Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности(Понятие оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности
1.2. Результаты оперативно-розыскной деятельности, как доказательства
Глава 2. Субъекты оперативно-розыскной деятельности
2.1.Понятие субъектов оперативно-розыскной деятельности
2.2. Компетенция субъектов оперативно-розыскной деятельности
2.3. Система российских субъектов оперативно-розыскной деятельности
Глава 3. Актуальные проблемы в оперативно-розыскной деятельности российских компетентных органов
3.1. Понятие и сущность законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности
– уголовного розыска (УР);
– экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК);
– по противодействию экстремизму;
– обеспечения собственной безопасности (СБ) и др. В ограниченном объеме оперативно-розыскная деятельность осуществляется:
– подразделениями специальных технических мероприятий;
– оперативно-поисковыми подразделениями;
– подразделениями оперативно-розыскной информации [8].
В Министерстве юстиции Российской Федерации оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями учреждений уголовно-исполнительной системы. Оперативно-розыскную деятельность в системе исполнения наказаний осуществляют:
– оперативные подразделения;
– подразделения безопасности;
– подразделения по оперативно-техническим мероприятиям [9].
Оперативно-розыскную деятельность в органах ФСБ реализуют ее территориальные органы, органы безопасности в войсках и пограничные органы. В соответствии со ст. 8 деятельность этих органов включает в себя контрразведывательную деятельность, борьбу с преступностью и террористической деятельностью, разведывательную деятельность, пограничную деятельность и деятельность по обеспечению информационной безопасности [4].
Федеральная служба охраны представляет собой орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия по контролю и надзору в сфере государственной охраны, а также президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральными органами государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам. Очевидно, что решение перечисленных задач осуществляется посредством постоянного использования оперативно-розыскных возможностей [См.: 7].
Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Федеральная таможенная служба входит в состав Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. В структуре Государственного таможенного комитета также функционируют оперативные подразделения, осуществляющие борьбу с таможенными преступлениями [13]
Служба внешней разведки представляет собой составную часть сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных названным законом методов и средств. Оперативно-розыскная деятельность органами внешней разведки осуществляется только в целях их собственной безопасности [6].
Органы по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ находятся в структуре Федеральной службы Российской Федерации по контролю над оборотом наркотиков, которая входит в МВД РФ. В оперативно-розыскном департаменте функционируют подразделения по противодействию наркопреступности, по борьбе с наркопреступностью на транспорте, по противодействию легализации доходов от незаконного оборота наркотиков, оперативно-поисковые, оперативного реагирования, оперативного реагирования на внешние наркоугрозы, по борьбе с транснациональной организованной наркопреступностью. В департаменте собственной безопасности в полном объеме оперативно-розыскную деятельность осуществляют подразделения внутренней безопасности [10].
Лица, оказывающие содействие оперативным аппаратам на конфиденциальной основе, используются этими аппаратами по следующим основным направлениям:
– оперативное прикрытие обслуживаемых оперативным аппаратом (сотрудником оперативного аппарата) территорий, объектов или линий работы;
– участие в решении конкретных задач по проводимым оперативным проверкам.
По первому направлению оперативный аппарат или сотрудник оперативного аппарата проводят необходимую работу по привлечению к сотрудничеству соответствующих лиц на закрепленных территориях, объектах или по линиям работы в целях систематического получения информации об обстановке на них, своевременного предупреждения преступлений, а также их выявления и раскрытия. Второе направление использования помощи граждан на конфиденциальной основе предполагает, как правило, проверку первичной информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, полученной в ходе оперативного обслуживания территорий, объектов и линий работы [20, с.53].
Внештатные сотрудники полиции привлекаются к сотрудничеству по следующим направлениям деятельности полиции:
– защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
– предупреждение и пресечение преступлений, а также административных правонарушений;
– поиск лиц;
– обеспечение правопорядка в общественных местах;
– обеспечение безопасности дорожного движения;
– осуществление экспертно-криминалистической деятельности [20, с.56].
В ведомствах, наделенных оперативно- розыскными полномочиями, в качестве специалистов, как правило, выступают эксперты-криминалисты соответствующих специальностей экспертно-криминалистических подразделений. Классический пример активных действий граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий – участие в проверочных закупках в качестве покупателей. Эта категория граждан широко используется оперативными аппаратами при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как наблюдение, отождествление личности, контролируемая поставка и оперативный эксперимент [59, с.66-68].
Таким образом, ОРД осуществляют оперативные подразделения органов внутренних дел РФ; органов федеральной службы безопасности; федеральных органов государственной охраны; таможенных органов РФ; службы внешней разведки РФ; федеральной службы исполнения наказаний; органов по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В полиции ОРД осуществляют подразделения: уголовного розыска; экономической безопасности и противодействия коррупции; по противодействию экстремизму; обеспечения собственной безопасности и др., а также подразделениями специальных технических мероприятий, оперативно-поисковыми подразделениями и подразделениями оперативно-розыскной информации. В системе исполнения наказаний ОРД осуществляют: оперативные подразделения; подразделения безопасности; подразделения по оперативно-техническим мероприятиям.
