Файл: Публичная власть(Общая характеристика публичной власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Органы публичной власти предназначены для управления обществом (государством) на разных уровнях [19, c. 16]. В современном российском законодательстве нет понятия «орган публичной власти», который является коллективным для юридического понятия «государственного органа» и «местного органа власти», которые осуществляют и персонифицируют публичный орган власти на территории государства [20, c. 135].

Система и структура органов публичных власти в отдельном государстве определены ведущими политическими силами и закрепляются в высших нормативно-правовых актах. В Российской Федерации в соответствии с Конституцией России [1] органы власти разделяются на:

  • федеральные органы государственной власти;
  • органы государственной власти субъектов Российской Федерации (региональные);
  • органы местного самоуправления (местные) [16, c. 377].

Первые два уровня относятся к государственной власти и, соответственно, являются государственными органами, третий (местные органы) относится к особой категории публичной власти – местному самоуправлению, и закреплен главой 8 Конституции России. Органы государственной власти отличаются друг от друга, но все вместе они являются олицетворением государственной власти Российской Федерации [17, c. 347].

Само понятие органа государственной власти включает в себя три основных признака:

1. Каждый орган государственной власти создается в порядке, предусмотренном

Конституцией, законами и иными правовыми актами. В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации на федеральном уровне государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительством РФ и судами России.

Нельзя преобразовать либо ликвидировать эти органы государственной власти, не изменив при этом Конституцию РФ [1]. Но в соответствии с Конституцией РФ порядок образования государственного органа должен быть определен федеральным законом. К примеру, только федеральный закон или федеральный конституционный закон правомочны учреждать органы судебной власти. Через уставы, конституции и законы учреждаются органы государственной власти субъектов РФ. Создание, преобразование и ликвидация органов государственной власти может происходить не только на основании законов, но и указов Президента РФ. Это относится к органам исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

2. Орган государственной власти обладает властными полномочиями, т.е. он выносит решения, которые являются обязательными для исполнения и подкреплены принудительной силой государства. Органы власти правомочны издавать правовые акты, устанавливающие порядок использования гражданами своих прав, и регулирующие в какой-то мере, на определенном уровне и в конкретной области отношения, которые возникают между гражданином и государством [20, c. 137]. В целях предупреждения превышений государственным органом своей власти, он наделяется определенной компетенцией и конкретными полномочиями. Компетенцию органов государственной власти определяют законы, указы, положения и другие нормативные правовые акты. Со временем компетенция органов государственной власти может изменяться и дополняться этими же актами.


3. Свою деятельность органы государственной власти осуществляют в формах и методами, которые устанавливаются правовыми актами. Орган государственной власти не имеет права прибегать к действиям, которые выходят за рамки допустимых форм и методов, особенно это относится к применению принудительных мер [19, c. 18].

Органы публичной власти России разделяются как по вертикали (по уровням власти: федеральный, региональный, местный), так и по горизонтали в соответствии с принципом разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная ветви власти) (рис 1).

Система органов публичной власти в России

Ветвь власти

Законодательная

Исполнительная

Судебная

Федеральный

уровень

(Президент)

Президент России не относится ни к одной ветви власти, возвышается над ними, без прямого руководства, обеспечивая их согласованное функционирование

Федеральный

уровень

Федеральное Собрание России (ГД России; Совет Федерации)

Правительство России и ФОИВ

Суды высшей инстанции

Уровень субъекта РФ

Законодательные (представительные) органы субъектов России

Органы исполнительной власти субъектов России

Суды II инстанции (не относятся к органам субъекта России)

Местное

самоуправление

Представительные органы местного самоуправления

Органы исполнительной власти местного самоуправления

Суды 1 инстанции (не относятся к органам местного самоуправления)

Рис.1. Система органов публичной власти в России [18, c. 250]

Высшим должностным лицом, не относимым ни к одной из ветвей власти, в соответствии с Конституцией [1] является Президент России.

Органами законодательной власти являются представительные и законодательные учреждения, которые образуются путем выборов. Их главной задачей является осуществление правотворчества, но они могут выполнять и другие функции, например, контролировать деятельность исполнительной власти [19, c. 18].

Органами исполнительной власти являются назначаемые органы, главной задачей которых является выполнение положений Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Они осуществляют свою деятельность на основе единоначалия и коллегиальности. Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов заключается в укреплении законности и правопорядка, предупреждении преступлений и иных правонарушений а также в защите прав и свобод человека и гражданина. Суды независимы и подчиняются только закону. Именно органы местного самоуправления наиболее приближены к населению страны, следовательно, способны наиболее четко реагировать на его потребности. В связи с этим государственные органы власти для реализации своих полномочий: либо создают собственные территориальные органы государственного управления; либо делегируют часть государственных полномочий органам местного самоуправления [30, c. 142].


