Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности(Понятие оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Оперативно-розыскная деятельность, как основной источник доказывания при расследовании преступлений

1.1.   Понятие оперативно-розыскной деятельности

1.2. Результаты оперативно-розыскной деятельности, как доказательства

Глава 2. Субъекты оперативно-розыскной деятельности

2.1.Понятие субъектов оперативно-розыскной деятельности

2.2. Компетенция субъектов оперативно-розыскной деятельности

2.3. Система российских субъектов оперативно-розыскной деятельности

Глава 3. Актуальные проблемы в оперативно-розыскной деятельности российских компетентных органов

3.1. Понятие и сущность законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности

3.2. Проблемы законодательного регулирования контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью

Заключение

Список использованных источников и литературы

Общие истоки проблем правового регулирования оперативно-розыскной деятельности:

1. В результате, отсутствие изначально самой цели реформирования данного направления деятельности государства обуславливает сегодня необходимость совершенствования административно-правового и уголовно-процессуального регулирования ОРД ОВД России.

2. В настоящее время существуют пробелы в отраслевой принадлежности ОРД ОВД. Возникает вопрос принадлежности к административно-правовому регулированию, или Уголовно-процессуальному.

3. Законодательное не определение исходных понятий, составляющих содержание ОРД и предопределяющих условия ее реализации;

4. Не соответствие норм оперативно-розыскного и смежных отраслей законодательства;

5. Отсутствие детализации порядка и условий обеспечения конституционного принципа законности в сфере ОРД в отношении объектов и субъектов (участников) этой деятельности [45].

Существующие проблемы при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1. Сотрудники оперативных подразделений нередко испытывают значительные затруднения из-за отсутствия законодательного определения и детального урегулирования ряда оперативно-розыскных мероприятий. В случаях же выявления сведений об их противоправной деятельности практика сталкивается с необходимостью решения двух проблем: обязательно ли при этом получение дополнительного судебного решения, и если нет, то правомерно ли использовать попутно полученную информацию в качестве судебного доказательства? [33, с.34]

2. В ведомственных нормативно-правовых актах и комментариях к Закону об ОРД субъектам внедрения рекомендуется лишь имитировать преступную деятельность, или, в крайнем случае совершать административные правонарушения. Для выявления и изобличения участников организованных преступных групп (ОПГ) этого явно недостаточно [25, с.51].

3. Для развития оперативного внедрения требуется также совершенствование правового регулирования и организационного обеспечения института штатных негласных сотрудников [17, с.8]. 

4. Применение оперативного эксперимента сдерживается, прежде всего, его законодательным ограничением случаями борьбы с тяжкими (по логике - и особо тяжкими) преступлениями [45]. 

5. С использованием оперативного эксперимента тесно связано создание и функционирование т.н. легендированных объектов (п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД) [5]. 

Существует объективная необходимость их законодательного признания, поскольку они не охватываются понятием предприятий, учреждений, организаций и подразделений, необходимых для решения задач ОРД.


6. Ряд вопросов возникает при проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. В Законе установлено, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих перечисленные в нем конституционные права, допускается на основании судебного решения.  С учетом этого уведомление суда о проведении неотложных мероприятий в указанных случаях целесообразно законодательно продлить до первого после выходных рабочего дня [45].

Таким образом, общими истоками проблем правового регулирования ОРД является отсутствие изначально самой цели реформирования данного направления деятельности государства. Существуют пробелы в отраслевой принадлежности ОРД ОВД – принадлежность к административно-правовому регулированию, или уголовно-процессуальному, нет законодательного определения исходных понятий, составляющих содержание ОРД и предопределяющих условия ее реализации. Не соответствуют нормы оперативно-розыскного и смежных отраслей законодательства, отсутствует детализация порядка и условий обеспечения конституционного принципа законности в сфере ОРД в отношении объектов и субъектов (участников) этой деятельности. Законодательством урегулированы правоотношения, объектами которых являются любые, в том числе и законопослушные, граждане, объектами ОРД могут быть любые лица, в том числе и проверяемые. Сущность законодательного регулирования ОРД заключается в том, что российский гражданин должен помнить о выполнении социальных ролей и обязанностей.

