Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности(Понятие оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности
1.2. Результаты оперативно-розыскной деятельности, как доказательства
Глава 2. Субъекты оперативно-розыскной деятельности
2.1.Понятие субъектов оперативно-розыскной деятельности
2.2. Компетенция субъектов оперативно-розыскной деятельности
2.3. Система российских субъектов оперативно-розыскной деятельности
Глава 3. Актуальные проблемы в оперативно-розыскной деятельности российских компетентных органов
3.1. Понятие и сущность законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности
Среди субъектов оперативно-розыскной деятельности можно выделить группу лиц, привлекаемых к проведению гласных мероприятий при решении отдельных задач по раскрытию и предупреждению конкретных преступлений. Состав этой группы определяется видами использования граждан в решении оперативно-тактических задач, а именно:
– привлечение с целью использования их познаний, умений и навыков. В юридической терминологии такое привлечение принято называть использованием специальных познаний в решении возникающих задач;
– привлечение с целью их использования в качестве лиц, фиксирующих действия проверяемых, разрабатываемых, что, в конечном счете, позволяет в дальнейшем привлекать их к участию в производстве по уголовному делу в качестве свидетелей [26, с.215].
Привлечение к сотрудничеству в сфере оперативно-розыскной деятельности соответствующих специалистов расширяет пределы участия в этой деятельности иных граждан. При этом отношения с такими гражданами-специалистами не требуют конфиденциальности. Сам характер оперативно-розыскной деятельности предполагает некоторую закрытость сведений в связи с проводимым исследованием. Как правило, такая закрытость охватывается служебной тайной, распространяющейся на сотрудников соответствующих учреждений, в которых проводятся исследования [24, с.111].
Важное место в рассматриваемой классификационной группе субъектов оперативно-розыскной деятельности отводится гражданам, привлекаемым оперативными работниками для фиксации действий проверяемых лиц с целью последующего использования таких граждан в качестве свидетелей по уголовному делу.
Как уже отмечалось, одним из основных источников оперативной информации являются оперативно-розыскные мероприятия. В целях документирования преступных действий проверяемых оперативные аппараты часто привлекают к участию в проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий, заслуживающих доверия граждан. Такие граждане являются своего рода понятыми, т. к. их основное назначение состоит в обязанности наблюдения за ходом оперативно-розыскного мероприятия с последующим удостоверением факта и содержания проводимого мероприятия [36, с.89].
Однако этим участие гражданина в оперативно-розыскном мероприятии не исчерпывается. В отличие от понятого в уголовном судопроизводстве, гражданин – участник оперативно-розыскного мероприятия, по поручению оперативного работника может также производить отдельные активные действия. Привлечение такого гражданина к проводимому оперативно-розыскному мероприятию, как правило, преследует цель последующего его участия в уголовном судопроизводстве в качестве свидетеля [37, с.68].
Вместе с тем отдельные правоохранительные структуры (в частности, органы внутренних дел) продолжают использование возможностей общественных формирований в борьбе с преступностью и правонарушениями. Так, в соответствии с приказом МВД России от 10.01.2012 № 8 (ред. от 20.04.2015) «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» внештатными сотрудниками полиции являются граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, изъявившие желание оказывать помощь полиции и привлекаемые к сотрудничеству на добровольной, гласной и безвозмездной основе. Поэтому, посредством участия в оперативно-розыскной деятельности специалистов и отдельных граждан без оформления их конфиденциального сотрудничества с оперативными аппаратами, как правило, и реализуется принцип сочетания гласных и негласных методов и средств [16].
Таким образом, к субъектам оперативно-розыскной деятельности помимо компетентных государственных органов, их оперативных аппаратов и должностных лиц, наделенных законом полномочиями по организации и осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, относятся и иные физические и юридические лица, привлекаемые к их проведению. В этом случае их наделяют соответствующими правами и обязанностями, обеспечивающими участие этих лиц в оперативно-розыскных мероприятиях, в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.
Таким образом, уголовно-процессуальное законодательство объединяет органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, со множеством иных органов с совершенно разнонаправленными функциями в единый орган, именуемый органом дознания, а сотрудники оперативных аппаратов, таким образом, становятся дознавателями. Поэтому помимо органов занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, также широко используются, а значит, являются субъектами оперативно-розыскной деятельности, граждане, оказывающие содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе.
2.2. Компетенция субъектов оперативно-розыскной деятельности
Характеризуя правовое положение субъектов оперативно-розыскной деятельности, следует учитывать, что полномочия должностных лиц предполагают определенную совокупность их прав и обязанностей. Однако в отличие от прав и обязанностей иных субъектов оперативно-розыскной деятельности, права и обязанности должностных лиц взаимосвязаны и не всегда возможно их четкое разграничение [60 , с.15].
Определение оперативным работником системы оперативно-розыскных мероприятий по делу оперативной проверки – его обязанность, но выбор конкретных мероприятий – право, определяемое внутренним убеждением, основанным на профессиональных знаниях, практическом опыте, а также ряде психологических и иных составляющих. Другая особенность полномочий состоит в том, что реализация служебных прав и обязанностей оперативного работника обеспечивается возможностью применения соответствующих мер государственного принуждения, как правило, административного [61, с.287].