В первом случае деятельность территориальных органов власти не ограничивается только местным уровнем. Вообще существует три варианта охвата территорий деятельностью территориальных органов государственного управления:

  • во-первых, действие территориального органа государственного управления распространяется на население нескольких субъектов федерации, к примеру, деятельность командных военных округов;
  • во-вторых, действие территориального органа государственного управления распространяется на население одного субъекта федерации, к примеру, деятельность областной налоговой службы;
  • в-третьих, действие территориального органа государственного управления распространяется на население муниципального образования, к примеру, деятельность районного военкомата [18, c. 252].

Деятельностью территориальных органов государственного управления руководят соответствующие федеральные органы власти, взаимодействующие с региональными органами государственного управления.

Каждый из этих органов, используя специфические методы, каждый в своей сфере выражают организаторскую роль государства в обществе. Ни один орган государственной власти не имеет права осуществлять свои задачи и полномочия, которые не совпадают с функциями государства. Но для того, чтобы все органы власти работали как единая согласованная система, государство должно обеспечить организацию и функционирование каждого органа в строгом порядке, наделив их при этом определенными полномочиями.

Итак, любое общество своей организацией обязано власти, однако основы этой власти, ее источник, силы и средства, обеспечивающие ее, могут быть различными. Власть, источником которой является население, народ, общество – по своему происхождению является общественной, т.е. публичной властью. Ее публичный характер проявляется в том, что сама способность властвовать есть результат консолидации отдельных полномочий каждого члена общества и передачи их новому публичному субъекту.

На характер публичной власти оказывают влияние такие факторы как форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Для органов государственной власти характерно наличие определенных признаков, которые порождаются природой и функциями государства. Государство осуществляет свое управление при помощи органов государственной власти.


2. Особенности управления и организации деятельности публичных органов власти на примере города Барнаула Алтайского края

2.1. Система организации местного самоуправления

В России признается и реализуется местное самоуправление, не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей. Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан [7, c,60].

Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа. Основой такого самоуправления считаются юридические нормы, прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант - подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация - полноправное юридическое лицо, однако она не является звеном государственной власти [8, c. 62].

Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями. В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами.

Организация муниципальной власти состоит в закреплении за каждым звеном (должностным лицом) запланированной цели. Осуществление этого закрепления выполняется посредством:

  • во-первых, распределения зон ответственности между субъектами муниципального управления;
  • во-вторых, координирования взаимодействия отдельных уровней и звеньев муниципального управления;
  • в-третьих, выработки порядка финансирования и ресурсного обеспечения достижения запланированных целей [30, c. 114].

К задачам организации муниципальной власти относятся следующие:


  • разграничение уровней муниципальной власти с распределением и закреплением за ними определенных полномочий;
  • обеспечение эффективности распределения финансовых ресурсов между звеньями и уровнями муниципального управления, формирование устойчивых источников пополнения местного бюджета;
  • обеспечение оптимальности структуры муниципального управления каждым органом власти;
  • обеспечение эффективного взаимодействия отдельных властных подразделений территориального и функционального назначения;
  • оптимизация социально-экономического и политического управления;
  • осуществление планомерной кадровой работы в органах муниципальной власти.

Основной закон страны устанавливает, что местное самоуправление может осуществлять деятельность самостоятельно в рамках установленных полномочий, а также наделяет граждан правом самостоятельно устанавливать структуру данных органов.

Это конституционное положение получило развитие в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [3], где закреплена обязательность осуществления принципа выборности органов самоуправления местного уровня. Поскольку в современном законодательстве нет иных требований к структуре и организации данных органов, то это порождает их многообразие.

В современной системе органов местного самоуправления применяются как выборные, так и иные организационные структуры, которые формируются в муниципальных образованиях. Совокупность данных органов и их строение образуют структуру органов местного самоуправления [7, c. 65].

Рассмотрим наиболее общую и популярную систему органов местного самоуправления, в которую входят следующие элементы:

  1. Орган, который выполняет представительную функцию;
  2. Глава муниципального образования, которое, как правило, является высшим должностным лицом в рамках муниципального образования;
  3. Орган, исполняющий исполнительно-распорядительные функции, то есть местная администрация.

Итак, содержание МСУ заключается в самостоятельном и ответственном решении населением муниципального образования вопросов местного значения. В основе организации местного самоуправления лежат интересы населения конкретного муниципального образования, исторические и местные особенности его создания и развития. Необходимо отметить, что муниципальное управление обособленно от государственного управления, то есть имеет автономный характер.