Файл: Процедуры несостоятельности (банкронства)(Нормативно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства) организации в Российской Федерации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главным субъектом системы банкротства, как и рынка, является предприятие той или иной формы собственности. Взаимодействие с рынком - внешней средой своего жизнедеятельности – предприятие реализует посредством своего товара.

Итак, обобщая рассмотренный вопрос, следует отметить, что банкротство это механизм, позволяющий трансформировать предприятие в другую, новую по своему экономическому содержанию хозяйственную единицу. Это подтверждается тем, что на этапе банкротства могут быть успешно реализованы функции реорганизации хозяйствующих субъектов.

Преимущества банкротства очевидны, вместе с тем необходимо отметить его недостатки. Неблагоприятный исход событий, обусловленный негативным воздействием факторов внешней и внутренней среды предприятия, свидетельствует о ликвидации хозяйственной единицы и прекращении какой-либо предпринимательской деятельности. Предотвращение подобных событий во избежание вероятности наступления банкротства в известной мере зависит от возможностей предприятия управлять рисковой деятельностью.

1.2. Нормативно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства) организации в Российской Федерации

Банкротство является следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной операционной, инвестиционной и финансовой политики. Массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия, поэтому в странах с рыночной экономикой выработан определенный механизм упреждения и защиты предприятий от полного краха.

К числу основных элементов этого механизма, кроме мер государственной финансовой поддержки неплатежеспособных предприятий, финансирования реорганизационных и ликвидационных мероприятий, экономической защиты интересов всех участников процедуры банкротства, относится правовое регулирование банкротств, а также нормативно-методическое обеспечение принятия решений о несостоятельности (банкротстве) предприятий.

В основе правового регулирования несостоятельности (банкротстве) лежит, прежде всего, Конституция РФ [1]. Конечно, в Конституции РФ отсутствуют правовые нормы, непосредственно регулирующие институт несостоятельности (банкротства), вместе с тем, в ней содержаться нормы права, положенные в основу принципов банкротства.


Кроме того, следует обратить внимание на положения Гражданского кодекса РФ [3] № 51-ФЗ, которые содержат нормы не только напрямую регулирующие процедурные моменты несостоятельности (банкротства), но и нормы опосредованно, касающиеся банкротства отдельных субъектов юридического процесса, в том числе граждан, некоммерческих организаций.

Регулирование вопросов о несостоятельности происходит не только посредством основных законов ГК РФ, но и при помощи дополнительных нормативных актов (табл.1).

Таблица 2ъ1

Дополнительные нормативно-правовые акты о несостоятельности (банкротстве)

Постановление Правительства РФ «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» [6]

Данные нормы призваны регулировать выбор лиц на должность управляющего. Одним из главных требований является независимость выбранных сторон для объективного оценивания несостоятельности.

Закон «Об исполнительном производстве» [7]

Закон содержит в себе основные требования к исполнительному производству, перечень необходимых документов, а также последствия, которые ожидают участников процесса в случае нарушения норм.

Кроме того, нормы регулируют отложение исполнительных действий.

Постановление «Об обеспечении интересов РФ как кредитора при банкротстве» [8]

Акт гласит о правах, которыми обладает Министерство Финансов РФ в отношении кредитора а также предприятия – заемщика.

Центральное место в системе правового регулирования банкротства занимает Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [5], задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой – предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности.

В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.

Правовые нормы, содержащие в Законе о банкротстве, можно разделить на материальные и процессуальные (рис.2). Так, Закон о банкротстве содержит процессуальные особенности рассмотрения дела о банкротстве, которые проявляются и в судебных актах, принимаемых в рамках дела о банкротстве, и в сроках рассмотрения дела, и в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, и в особенностях применения примирительных процедур, и т.д.


Виды отношений

Материальные

Процессуальные

Главной целью является восстановление платежеспособности заемщика. В основном, такой тип отношений состоит из мер, которые призваны предотвратить несостоятельность. Некоторые материальные отношения возникают в процессе применения процедур, постановленных судебными органами.

Направленные на признание заемщика банкротом. Такой тип отношений предполагает возбуждение судебного дела, реализацию требований кредиторов, признание заемщика несостоятельным, ликвидацию предприятия и прочее.

Рис.2. Виды отношений, в законодательстве о несостоятельности (банкротстве) организаций

Исходя из ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [2] и ст. 32 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о несостоятельности.

Специальные нормы порядка судопроизводства в арбитражных судах по делам о несостоятельности (банкротстве), включенные в АПК РФ, являются правилами судопроизводства особого характера. Они действуют независимо от процессуальной специфики такого судопроизводства, определяемой двумя рассматриваемыми ниже факторами, а именно категорией должника и судебной процедурой банкротства.