3.2. Проблемы законодательного регулирования контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью

ОРД относится к исключительно эффективному виду правоохранительной деятельности, позволяющей своевременно выявлять замышляемые и подготавливаемые преступления, раскрывать наиболее опасные преступления, совершенные в условиях неочевидности, решать другие ответственные задачи по борьбе с преступностью. Однако в силу ее преимущественно негласного характера возрастает риск вторжения должностных лиц оперативных аппаратов в охраняемые законом конституционные права и свободы личности. Конспиративность осуществляемых оперативными аппаратами оперативно-розыскных мероприятий не позволяет своевременно обнаружить факт их проведения, как отдельными гражданами, так и должностными лицами, осуществляющими контрольные и надзорные функции за законностью в ОРД [20, с.182].


В связи с этим в ФЗ «Об ОРД» содержится комплекс норм, предусматривающих основания, виды и особенности контроля и надзора в сфере ОРД. Так, контроль за ОРД осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ведомственный контроль), суд (судебный контроль) [5].

Надзор за ОРД осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры [5] .

Юридические основания контроля и надзора определяются содержанием гл. VI «Контроль и надзор за ОРД », а также ст. 3 «Принципы ОРД», ст. 5 «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД» и другими статьями ФЗ «Об ОРД», иными федеральными законами и ведомственными нормативными актами [5].

Контроль и надзор в оперативно-розыскной деятельности представляет собой основанный на законе и подзаконных нормативных актах комплекс организационных мер и проверочных действий, осуществляемых должностными лицами государственных контрольных и надзорных органов в пределах своих полномочий путем определения соответствия реализуемых оперативными аппаратами прав и обязанностей требованиям нормативных актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность в целях обеспечения законности, а также соблюдения прав и свобод личности в рассматриваемой сфере правоприменения [34, с.221].

Основной и повседневный контроль за ОРД возлагается на руководителей органов, осуществляющих ОРД и руководителей оперативных аппаратов, т. к. именно на них возлагается обязанность по организации ОРД, и они несут ответственность за соблюдение законности в ОРД.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «Об ОРД» ведомственный контроль направлен на обеспечение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Однако наряду с проверкой законности в оперативно-розыскной деятельности оказание практической помощи должностным лицам оперативных аппаратов является другой главной задачей ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью. В связи с этим редакцию названной правовой нормы следовало бы расширить путем включения в ее содержание оказание практической помощи нижестоящим оперативным аппаратам в целях повышения результативности решаемых ими задач [5].

Ведомственный контроль за ОРД осуществляют руководители органов, уполномоченных на проведение ОРД, которые несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ). Надзор за ОРД осуществляется органами прокуратуры. При этом прокурорский надзор за ОРД, с одной стороны, выступает в качестве гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРД, а с другой стороны, не должен препятствовать осуществлению субъектами ОРД их полномочий. Выполнение таких условий может быть обеспечено четким нормативным определением предмета прокурорского надзора за ОРД и полномочий прокурора при осуществлении такого надзора [63, с.67].


Много нареканий и вопросов вызывает новая редакция ст. 21 Закона об ОРД, посвященная прокурорскому надзору за ОРД. Предмет прокурорского надзора стал почти всеобъемлющим и, по сути, подменяет ведомственный контроль за ОРД. Это положение усугубляется тем, что согласно новому УПК РФ (п. 11 ч. 2 ст. 37) прокурор уполномочен не только поручать органу дознания производство следственных действий, но и давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий, причем безотносительно к находящимся в его (прокурора) производстве уголовным делам [2].

Сотрудников оперативных подразделений в этой связи беспокоит опасность расшифровки конфиденциальных источников оперативно-розыскной информации, поскольку новая норма Закона об ОРД предоставляет надзирающему прокурору право истребовать от органа, осуществляющего ОРД, не только все дела оперативного учета, но и учетно-регистрационную документацию. И хотя в предмет прокурорского надзора не входят сведения о конфидентах (за исключением случаев их привлечения к уголовной ответственности), ознакомление с делами оперативного учета и указанной документацией может свести на нет право конфидентов сохранять свое имя в тайне. Поэтому, необходимо установление оптимального соотношения между законодательным регулированием ОРД ОВД и ее регулированием на подзаконном уровне [5].

Таким образом, при конспиративности осуществляемых оперативными аппаратами оперативно-розыскных мероприятий в силу их негласного характера возрастает риск вторжения должностных лиц оперативных аппаратов в охраняемые законом конституционные права и свободы личности, при законодательном урегулировании этой сферы сотрудников оперативных подразделений беспокоит опасность расшифровки конфиденциальных источников оперативно-розыскной информации.

