Файл: Публичная власть(Общая характеристика публичной власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Публичная власть отражает дифференциацию государства от общества. Ее наличие делит социальную общность на управляющих и управляемых. При этом власть всегда должна следовать интересам народа и объединяет его [17, c. 214].

3. Публичная власть отражает институциональную основу государства. Она состоит из госаппарата, правоохранительной системы, военных, репрессивных, карательных органов. Публичная власть формируется за счет особого класса людей - чиновников и госслужащих. Они на контрактной основе выполняют управленческие функции и получают за это денежное вознаграждение.

4. Важнейшими характеристиками публичной власти являются легальность и легитимность. В первом случае речь идет о правовой основе власти. Легальной можно считать власть, которая была сформирована в соответствии с избирательными процедурами. Например, путем выборов. А власть, сформированная в результате вооруженного переворота, по сути нельзя считать легальной [25, c. 81].

Легитимность нельзя отождествлять с легальностью. Под ней понимается авторитет власти, уровень ее поддержки со стороны населения и соответствие его ценностным ожиданиям. Легитимность власти в государстве может строиться на традициях (свойственно для монархических обществ), на авторитете или личностной харизме руководителей (типично для авторитарных обществ), либо на рациональной основе[1]. Последний тип легитимности характерен для демократических государств. В этом случае люди подчиняются не непосредственно авторитету лидера или элиты, а законам. Власть в таком обществе - обезличена, она лишь инструмент обеспечения порядка в обществе.

5. Признак территориальной сферы действия публичной власти имеет весьма существенное значение, что, в частности, отражается и в законодательстве. Так, статья 14 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусматривает, что в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, каждое из которых имеет свою, соответствующую территориальную сферу деятельности [2].

6. Многогранная природа выполненных действий является составной особенностью публичного органа власти, так как это разработано, чтобы понять множество задач почти во всех сферах общественной жизни. В разные исторические периоды сфера компетенции публичной власти меняется, перераспределяясь с властью государственной, однако в любом случае они остаются достаточно широкими [33, c. 30].


7. Важной особенностью публичной власти является способность создать нормы закона и другие социальные нормы. Важно отметить, что, если мы рассматривать публичную власть в широком смысле, тогда функция делегированного законодательства в определенных областях может быть выполнена не только государственными органами, но также и наднациональными структурами (такими как правительство Европейского союза), а также другими организациями, к которым государство передает соответствующие полномочия (например, местные органы власти). Это отличается современное понимание официального идеологического понятия советского периода, когда предполагалось, что только у государственных органов есть монополия на разработку правил [17, c. 307].

8. Публичная власть в обществе выполняет функцию согласования, гармонизации интересов общества, служит средством достижения социального компромисса, который не характерен для других форм власти. Это разработано, чтобы решить противоречия, которые возникают в обществе, которое обеспечено определенным разделением публичной власти от интересов определенных социальных групп, уважения к совокупным интересам общества [33, c. 32].

Деятельность публичных органов и учреждений разработана, чтобы гарантировать реализацию интересов людей и социальных групп. Только у государственных органов для этого есть соответствующие инструменты.

9. Универсальный характер публичной власти проявлен в том, что это расширяет свой эффект на целую территорию, все время и на неограниченный круг людей [25, c. 84].

10. Наконец, последней, но также и несомненно важным признаком публичной власти является своя корреспонденция к ценностям ​​ преобладающий в обществе. Эти ценности, конечно, могут изменяться со временем, который определяет изменяющуюся природу публичной власти, расширение ее объема, определение границ полномочий с властью государства [17, c. 361].

Несмотря на то, что публичная власть обладает общими признаками, на разных уровнях она имеет и существенные отличия.

Целесообразно декомпозировать разновидности публичной власти на четыре основных типа, в пределах которых возможна своя классификация.

1. Международная публичная власть, которой наделено международная организация. Это так называемая межгосударственная власть. Она носит весьма специфический характер, т.к. эта организация объединяет суверенные государства, имеющие свои цели, иногда не коррелирующие с целями соседей. Совет Безопасности ООН, как международная организация, создана прежде всего, как площадка для переговоров, обсуждения наиболее сложных международных вопросов. Однако, как показывает практика, некоторые страны пренебрегают решениями этой организации, действуя в угоду прежде всего своим интересам.


Полномочия международных организаций определяются договорами стран-участниц этих организаций.

2. Публичная власть государства (при федеративном устройстве – публичная власть федерации и каждого из ее субъектов) [17, c. 350]. Государственные органы власти действуют от имени народа этого государства, который наделил эти органы властью, т.е. предоставил законное право принятия решений, касающихся всего населения страны.

3. Публичная власть территориальной автономии. Полномочия органа, обладающего этой властью, распространяются на всю территорию автономии, но принимаемые законодательные акты не должны противоречить государственным.

4. Публичная власть муниципального образования. Полномочия местных органов власти устанавливаются соответствующими законами и ограничиваются вопросами местного значения [26, c. 132].

