Файл: Процедуры несостоятельности (банкронства)(Нормативно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства) организации в Российской Федерации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процедура финансового оздоровлениявводится на основании решения арбитражного суда. Решение принимается после рассмотрения плана финансового оздоровления, графика погашения задолженностей и протокола общего собрания учредителей и кредиторов. Процедуру проводит административный управляющий, который назначается арбитражным судом.

Текущее руководство отстраняется от деятельности. Процедура вводится сроком на 6-18 месяце, в отдельных случаях может быть продлена до 24 месяцев с проведением следующих мероприятий: [21, С.11]

  • замораживаются выплаты по обязательствам и усиливаются меры по сохранности имущества предприятия;
  • реализуется план финансового оздоровления, а результаты реализации постоянно докладывают на собрании кредиторов

В ходе процедуры предприятие вправе перейти от финансового оздоровления к внешнему управлению. Возможно досрочное окончание процедуры, если предприятие вышло из кризиса, исполнило обязательства или если на собрании кредиторов принято решение, что мероприятия не дали эффекта.

Стратегическое направление финансового оздоровления можно разделить на несколько этапов: [21, С.67] оперативный этап, включает меры, которые дают быстрые результаты и в основной мере они направлены на те участки, которые наиболее эффективно реагируют; стратегический этап, предполагает наиболее глубокие преобразования, которые обеспечивают полное устойчивое развитие предприятия, наибольший запас прочности при колебаниях внешней конъюнктуры рынка.

Все меры двух видов реструктуризации (оперативной и стратегической) классифицируются на: [11, С.11] диверсификацию бизнес-идей, на изменение имущества и его источников, в части имеющихся активов и пассивов; реструктуризацию финансово-экономической деятельности и управления.

Типовой план финансового оздоровления предприятия, возможные варианты и направления финансового оздоровления предприятия стал Основным инструментом антикризисного управления выступает типовой план финансового оздоровления, который состоит из 4 фаз.(рис.5).

Первая фаза

Определение конкретной проблемы, и целей

Вторая фаза

Планирование средств достижения целей, и контроля

Третья фаза

Составление бизнес-плана

Четвертая фаза

Планирование ресурсов

Рис. 5. Фазы планирования финансового оздоровления предприятия [33, С.15]

Первой фазой планирования является определение конкретных проблемных аспектов, которые привели к неплатежеспособности предприятия.


На второй фазе осуществляется планирование, происходит выработка концептуальных путей выхода из кризиса которое включает целепологание, средства достижения поставленных целей, ресурсов и контроля.

Третья фаза включает составление бизнес-плана. Полученная ранее информация о причинах кризиса и концепция выхода из него «укладываются» в определенные форматы планирования.

Особое значение имеет планирование ресурсов – четвертая фаза планирования, которые используется в натуральном смысле и стоимостном измерении. Заключительная стадия подразумевает планирование внедрения и контроля, а именно: определение ответственности за осуществление антикризисной программы и средств контроля программы.

Как показывает практика, несостоятельность организаций случайным явлением не является. Она представляет собой определенную закономерность в экономически развитых странах. Ликвидация большей части фирм, особенно недавно возникших, зафиксирована во многих государствах статистикой банкротств. Европейские исследователи отметили, что до конца 2-го года доживают всего 20-30% недавно возникших организаций. Такая неэффективность и нецелесообразность создает предпосылки для значительных убытков для акционеров и всей экономики в целом.

Процедура внешнего управления отличается от финансового оздоровления тем, что от управления компанией отстраняются её органы управления и генеральный директор. Обязанность по руководству компанией ложится на внешнего управляющего. Важная особенность такой процедуры состоит в том, что вводится мораторий на удовлетворение требований кредитора, возникших до его введения. Это даёт должнику шанс на отсрочку выплат, благодаря чему происходит увеличение времени восстановления финансовой состоятельности должника.

Внешнее управление, процедура которого предусматривает составление плана мер для ликвидации несостоятельности, предполагает: [19, С.28] уступку прав требований; перепрофилирование деятельности компании; продажу имущества организации-должника; закрытие убыточных производств и другое.

Процедура внешнего управления длится 18 месяцев. Суд может продлить её на срок до 6 месяцев. Процедура внешнего управления может быть прекращена досрочно, если должник исполнил свои обязательства или если принято решение о неэффективности проведения процедуры

Если компании не удалось устранить кредиторскую задолженность в процессе вышеописанных процедур несостоятельности банкротства, наступает конечная стадия – конкурсное производство. С этого момента организация является банкротом. Целью конкурсного производства является устранение предприятия-должника и удовлетворение требований кредитора за счёт продажи имущества организации. Эта стадия контролируется конкурсным управляющим и длится полгода. Одной из важных задач конкурсного производства считается полная инвентаризация и оценка стоимости имущества компании.


Целью конкурсного производства является удовлетворение требований кредиторов в порядке их очередности путем реализации имущества предприятия и формирования конкурсной массы. Реализация имущества осуществляется в ходе открытых торгов. Начальная цена определяется независимым оценщиком.

Расчеты с кредиторами погашаются в соответствие с очередностью. Вне очереди погашаются следующие текущие обязательства:судебные расходы; расходы по заработной плате арбитражного управляющего; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи; требования кредиторов, возникшие после введения процедуры банкротства; задолженность по заработной плате, возникшая после введения производства банкротства.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов - определение о прекращении производства по делу о банкротстве. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

В процессе проведения процедуры признания финансово несостоятельным субъектом предусматривается подписание мирового (специального) соглашения. Это документ, который содержит информацию о реструктуризации долга, изменении сроков выплат по долгу, прощения части долга. Заключается между кредиторами и представителями предприятия-должника.

