Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности(Понятие оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Оперативно-розыскная деятельность, как основной источник доказывания при расследовании преступлений

1.1.   Понятие оперативно-розыскной деятельности

1.2. Результаты оперативно-розыскной деятельности, как доказательства

Глава 2. Субъекты оперативно-розыскной деятельности

2.1.Понятие субъектов оперативно-розыскной деятельности

2.2. Компетенция субъектов оперативно-розыскной деятельности

2.3. Система российских субъектов оперативно-розыскной деятельности

Глава 3. Актуальные проблемы в оперативно-розыскной деятельности российских компетентных органов

3.1. Понятие и сущность законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности

3.2. Проблемы законодательного регулирования контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью

Заключение

Список использованных источников и литературы

Содержание:

Введение

Наша страна в минувшее столетие пережила глубокие изменения, затронувшие её культурный, истерический и правовой базис. Меньше чем за сто лет Россия прошла путь развития от феодального со значительной долей норм обычного права, к авторитарному государству с социалистическими нормами. В конце столетия произошли тектонические сдвиги в мире, которые обусловили переход России в стадию демократического режима с рыночной экономикой. Все эти изменения, наложили отпечаток на формирование современного российского прав [55, с.6].

Несмотря на геополитические и экономические потери конца двадцатого века, Россия смогла сохранить значительную часть своего экономического, военного и интеллектуального потенциала, а также в короткие сроки удалось путём применения различных правовых инструментов устранить пробелы в законодательстве Российской Федерации [43, с.15].

Деятельность органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, способствовала данному процессу. Однако позже по протяжение первого десятилетия XXI века, возникли вопросы по правомерности деятельности данных государственных органов в существующих отечественных реалиях [21, с.6].

Все эти обстоятельства обусловливают актуальность исследования по комплексному изучению права и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность при решении задач, которые они должны решать.

В ходе изучения темы, необходимо провести системный анализ явлений, процессов, действий, используя системный, историко-сравнительный, проблемно-хронологический, логический методы научного познания.

Целью исследования является рассмотрение компетенции органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность при решении возлагаемых на них задач, согласно российскому законодательству.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

– изучить понятие оперативно-розыскной деятельности;

– рассмотреть результаты оперативно-розыскной деятельности, как доказательства;

– определить понятие субъектов оперативно-розыскной деятельности;

– выявить границы компетенция субъектов оперативно-розыскной деятельности;

– дать наиболее полную характеристику системе российских субъектов оперативно-розыскной деятельности;

– выделить понятие и сущность законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности;


– обобщить проблемы законодательного регулирования контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

Объектом исследования являются российские органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Предметом исследования являются действия и полномочия органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность в Российской Федерации.

В современных условиях, вполне обоснованно на первый план выдвигается проблема источников. При разработке темы данной курсовой работы учитывалось соответствие базы источников цели и задачам проводимого исследования. В процессе работы нами были использованы различные источники, что позволило изучить положение системы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, согласно законодательству РФ. В качестве источников использовались нормативно-правовые акты (Кодексы, Федеральные законы, Указы Президента), монографии, статьи периодических изданий, материалы, сети Интернет. Перечисленные источники позволили достаточно подробно раскрыть тему этой курсовой работы.

Структура курсовой работы соответствует цели и задачам исследования и представлена введением, тремя главами, включающих в себя семь параграфов, заключением и списком использованной литературы.

Глава 1. Оперативно-розыскная деятельность, как основной источник доказывания при расследовании преступлений

1.1.   Понятие оперативно-розыскной деятельности

Согласно определению, данному в российском законодательстве «оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и не гласно подразделениями государственных органов, в пределах их полномочий, в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств» [5].

Содержание оперативно-розыскной деятельности в российской докторальной науке можно понимать, как в «узком», так «широком» смысле этого слова. В узком смысле это вид социальной государственной юридической деятельности уполномоченных на это законом России государственных органов, с использованием всех законных средств, с целью защиты человека и общества от преступных посягательств [33, с.11].


В широком значении оперативно розыскная деятельность это обеспечение безопасности государства, общества и каждого человека [64, с.9].

Исходя содержания ОРД в широком и узком смысле, можно выделить её субъективные и объективные признаки. Субъективные признаки меняются в зависимости от воли законодателя. Это цель деятельности, пределы её гласности, запрет либо разрешение использовать определённые методы и средства. Категория объективных признаков ОРД возникает из общности взаимосвязанных между собой и субъективными признаками условий.

Виды оперативно-розыскной деятельности:

– оперативно-розыскной процесс;

– обеспечение административно-правовых режимов с помощью оперативно-розыскных сил, средств, методов и действий [62, с.21].

Выражение ОРД в социально-политической жизни:

– практическая деятельность для защиты охраняемых объектов;

– информационная деятельность;

– организационная деятельность;

– научная деятельность;

– педагогическая деятельность [29, с.5-8].