К правоотношениям по несостоятельности (банкротству) применяются: ст. 195-197 Уголовного кодекса РФ [4], устанавливающие уголовную ответственность за неправомерные действия при банкротстве; преднамеренное банкротство; фиктивное банкротство; арбитражно-процессуальный кодекс РФ, ст. 28 которого закрепляет, что дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются по месту нахождения должника.

Отдельно стоит отметить ведомственные нормативные акты, в частности инструкции, разъяснения и письма Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству и Центрального банка России.

Кроме того, помимо нормативных правовых актов в систему правового регулирования института несостоятельности (банкротстве) следует включить постановления Пленума ВАС РФ, которые не утратили силу, а также постановления Пленума ВС РФ. [18, С.49]

Зачастую организация подвергается банкротству из-за того, что не может погасить свой долг, который возник в процессе заключения правовых гражданских договоров, ведения хозяйственной деятельности, неуплаты в бюджетный и внебюджетный фонд.


Когда возникает такая ситуация, субъект рыночной деятельности принимает решение о прекращении своей деятельности. Но такого не произойдет, пока не будут удовлетворены требования кредиторов. Именно с такой целью действующим законодательством (Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ) и предусмотрена процедура банкротства.

Суть процедуры банкротства состоит в том, что когда организация не может закрыть свои обязательства перед кредиторами, она отдаёт им своё имущество или по отношению к ней вводят специальные процедуры, которые способствуют улучшению финансового положения и восстановлению платёжеспособности организации для погашения задолженности.

Процедура банкротства начинается с подачи заявления о признании компании-должника банкротом, причем, как уже было сказано, такое заявление могут подать как кредиторы, так и само предприятие, которое таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом. После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления – то есть исключает признаки фиктивного и умышленного банкротства.

Если требования кредиторов на момент судебного заседания до сих пор не удовлетворены, суд проводит четыре основные процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство.

Следует отметить, что существует 5 стадий процедур банкротства предприятия. В зависимости от стадии и выполняемых функций арбитражный суд назначает арбитражного управляющего в каждом конкретном деле о банкротстве. [34, С.24]

Таблица 2

Стадии процедуры банкротства

Стадия банкротства

Арбитражный управляющий

Полномочия единоличного исполнительного органа

Наблюдение

Временный управляющий

ограничиваются

Финансовое оздоровление

Административный управляющий

ограничиваются, но по ходатайству могут быть прекращены

Внешнее управление

Внешний управляющий

прекращаются

Конкурсное производство

Конкурсный управляющий

прекращаются

После того как арбитражный суд начинает процедуру банкротства и назначает управляющего имуществом (ликвидатора), последний начинает проводить финансовый анализ банкрота, то есть осуществляет наблюдение.


Процедура наблюдения вводится в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения их первого собрания.

На данном этапе проводятся следующие мероприятия: комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия; обеспечение сохранности имущества предприятия; меры по взысканию дебиторской задолженности; собрание акционеров; собрание кредиторов.

Итогом является принятие решения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности предприятия. С момента ведения процедуры наблюдения вводятся следующие мероприятия: приостанавливается производство по взысканию с должника денежных средств; по взысканию имущественных обязательств; запрещается удовлетворение требований учредителей; запрещается выплата дивидендов или иных платежей.

Переход предприятия от периода стабильности к улучшению или ухудшению представляет собой кризисную ситуацию, требующую адекватного реагирования со стороны высшего менеджмента предприятия, и именно проведение процедур финансового оздоровления. [36, С.79]

Финансовое оздоровление на различных кризисных предприятиях может осуществляться разными темпами и включать комплекс различных мероприятий в зависимости от степени разрушения их финансовой системы, обусловленной проявившими себя признаками кризисного состояния предприятия (табл.3).

Таблица 3

Признаки, причины и последствия кризисного состояни предприятий в зависимости от степени разрушени их системного качества [26, С.7]

Степень разрушения финансовой системы

Локальное повреждение предприятия

Частичное разрушение

Органическое разрушение

Признаки кризисного состояния

Невыполнение текущих задач

Ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности. Утрата одной из функций финансово-хозяйственной деятельности.

Утрата предприятием всех функций финансовой системы

Причины кризисного состояния

Отсутствие эффективной стратегии финансового оздоровления

Негативное влияние внешних факторов

Воздействие внутренних факторов и неспособность преодолевать негативные последствия внешних

Совокупное влияние негативных внешних и внутренних факторов