У каждого вида обязательной публичной власти свой источник власти и своя организационная форма. Так, источником государственной власти является народ, а формой – государство. Источником муниципальной власти выступает население этого муниципалитета, а формой организации – муниципалитет [11, c. 10]. Относительно территориального уровня общественной власти в качестве источника можно рассматривать определенную обособленную группу людей, а организационной формой – то образование, которое наиболее приемлемо для данного объединения, например квартальное, уличное, домовое объединение и т.д.

Итак, публичная власть как социальный феномен зарождается в обществе и обеспечивает его целостность.

1.2. Факторы, влияющие на характер публичной власти в государстве

Следует отметить, что на характер публичной власти оказывают влияние такие факторы как форма правления, форма государственного устройства, политический режим.

1. Форма правления - то есть форма организации верховной власти в стране, включая соотношение высших, центральных и местных органов государственной власти (а также органов местного самоуправления при их наличии и обособлении), структуру их организации, порядок формирования, длительность полномочий [34, c. 407], и т.д.;

2. Форма государственного устройства, то есть способ организации государственной власти исходя из административно-территориального деления страны [35, c. 320]. Данный признак в большей степени оказывает влияние на форму механизма государства в части выделения наряду с центральными органами также региональных и местных органов государственной власти;


3. Политический режим - совокупность приемов, способов и средств, используемых действующей властью в процессе осуществления возложенных на нее целей и задач [25, c. 85].

Рассмотрим их подробнее. Форма правления традиционно рассматривается в юридической науке как один из элементов формы государства, который наряду с формой государственно-территориального устройства и политическим режимом характеризует организацию публичной власти в государстве. Однако следует иметь в виду, что вопрос о форме государства вообще и форме правления в частности относится к числу сложных и полемичных.

Форма государства раскрывает особенности организации публичной власти на территории государства, структуру его органов, порядок их образования и взаимоотношения между собой, показывает степень участия избирателей в политическом управлении, а также, какие методы и способы применяются при этом.

Элементы формы государства влияют, дополняют и зависят друг от друга, что и предопределяет их рассмотрение в неразрывном единстве. Иными словами, форма государства «представляет собой его организацию и структуру, которая отражает внутренние характеристики данного государства, состояние общественных и политических процессов, расстановку политических сил, культуру и менталитет народа и пр.» [28, c. 4], она «выступает выражением сущности и содержания государства» [12, c. 145].

Форма государства показывает, как функционирует система власти и управления в той или иной стране: порядок образования и организационная основа деятельности системы высших органов государственной власти (форма правления), государственно-территориальное устройство, включая административное деление страны (форма государственного устройства), а также методы (способы), которые используются в процессе государственного управления (политический (государственный) режим).

Таким образом, форма государства представляет собой единство трех ее элементов. Из указанных выше традиционно выделяемых трех элементов формы государства форма правления и политический (государственный) режим, как нам представляется, являются первостепенными при организации власти любого государства [25, c. 87].

Территориальная же организация публичной власти (государственно-территориальное и административно-территориальное устройство) производна от формы правления. Ведь именно форма правления предопределяет организацию государственной власти по территории, основываясь на принципах централизации и децентрализации государственного управления. Элементы формы государства оказывают определенное влияние друг на друга.


Так, с одной стороны, форма правления и политический (государственный) режим закладывают основы становления формы государственно-территориального устройства, с другой – и форма государственно-территориального устройства может значительно воздействовать на форму правления, видоизменяя ее. Поэтому классическая триада элементов формы государства находится в диалектическом единстве.

Следует сказать, что форму правления и политический режим рассматривают в одной связке друг с другом, а иногда, учитывая их характеристики, отождествляют [35, c. 401]. Политический режим характеризует средства, методы и способы, используемые при организации публичной власти [17, c. 354]. В этом смысле, считаем, что форма правления и политический режим дают представление о концентрации властных полномочий, степени их централизации в государственном управлении как по горизонтали, так и по вертикали. В частности, А. М. Осавелюк охарактеризовал их взаимоотношение следующим образом: если форма правления представляет собой своего рода организационный каркас, юридическую модель отношений между соответствующими органами государственной власти, то государственный режим – это основанный на юридических признаках формы правления реальный порядок функционирования и взаимодействия высших органов государственной власти и других элементов политической системы, складывающийся под влиянием различных политических сил (существующей партийной системы, избирательной системы, итогов выборов и др.) в указанных структурах [24, c. 97].

По нашему мнению, именно сосредоточение власти в том или ином органе (органах) показывает степень централизации и (или) децентрализации при организации публичной власти на территории, что не может не отразиться и на форме территориального устройства государств.

Оптимальное сочетание трех основных элементов формы государства может стать залогом эффективного политико-правового раз вития и социально-экономического процветания государства. Найти же подобное совмещение вышеназванных трех элементов формы государства можно лишь при условии соблюдения тех или иных характерных особенностей организации публичной власти того или иного государства.

1.3. Понятие, особенности и структура органов публичной власти