Существует гласная и негласная форма внешнего выражения оперативно-розыскной деятельности. Использование сотрудником уполномоченного органа негласной формы является вынужденной мерой. Необходимо отличать ОРД от частной детективной деятельности. Главное отличие их отличие – детективная деятельность осуществляется частными лицами и не государственными организациями, к тому же цель ОРД защита прав и здоровья людей, общества и государства, детективной – получение прибыли. Хотя содержание их деятельности сходно по задачам, законом сотрудникам детективных агентств запрещено выдавать себя за оперативных работников [3].

Как уже указывалось выше, цели ОРД указаны в ст.1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) это:

1) защита жизни и здоровья людей их прав и свобод;

2) защита собственности от посягательства преступников;

3) обеспечение безопасности общества и государства [5].

Приоритетной является первая цель. Согласно 2 ст. Конституции РФ права и свободы человека главная ценность [1].

Следовательно, основными объектами ОРД являются общества (материальные и духовные ценности) и государство (конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). Соответственно задачи оперативно розыскной деятельности способ и установленный этап в достижение её целей.

По степени реализации опасности в отношении объектов находящихся под защитой задачи ОРД разделяют:


а) непосредственные – выявление, раскрытие, пресечение преступлений и розыск, в связи с совершение преступления.

б) опосредованные – предупреждение совершения преступлений, добывание информации о событиях и действиях, которые несут угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности и розыск лица пропавшего без вести.

По функциональной направленности задачи ОРД можно классифицировать:

а) превентивного назначения – предотвращения осуществления преступлений и получение данных об опасностях для безопасности России;

б) обнаружения – выявления и раскрытия преступлений;

в) пресечения – изъятие предметов, материалов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, прерывание предоставленных услуг связи в определённых ситуациях;

г) розыск лиц уклоняющихся от органов суда, следствия, дознания и пропавших без вести [53, с.56-68].

Оперативно-розыскная деятельность регулируется двухуровневой системой нормативно-правовых актов. В первый уровень входит: Конституция РФ, федеральными конституционными законами федеральными законами, федеральным законом об ОРД, федеральными законами регулирующие общественные отношения, образующиеся в оперативно-розыскной деятельности. Второй уровень это подзаконные акты органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность [47, с.9].

Важность данных нормативно-правых актов сложно переоценить. Они являются предпосылкой реализации уголовной ответственности, особенно применительно к организованной, глубоко законспирированной преступной деятельности, является специальная деятельность оперативных подразделений уполномоченных на ее проведение исполнительных органов власти [65, с.365]. 

Правовое регулирование специальной деятельности, с одной стороны, имеет принципиальное социально-политическое значение, с другой стороны, выступает необходимым элементом правильной организации их работы. Вместе с тем оно содержит законодательные критерии опасности возможных злоупотреблений и межведомственных конфликтных ситуаций. Поэтому правовое регулирование в данной области представляет практический интерес не только для сотрудников оперативных подразделений, но также для следователей, прокуроров и судей.

В современных условиях, когда в обеспечении безопасности личности, общества и государства участвуют оперативные подразделения не двух, как прежде исполнительных органов власти (КГБ и МВД), а гораздо большего числа ведомств, одной из актуальных становится проблема организации их взаимодействия в совпадающих зонах оперативной ответственности.


Между тем, уже давно ясно, что в совпадающих зонах оперативной ответственности, в частности в сферах обеспечения экономической безопасности и борьбы с организованной преступностью. Это область специальной деятельности оперативных подразделений уполномоченных на ее проведение органов должны быть четко разграничены, должна быть определена иерархия значимости каждого из них в противоборстве с теми или иными видами посягательств [50, с.107].

Таким образом, оперативно-розыскная деятельность включает в себя оперативно-розыскной процесс и обеспечение административно-правовых режимов с помощью оперативно-розыскных сил, средств, методов и действий. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и не гласно (является вынужденной мерой) непосредственно и опосредованно, подразделениями государственных органов, в пределах их полномочий, с использованием всех законных средств (регулируется двухуровневой системой нормативно-правовых актов) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

1.2. Результаты оперативно-розыскной деятельности, как доказательства

Применение оперативно-розыскной деятельности, как доказательства вызывает много вопросов в докторальной науке и судебной практике. Так, Е.А. Доля в своей работе «Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности» пришёл к выводу, что данные полученные оперативно-розыскным путём, не могут быть доказательствами, так как получены путём мыслительных изысканий [33, с.228].

Несмотря на это, Н.М. Кипнис А.В. Агутин, С.А Осипов] и Е.А. Борзов утверждают, что оперативно-розыскной деятельность, является одним из способов доказательств. По их мнению, при соблюдении установленных требований (безопасность, достоверность, относимость и проверяемость), результаты ОРД применимы как доказательства [27, с.17].

Чтобы разобраться в этой проблеме, нужно определить различия оперативно-розыскной деятельности от уголовного судопроизводства. Они отличаются между собой правой природой и особенностями нормативно-правого регулирования. Уголовное судопроизводство определяет Конституция РФ и УПК РФ. Его ход и результаты фиксируются в определённых протоколах, которые являются гласными доказательствами.