Заключение

Российские субъекты ОРД представлены государственными органами, их оперативными аппаратами и должностными лицами, наделенными оперативно-розыскными полномочиями; должностными лицами, осуществляющими контроль за ОРД; гражданами, оказывающими содействие органам, осуществляющим ОРД, на конфиденциальной основе; иные физические и юридические лица, участвующие в проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативно-розыскную деятельность осуществляют оперативные подразделения органов внутренних дел РФ; органов федеральной службы безопасности; федеральных органов государственной охраны; таможенных органов РФ; службы внешней разведки РФ; федеральной службы исполнения наказаний; органов по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ.


В полиции ОРД в полном объеме осуществляют подразделения: уголовного розыска; экономической безопасности и противодействия коррупции; по противодействию экстремизму; обеспечения собственной безопасности и др., а также подразделениями специальных технических мероприятий, оперативно-поисковыми подразделениями и подразделениями оперативно-розыскной информации. В системе исполнения наказаний ОРД осуществляют: оперативные подразделения; подразделения безопасности; подразделения по оперативно-техническим мероприятиям.

Законодательством предпринимаются меры по урегулированию правоотношения, объектами которых являются любые, в том числе и законопослушные, граждане, объектами ОРД могут быть любые лица, в том числе и проверяемые, однако сотрудников оперативных подразделений беспокоит опасность расшифровки конфиденциальных источников оперативно-розыскной информации. Поэтому, необходимо установление оптимального соотношения между законодательным регулированием ОРД ОВД и ее регулированием на подзаконном уровне.

Список использованных источников и литературы

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, 1992-2014) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009 г., № 4, ст. 7.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 17.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2017) // Российская газета. 2001. 22 дек. № 249.