Очевидно, что права и обязанности иных субъектов оперативно-розыскной деятельности более четки, а сами эти субъекты не обладают правом применения мер государственного принуждения в целях обеспечения их реализации. Таким образом, если полномочия должностных лиц, их права и обязанности имеют относительно определенный характер, то обязанности иных субъектов оперативно-розыскной деятельности всегда являются безусловными [60, с.18].
Компетенцию субъектов ОРД не следует путать с полномочиями этих субъектов. Под полномочиями в оперативно-розыскной практике понимают элемент компетенции и одновременно правового статуса оперативного подразделения (его должностных лиц), предусмотренных ФЗ «Об ОРД» и в соответствии с ним другими законодательными актами России.
Основные правила определения компетенции субъектов ОРД:
– обязанности могут быть возложены, а права предоставлены исключительно для решения задач и достижения целей ОРД;
– должен быть баланс обязанностей и прав соответствующих субъектов [61, с.117].
Если баланс будет нарушен, то в первом случае (когда прав меньше, чем обязанностей) субъект не сможет защитить от преступных посягательств человека, общество и государство. В ином случае (когда прав больше, чем обязанностей) – действия субъекта могут привести к нарушению законности. Компетенция субъектов ОПР может быть изложена исключительно в открытых нормативных правовых актах, как правило, законодательных. Нарушение субъектами оперативно-розыскной деятельности границ своей компетенции влечет за собой наступление соответствующего вида юридической ответственности [37, с.39].
Основными видами ответственности в оперативно-розыскной деятельности, как и в праве в целом, являются: дисциплинарная, административная, материальная, гражданско-правовая и уголовная. Вид ответственности определяется характером и тяжестью наступивших последствий [46, с.30-39].
Так, дисциплинарная ответственность представляет собой воздействие на нарушителя служебной или трудовой дисциплины путем наложения на него дисциплинарных взысканий, предусмотренных соответствующими законами, ведомственными нормативными актами, а в некоторых случаях – и Трудовым кодексом Российской Федерации. Административная ответственность обусловлена совершением должностным лицом или гражданином административного правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях.
Материальная ответственность – это ответственность работника за ущерб, причиненный предприятию, учреждению или организации, с которыми этот работник находится в трудовых отношениях. Гражданско-правовая ответственность связана с рассмотрением судом исковых заявлений в связи с причинением материального ущерба. Уголовная ответственность наступает за совершение субъектом оперативно-розыскной деятельности общественно опасного деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации [49, с.198].
Среди видов юридической ответственности субъектов оперативно-розыскной деятельности особого внимания заслуживает уголовная ответственность. Очевидно, что и должностное лицо оперативного аппарата, и граждане, привлекаемые к сотрудничеству с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность на конфиденциальной основе, имеют постоянное и непосредственное отношение к преступной деятельности.
Подобная «близость» всегда несет с собой риск для субъекта оперативно- розыскной деятельности самому оказаться причастным к преступлению. Чаще всего такому риску подвергаются лица, внедряемые в преступные группы. В связи с этим должностное лицо оперативного аппарата должно само хорошо знать уголовное право, исключительно ответственно относиться к организации работы иных субъектов оперативно-розыскной деятельности [ 46, с.67].
Таким образом, в оперативно-розыскной практике под полномочиями понимают элемент компетенции и одновременно правового статуса оперативного подразделения. Компетенция субъектов ОПР может быть изложена исключительно в открытых нормативных правовых актах, как правило, законодательных. К основным правилам определения компетенции субъектов ОРД относят – обязанности могут быть возложены, а права предоставлены исключительно для решения задач и достижения целей ОРД, при этом должен быть баланс обязанностей и прав соответствующих субъектов. В отличие от прав и обязанностей иных субъектов оперативно-розыскной деятельности, права и обязанности должностных лиц взаимосвязаны, если полномочия должностных лиц, их права и обязанности имеют относительно определенный характер, то обязанности иных субъектов оперативно-розыскной деятельности всегда являются безусловными.
2.3. Система российских субъектов оперативно-розыскной деятельности
В соответствии с содержанием ФЗ «Об ОРД» всех субъектов ОРД можно классифицировать на следующие основные группы:
– государственные органы, их оперативные аппараты и должностные лица, наделенные оперативно-розыскными полномочиями;
– должностные лица, осуществляющие контроль за оперативно-розыскной деятельностью;
– граждане, оказывающие содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе;
– иные физические и юридические лица, участвующие в проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий.
В теории оперативно-розыскной деятельности встречаются и иные классификационные группы субъектов оперативно-розыскной деятельности, однако основываются они на положениях не только ФЗ «Об ОРД», но и ведомственных нормативных актов, и в данном пособии не рассматриваются [5].
В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об ОРД» осуществление оперативно-розыскной деятельности предоставляется оперативным подразделениям:
– органов внутренних дел Российской Федерации;
– органов федеральной службы безопасности;
– федеральных органов государственной охраны;
– таможенных органов Российской Федерации;
– службы внешней разведки Российской Федерации;
– федеральной службы исполнения наказаний;
– органов по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Приведенный перечень государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом (ч. 2 ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности») [5].
Руководители указанных государственных органов определяют перечень оперативных подразделений, непосредственно осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, а также их полномочия, структуру и организацию работы. В свою очередь оперативные подразделения делятся на осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в полном объеме, включая работу с лицами, оказывающими им содействие на конфиденциальной основе [20, с.40].
В настоящее время оперативно-розыскную деятельность в полиции в полном объеме осуществляют следующие подразделения: