила ведения налогового учета. Если организация имеет обособленные подразделения, важно определить:

- срок представления сведений в головное отделение организации для сводного налогового учета;

- перечень налогов, перечисляемых по месту нахождения филиалов;

- порядок уплаты налогов организацией и обособленными подразделениями. [19]


Во втором разделе отражаются методы ведения налогового учета, которые организация выбирает самостоятельно, методы оценки активов и обязательств, порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения и другие методологические аспекты. Этот раздел удобнее составить по видам налогов. Вопросы, которые предполагают однозначную трактовку, в учетной политике не отражаются. Отражаются только те вопросы, для которых законодательство о налогах и сборах предусматривает разную вариантность. [16]

В приложении к учетной политике необходимо утвердить формы регистров налогового учета.

Регистрами налогового учета могут быть:

- регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами;

- регистры налогового учета, разработанные организацией самостоятельно. [18]

Кроме того, в учетной политике также следует указать способ ведения аналитических регистров налогового учета - с использованием компьютерной техники либо ручным способом.

2.2 Основные элементы учетной политики для целей налогообложения

Налоговый кодекс РФ предоставляет организациям вариабельность способов налогового учета объектов. В учетной политике для целей налогообложения рекомендуется закреплять только те элементы, которые нужны налогоплательщику для ведения хозяйственной деятельности. [22]

Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Эти элементы целесообразнее разбить на различные группы по отношению к конкретным налогам.

Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль. В учетной политике для целей налогового учета по налогу на прибыль устанавливаются элементы, касающиеся как порядка исчисления налога на прибыль, так и способа уплаты авансовых платежей по налогу. Все элементы по налогу на прибыль, отражаемые в учетной политике, представлены в таблице 3. [1]

Таблица 3 - Элементы учетной политики для целей налогообложения

№ п/п

Элементы учетной политики

Варианты учетной политики

Ссылка на норму НК РФ

1

2

3

4

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

1

Момент определения налоговой базы при реализации (передаче товаров (работ, услуг)) для налогоплательщиков с длительным производственным циклом

В отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) момент определения налоговой базы устанавливается как:

1) день отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг);

2) наиболее ранняя из дат:

- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);

- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав

Пункты 1 и 13 статьи 167

2

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

1. Организация использует право на освобождение от уплаты НДС.

2. Уплачивает НДС в общем порядке. Выбор возможен при условии, что за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 000 000 руб. Для налогоплательщиков, реализующих подакцизные товары, также обязателен раздельный учет операций с подакцизными и неподакцизными товарами

Статья 145

3

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

1. Организация использует право на освобождение от налогообложения операций, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 НК РФ.

2. Организация отказывается от права на освобождение от налогообложения операций, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 Н К РФ

Пункты 3 и 5 статьи 149

4

Порядок ведения раздельного учета

При осуществлении облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик обязан вести их раздельный учет

Пункт 4 статьи 149

АКЦИЗЫ

1

Порядок определения налоговой базы по товарам, в отношении которых установлены различные налоговые ставки

1. Ведение раздельного учета и определение налоговой базы отдельно применительно к каждой налоговой ставке. 2. Отсутствие раздельного учета и определение единой налоговой базы по всем операциям реализации (передачи) и (или) получения подакцизных товаров

Пункты 1 и 2статьи 190