  1. Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 №2487-1 (ред. от 03.07.2016) \\ Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 23.02.1992 г., № 17, ст. 888.
  2. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 18.06.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) // Собрании законодательства РФ, 10.04.1995 г., № 15, ст. 1269.
  3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрании законодательства РФ, 14.08.1995 г., № 33, ст. 3349.
  4. Федеральный закон «О внешней разведке» от 10.01.1996 № 5-ФЗ (ред. от 30.12.2015 № 468-ФЗ ) // Собрании законодательства РФ, 15.01.1996 г., № 3, ст. 143.
  5. Федеральный закон «О государственной охране» от 27.05.1996 № 57-ФЗ с  изм. и доп., вступ. в силу с 1 июля 2017 г. № 148-ФЗ // Собрании законодательства РФ, 27.05.1996 г., № 22, ст. 2594.
  6. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрании законодательства РФ, 14.02.2011 г., № 7, ст. 900.
  7. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы федеральной службы исполнения наказания» от 13 октября 2004 г. № 1314 (ред. от 27 ноября 2015 г.) // Собрании законодательства РФ, 18.10.2004 г., № 42, ст. 4109.
  8. Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» от 05.04.2016 № 156 (ред. от 21.12.2016) // Собрании законодательства РФ, 11.04.2016 г., № 15, ст. 2071.
  9. Определение Конституционного Суда РФ «По жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сопроновой на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 4 февраля 1999 г. №18-0 // Вестник Конституционного Суда РФ. - 1999. - №3.
  10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. №8 (в ред. от 16 апреля 2013г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1996. - №1.
  11. Положение «О Федеральной таможенной службе», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. № 429 (ред. от 14.11.2014) // Собрании законодательства РФ, 30.08.2004 г., № 35, ст. 3637.
  12. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 16 января 2009 г. по делу № 69-Д08-9 // СПС «Консультант Плюс».
  13. Приказ «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» от 27 сентября 2013 г. МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 68, Зарегистрировано в Минюсте России 5 декабря 2013 г. № 30544 // Российская газета. 2013. 13 дек. №282.
  14. Приказ МВД России «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» от 10.01.2012 № 8 (ред. от 20.04.2015), Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2012 № 23563 // Российская газета. 2012. 20 апр. № 88.
  15. Авдеев, В.Г. Оперативно-розыскные меры ОВД по выявлению и раскрытию экономических преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности: автореф. дисс. … канд. юрид. наук / В.Г.Авдеев. - Калининград, 2006. - 31 с.
  16. Агафонов, Ю.А. Основы оперативно-розыскной деятельности Органов Внутренних Дел / Ю.А.Агафонов. - Краснодар, 2007. - 305 с.
  17. Агутин, А.В. Место оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам / А.В.Агутин, С.А.Осипов // Следователь. - 2003. - №2. - С.47-55.
  18. Алферов, В.Ю., Гришин А.И., Ильин Н.И. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учебник / под общ. ред. В.В.Степанова. - 3-е изд., испр. и доп. - Саратов: Саратовский социально-экономический ин-т (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. - 296 с.
  19. Багмет, А.М. Расследование массовых беспорядков: курс лекций / А.М.Багмет. – М.: Юрлитинформ., 2013 - 267 с.
  20. Борзов, Е.А. Результаты оперативно-розыскной деятельности – статус доказательств в уголовном процессе / Е.А.Борзов // Российская юстиция. - 2004. - №4. - С.46-48.
  21. Бурцева, В.В. Словарь иностранных слов: свыше 21 000 слов / отв. ред. В.В.Бурцева, Н.М.Семенова. - 665 с.
  22. Веренич, И.В. Использование специальных знаний в процессе расследования преступлений, совершенных в сфере строительства, эксплуатации зданий и сооружений / И.В.Веренич. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 227с.
  23. Горяинов, К.К. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / К.К.Горяинов. - М., 2017. - 349 с.
  24. Горяинов, К.К. Теория оперативно-разыскной деятельности учебник / под ред. К.К.Горяинова, В.С.Овчинского, Г.К.Синилова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 688 с.
  25. Громов, Н.А. Оценка доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе / Н.А.Громов, В.В.Лисавенко, А.Н.Гущин // Следователь. - 2003. - №3. - С.17-19.
  26. Гуценко, К.Ф. Уголовный процесс западных государств / К.Ф.Гуценко, Л.В.Головко, Б.Л.Филимонов. - М., 2001. - 201 с.
  27. Давыдов, Я.В. Оперативно-розыскная деятельность / Я.В.Давыдов. - М.: A - Приор, 2010. - 80 с.
  28. Демин, А. Контракты в сфере оперативно-розыскной деятельности / А.Демин // Российская юстиция. - 1997. - № 6. - С.10–11.
  29. Джагарян, Н.В. Конституционная концепция представительной демократии в зеркале российского конституционного правосудия / Н.В.Джагарян // Политические исследования. – Варшава: Институт политических наук Варшавского университета. – 2014. – №32. – С.98-109.
  30. Долгополов, О.А. Организация правового воспитания в современной России: автореф. дисс. … канд. юрид. наук / О.А.Долгополов. - Рязань, 2004. - 39 с.
  31. Доля, Е.А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности / Е.А.Доля. - М.: Проспект, 2014. - 373 с.