Таким образом, банкротство, процедуры которого определяются исходя из существующего положения организации, позволяют ей начать нормально функционировать и восстановить финансовое положение. К тому же это выгодно кредиторам, потому как должник при этом сможет погасить все свои задолженности

В условиях рыночной экономики не следует забывать, что одним из приоритетов государственной политики является «оздоровление» хозяйственной среды. От деятельности государства по этому направлению зависит, прежде всего, улучшение бизнес-среды и инвестиционного имиджа страны. Процесс возникновения рыночных институтов повлек за собой процесс формирования института банкротства. Процедура очистки рынка от неэффективных субъектов хозяйственной деятельности является неотъемлемым механизмом государственного регулирования экономики.

Следует так же отметить, что государственное вмешательство в сфере несостоятельности (банкротства) должно быть реализовано не автономными экономическими или административно-правовыми действиями, направленными на модернизацию, совершенствование, стабилизацию и устойчивое развитие экономики страны, а комплексом этих мер, взаимодополняющих друг друга. Именно комплексная реализация всех мер государственного вмешательства, улучшение качества этого вмешательства, а также своевременности и достаточности должно стать основой движения экономики России по пути модернизации. [32, С.49]


Итак, условием совершенствования государственного регулирования в процесс банкротств является комплексность. Составляющие комплекса представлены в таблице 4.

Таблица 4

Комплексность государственного вмешательства в процесс банкротств

Комплексность как условие успешности государственного вмешательства в процесс банкротств

Устранение коррупции и бюрократии

Совершенствование законодательства в сфере банкротств

Борьба с рейдерскими захватами

Совершенствование средств мониторинга – создание информационных систем

Подготовка кадров арбитражных управляющих, менеджеров руководителей компаний

Ведя политику предотвращения банкротств, государство не должно отталкиваться только от того факта, что у предприятия нет просроченной задолженности, а активно участвовать в формировании предпосылок для дальнейшего благоприятного развития экономической жизни этого предприятия.

Таким образом, в основе понятия банкротства лежит положение, согласно которой участник имущественного оборота (юридическое лицо), не оплачивающий полученные им от контрагентов товары, работы, услуги, а также не уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение длительного срока (более трех месяцев), не способен погасить свои обязательства перед кредиторами. Чтобы избежать банкротства, должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов, налоговых или иных уполномоченных государственных органов.

Итак, обобщая первую главу курсовой работы, которая носит теоретический характер, следует отметить, что несостоятельность хозяйственной организации в официальном порядке рассматривается, как ее неспособность рассчитаться с кредиторами разного рода и характеризует собой определенное ее экономическое состояние.

Законодательство о несостоятельности, банкротстве хозяйственных организаций имеет глубинные исторические корни. Его особенность заключается в том, что оно существовало и развивалось в различных формах во всех странах и носило примерно сходные черты.

Финансовый кризис предприятия может возникать в результате внешних и внутренних причин. Однако основным фактором предкризисного состояния является наличие неплатежеспособности сначала по отношению к небольшому числу организаций-партнеров, а затем ко всем.


Законодательством предусмотрены несколько сценариев развития процедуры банкротства должника – от полной финансовой «реабилитации» до ликвидации бизнеса и даже уголовной ответственности учредителей.

ГЛАВА 2. Практика применения процедур банкроства в России

Восстановительные процедуры банкротства

Распространение института несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации сопровождается двояким отношением к эффективности его использования. С одной стороны, присутствие механизма банкротства есть непременное условие рыночной экономики, а с другой стороны большое количество банкротств рушит экономическую безопасность государства.

Поэтому возникают вопросы: разумно ли применять в практике антикризисного управления восстановительные процедуры банкротства, которые направлены на восстановление платежеспособности и оздоровление должника, а также что необходимо сделать, чтобы Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» действовал именно на оздоровление, но не на ликвидацию.

В настоящее время в научном сообществе и среди экспертов имеется, в некоторой степени, единое мнение о том, что есть необходимость повышения реабилитационных процедур несостоятельности (банкротства). Так, А.Н. Ряховская подчеркивает, что «в идеале институт банкротства нацелен на сохранение бизнеса (предприятия), который еще можно сохранить, даже если собственники этого бизнеса сделали все возможное, чтобы его «угробить» своим неумелым или неправомерным руководством» [24, с. 23].

К восстановительным процедурам несостоятельности (банкротства) относится финансовое оздоровление и внешнее управление (рис. 6) [12].

В таблице 5 представлена статистика рассмотрения в Российской Федерации дел о несостоятельности (банкротстве) [28].

Рис. 6. Восстановительные процедуры

 Таблица 5

Статистика рассмотрения в Российской Федерации дел о несостоятельности (банкротстве) за 2012-2018 гг.

Наименование показателя

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Заявления о признании должника несостоятельным:

поступили в арбитражный суд

39570

40243

33385

40864

31921

41996

50779

приняты к производству

35545

33270

27422

33226

27351

35583

41040

Дела, по которым проводилось финансовое оздоровление:

всего

53

91

94

92

67

58

68

прекращены в связи с погашением задолженности

2

6

7

3

4

9

7

Дела, по которым проводилось внешнее управление:

всего

604

908

986

922

803

817

882

прекращены в связи с восстановлением платежеспособности

11

14

13

25

15

90

69