Глава 3. Актуальные проблемы в оперативно-розыскной деятельности российских компетентных органов
3.1. Понятие и сущность законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности
Конец XX века России встретила с победным шествием либеральных ценностей. Однако, после десятилетий относительной стабильной социальной и политической жизни в нашей стране в 90-е годы, в результате социальной неустроенности произошло разочарование российского общества в полезности нравоучительных рекомендаций исходящих с Запада.
Дестабилизация экономических социально-правовых процессов повлияла на формирование новой российской правой культуры в XXI века коренным образом отличающейся от советской правовой культуры и Царской России. Как результат изменилось качество и количество нормативно-правовых актов регулирующих оперативно-розыскную деятельность [58, с.21].
Обеспечение законности и правопорядка важно для развития правовой культуры, повышения социально-правовой активности граждан России и реализации правового воспитания. Для достижения поставленной цели необходимо определение проблем общественной жизни, лежащих в сфере правового регулирования. Соответственно выразительность правомерного поведения и социально-правовая активность граждан определяют последующее развитие государства и его правовой системы [41, с.3].
Нормативная деятельность государства проявляется в ходе законодательной деятельности органов всех трёх ветвей власти. В этом случае государство, как субъект правого воспитания осуществляет деятельность личного характера, не являясь личностью. Этим объясняются формулировки в литературе: «государство требует» и «государство заинтересовано» [35, с.47].
Сегодня, у российской модели правомерного поведения много проблем, одной из которых является отсутствие регламентации российских ценностей. Наши правоведы, декларируя в начале 2000-х годов, концепции прав человека на основе ее либеральной трактовки, забывали, что современная западная модель правового просвещения построена, на складывании у человека стереотипа о собственной исключительности, а российский гражданин должен помнить о выполнении социальных ролей и обязанностей [54, с.12].
Правовая система современной России принадлежит к романо-германской системе права, с сохранившимися чертами социалистической правой системы. В настоящее время отечественная правовая система носит многоуровневый и иерархический характер. При этом в Конституции РФ, обладающей высшей юридической силы, есть нормы, которые регламентируют не только государственный строй, но и области частного права, например, во 2 гл. гарантии незащищенным слоям населения [1].
Это обстоятельство обусловило, следующие особенности развития российской системы права:
– первоочередная защита общественных интересов, в убыток интересам отдельного индивидуума;
– отсутствие первоочередности личностного начала в правой культуре;
– распространение внеправовых регуляторов в обществе морального, корпоративного и религиозного характера;
– в культуре и праве наблюдается сумма взглядов и представлений, которые поддерживает большая часть общества [31, с.98].
Основной источник права в континентальной системе права, в том числе в России это закон принятый специальной процедурой – от законов, изданных монархом до законов издаваемых специальными органами власти. Законодательство РФ построено на основе советских законов. Множество нормативно-правовых актов, принимаемых в советском государстве, составляло иерархически построенную систему. Место конкретного нормативно-правового акта определялось иерархией положения его принявшего органа в системе органов государственной власти [40, с.15].
Система нормативных правовых актов в Российской Федерации включает в себя акты различного уровня, сферы действия, срока действия, юридической силы. Это разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых отношений, другими обстоятельствами, служащими основаниями для их классификации [31, с.76].
Законы занимают главное, ведущее место в системе нормативных правовых актов, это определяется присущими им основными признаками.
Во-первых, законы принимаются только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума [44, с.6].
Во-вторых, законы обладают высшей юридической силой, которая означает, что содержание всех иных нормативных правовых актов не должно противоречить законам: никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал. При возникновении противоречий между федеральным законом и нормативным актом субъекта РФ, изданным в рамках его компетенции, действует нормативный правовой акт субъекта РФ [32, с.3].
В-третьих, законы регулируют наиболее важные основополагающие отношения, ими закреплены общественный и государственный строй, концепция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д. [51, с.78]
В-четвертых, законы содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные нормативные правовые акты призваны, в основном, детализировать и конкретизировать нормативные установления законов [52, с.21].
В-пятых, законы принимаются в особом процессуальном порядке [38, с.5].
Оперативно-розыскное законодательство, очевидно, в силу его молодости, объективной сложности и деликатности, регулируемых им отношений не лишено определённых недостатков, которые являются существенными. Основные из них сводятся к пробелам правового регулирования, декларативности ряда норм, их несогласованности с нормами других отраслей законодательства, противоречивости отдельных предписаний, нечеткости законодательных формулировок [45].
Стоит указать на ряд неточностей и противоречий законодателя в названном определении оперативно-розыскной деятельности. Во-первых, оперативно-розыскная деятельность осуществляется не только оперативными подразделениями государственных органов, но и другими должностными лицами. Проблема заключается так же в том, что оперативно-розыскная деятельность не только направлена на борьбу с преступностью, но в некоторых случаях и на проверку лиц, поведение которых не связано с преступной деятельностью [18, с.41].
Поэтому, законодательством урегулированы правоотношения, объектами которых являются любые, в том числе и законопослушные, граждане (ч. 2 ст. 7). Эта норма указывает на то, что объектами ОРД могут быть любые лица, в том числе и проверяемые [5].
Оперативно-розыскная деятельность, прежде всего, направлена на собирание информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, и проводят ее в пределах своей компетенции должностные лица государственных правоохранительных органов [18, с.42]