  32. Железняк, Н.С. Правовая основа, предмет и организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность / Н.С.Железняк // Вестн. Сибир. юрид. ин-та ФСКН России. - 2012. - № 2(11). - С.221-223.
  33. Жигулин, А.А. Понятие правовой культуры и ее сущностные характеристики / А.А.Жигулин // Научно-исследовательские публикации. - 2013. - Вып.№2. - С.47-52.
  34. Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия / С.И.Захарцев. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. - 257 с.
  35. Заровнева Г.С. Криминалистические аспекты розыскной и поисковой деятельности следователя / Г.С.Заровнева.- М.: Проспект, 2016. - 112 с.
  36. Калмыков, Ю.Х.  Вопросы толкования и применения гражданско-правовых норм / Ю.Х.Калмыков // Гражданское право. - 2008. - № 3 - С. 5-8.  
  37. Калюжнов, Е.Ю. Обнародование локальных нормативных актов: процедуры и потенциал / Е.Ю.Калюжнов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. - 2014. - №2(19). - С.76-78.
  38. Калюжнов, Е.Ю. Теоретико – правовые основания правил локального нормотворчества: автореф. дисс…. канд. юрид. наук / Е.Ю.Калюжнов. – М., 2015. - 41с.
  39. Кваша, А.А. Правовые установки граждан: автореф. дисс. … канд. юрид. наук / А.А.Кваша. - Ростов н/Д., 2002. - 39 с.
  40. Кипнис, Н.М. Допустимость доказательств в уголовном судопроизводстве / Н.М.Кипнис. - М., 1995. - 89 с.),
  41. Корчевский, Д.С. Современная правовая система Российской Федерации: автореф. дисс…. канд. юрид. наук / Д.С. Корчевский. - М., 2013. - 45 с.
  42. Кузьменко, В.И. Взаимодействие романо-германской правовой семьи и российской правовой системы: автореф. дисс…. канд. юрид. наук / В.И.Кузьменко - Казань, 2013. - 31 с.
  43. Лиджаев, К.В. Проблемы и возможность совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности / К.В. Лиджаев // file:///C:/users/админ/downloads/problemy-i-vozmozhnost-sovershenstvovaniya-pravovogo-regulirovaniya-operativno-rozysknoy-deyatelnosti.pdf
  44. Малько, А.В. Теория государства и права: учебник / коллектив авторов: отв. ред. А.В. Малько - 5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 400 c.
  45. Маркушин, А.Г. Оперативно-розыскная деятельность / А.Г.Маркушин. М.: Юрайт, 2015. - 399 с.
  46. Маркушин, А.Г. Процессуальный статус субъектов оперативно-розыскной деятельности / А.Г.Маркушин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. - № 3. С.136-139.
  47. Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И.Матузов, А.В.Малько. – 4- е изд., испр. и доп. - М., 2016.- 555с.
  48. Музеев, А.И. Из истории нормативного регулирования использования результатов оперативно-розыскной деятельности / А.И.Музеев, В.Е.Толстая // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2015. - № 2(20). - С.107-109.
  49. Разумович, Н.Н. Источники и формы права / Н.Н.Разумович // Советское государство и право. - 1988. - №3. - С.78.
  50. Раянов, Ф.М. Правовое государство и современный мир Теория и история государства и права / Ф.М.Раянов. - СПб.: Юридический центр-Пресс, 2012. - 93 с.
  51. Ремизов, М.В. Оперативно-розыскная деятельность: правовые основы и использование результатов в уголовном процессе / М.В.Ремизов. – Ярославль: ЯрГУ, 2007 - 156 с.
  52. Руновский, А.В. Дифференциация уголовно-процессуальных форм досудебного производства по делам публичного обвинения: автореф. дисс…. канд. юрид. наук / А.В.Руновский.- М., 2012. - 34 с.
  53. Селиванова, И.Ф. Россия в геополитических координатах современности / И.Ф.Селиванова. – М., 2014. -16 с.
  54. Селина Е.В. Свобода оценки доказательств в отечественном уголовном судопроизводстве / Е.В.Селина // Актуальные проблемы российского права. 2014. - №6. - С.208-210.
  55. Смирнова, К.Б. Проблемные вопросы собирания доказательств / К.Б.Смирнова // Российская юстиция. - 2015. - №10. - С.11.
  56. Тимофеева, А.А. Проблемы становления и развития российской государственности / А.А.Тимофеева. - М., 2009. - 184 с.
  57. Фадеев И.А. Взаимодействие в системе органов предварительного следствия и подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции / И.А.Фадеев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2014. - № 7. - С.66 - 68
  58. Фадеев И.А. Организация взаимодействия следователей и оперативных уполномоченных органов внутренних дел по выявлению и расследованию преступлений экономической направленности: автореф. дисс. … канд. юрид. наук / И.А.Фадеев. - М., 2015. - 29 с.
  59. Фадеев, И.А. Организация взаимодействия следователей и оперативных уполномоченных подразделений ЭБиПК МВД России в стадии возбуждения уголовного дела. Допрос: процессуальные и криминалистические проблемы: сборник материалов памяти профессора Н.И. Порубова / И.А.Фадеев. - М.: Академия управления МВД России, 2014. - Ч. 2. - 290 с.
  60. Халиков, А.Н. Оперативно-розыскная деятельность / А.Н.Халиков. – М.: РИОР - Инфра-М, 2013 - 202 с.
  61. Ховавко, С.М. Предмет прокурорского надзора и ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью / С.М.Ховавко // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2016. - № 4 (34). - С.67-69.
  62. Хромов, И.Л. Международный экстремизм. Оперативно-розыскная деятельность и криминологический анализ / И.Л.Хромов. – М.: Юриспруденция, 2016. - 160 с.
  63. Юн, Э.И. О совершенствовании правового регулирования оперативно-розыскной деятельности / Э.И.Юн // Пробелы в российском законодательстве. - Юридический журнал. - 2008. - № 1.- С.365.