Файл: Публичная власть(Общая характеристика публичной власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Современное управление территориями и экономикой регионов основно на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта. Однако к настоящему времени государственное регулирование экономикой в России в полной мере еще не сложилось. Есть отдельные законы и постановления по регулированию некоторых сфер экономики, социальной сферы, но нет научно обоснованной программы развития страны и ее регионов, нет кодекса по государственному регулированию социально-экономическим развитием.

Муниципальное управление – местное самоуправление, которое действует как публичная власть.

Государственное управление – реализация полномочий государства в лице своих органов для упорядочения общественных отношений.

Подразумевается, что органы местного самоуправления и органы государственной власти действуют сообща, как партнеры, а также они равны в отношении объектов управления, которые осуществляется для реализации и достижений целей, то есть качественного улучшения уровня жизни граждан регионов государства и каждого муниципального образования.

В России и в иных зарубежных странах отмечаются проблемы во взаимодействии органов местного самоуправления и органов государственной власти. Верховный закон Российской Федерации закрепил обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти. Однако на практике было отмечено, что эффективно управлять общественной жизнью возможно лишь при существовании отлаженных механизмов взаимодействия указанных органов. В связи с тем, что этот механизм сдаёт сбои, ученые отмечают большие неудачи в экономике и социальной сфере.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время особое внимание уделяется проблемам управления и организации деятельности органов публичной власти. Данные проблемы стали отражаться на нормативно-правовых основах, обсуждаться в научной литературе и влиять на состояние Российской Федерации и регионов.

Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие организацию и деятельность публичной власти в РФ.

Предметом являются признаки, свойства, области проявления и приложения, а также основные принципы, формы, виды публичной власти в современных условиях.


Цель – исследование особенностей публичной власти.

Для решения цели были поставлены и решены следующие задачи:

  • изучить понятие, сущность, источники публичной власти в современном обществе;
  • провести исследование факторов, влияющих на характер публичной власти в государстве;
  • определить понятие, особенности и структуру органов публичной власти;
  • рассмотреть систему организации местного самоуправления;
  • исследовать организацию муниципального управления в городе Барнауле;
  • проанализировать особенности и организация деятельности Барнаульской городской Думы;
  • раскрыть особенности деятельности администрации города Барнаула.

Основной базой для исследования явились нормативно-правовые акты, работы авторов, освещающие данную проблему на страницах учебников и учебных пособий, а также статьи периодических изданий.

В качестве достоверных и надежных источников по рассматриваемой теме использовались труды С.А. Авакьяна, Б.С. Эбзеева, В.Е. Чиркина, Н.И. Матузова, А.В. Малько и других ученых, которые изданы такими зарекомендовавшими себя в академической среде изданиями, как Норма, ИНФРА-М, Юстицинформ, Юристъ и пр.

Статьи по теме курсовой работы изучались на сайтах научного журнала «Молодой ученый» (https://moluch.ru); электронной библиотеки научных публикаций eLIBRARY.RU, которая была создана по инициативе Российского фонда фундаментальных исследований для обеспечения российским ученым электронного доступа к ведущим иностранным научным изданиям; КиберЛенинки (https://cyberleninka.ru/), основными задачами которой является популяризация науки и научной деятельности, общественный контроль качества научных публикаций, развитие междисциплинарных исследований, современного института научной рецензии, повышение цитируемости российской науки и построение инфраструктуры знаний.

Считаем данные источники надежными и объективными, поэтому ссылаемся на них в ходе проведенного исследования по теме курсовой работы.

Методологическую основу проведенного исследования составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов познания, таких как дедукция, индукция, анализ, синтез и др.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выводы, сделанные в работе, позволяют глубже понять публичную власть как целостное явление общественной жизни.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения


1. Общая характеристика публичной власти

1.1. Понятие, сущность, источники публичной власти в современном обществе

С понятием «публичная власть» неразрывно связаны практически все фундаментальные явления политико-правовой жизни современного общества и государства [15, c. 12]. Интерпретация понятия «публичная власть» невозможна без общей интерпретации понятия «власть».

Как отмечают многие учёные, в том числе Е.В.Колесников и Н.М.Селезнева, «проблематику власти можно отнести к числу «вечных вопросов», она привлекала внимание мыслителей и политиков с давних времен». В ряду выдающихся умов человечества, занимающихся проблемами власти, – Платон, Аристотель, Т.Гоббс, Дж.Локк, Н.Макиавелли, Ш.Монтескье и многие другие ученые. В русском языке слово «власть» является однокоренным со словом «владеть», которое имеет значение «собственник», «хозяин», «обладающий собственностью» [21, c. 318].

Публичная власть, наряду с суверенитетом, территорией, населением, входит в число ключевых признаков государства. Ее сущность выражается в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев [33, c. 28].

Во времена первобытного строя власть носила исключительно общественный характер и исходила исключительно от населения. Из общей массы населения не выделялись отдельные индивидуумы, которым бы вменялось заниматься только управлением и осуществлением властных полномочий. Властные функции осуществлялись не выделявшимися из общества и не ставящими себя над ним людьми, а самыми занятыми производительным трудом взрослыми членами отдельно взятого общества, которые объединялись в органы самоуправления. Любой член общества мог участвовать в управлении обществом путем участия в собраниях родовых и иных объединений.

Общественная власть, которая основывалась на равенстве всех членов общества, не могла более успешно функционировать, когда произошла дифференциация общества по материальному и иным критериям на разные слои и группы. Власть неизбежно должна была сменить характер на публичный, который опирался на политический аппарат насилия и принуждения.

В теории государства и права публичная власть нередко рассматривается как важнейший признак любого государства и отождествляется с политической (государственной) властью. Данная власть осуществляется «непосредственно самим государством, или делегирована или санкционирована им, т.е. проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке» [34, c.42]. Такое понимание публичной власти фигурировало в советский период, когда интересы государства были выше интересов общества. В этот период власть принадлежала народу лишь формально, а на самом деле, власть закреплялась за государственными органами [5, c. 5]. Таким образом, существовала лишь одна власть – государственная.


Публичность как важный аспект рассмотрения власти представляет собой отдельный интерес [14, c. 84]. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах публичной власти были предприняты еще в древний период политической истории Греции, Индии и Китая.

В лексико-фразеологических источниках термин «публичный» от лат. «publicum» определяют как «государство, общество, община» либо как «правовые нормы, регулирующие деятельность в отношениях между гражданами».

В настоящее время, публичная власть (от лат. publicus - общественный, государственный, официальный) – термин, имеющий несколько значений.

Показательно публичная власть рассматривается В. К. Самигуллиным. Он пишет, публичная власть - разновидность социальной власти, нормативно-институциолизированная, учреждения которой функционируют на конституционно-правовой основе, опираясь на доверие граждан, выраженное на выборах и референдумах, стремясь решать вопросы, которые важны для всех. Можно сказать так: содержание публичной власти определяется общими интересами, тем, что относится к общему благу, что необходимо всем и полезно для всех [32, c. 240].

По В.В. Рачинскому, публичная власть – институциализированная легальная социальная власть, реализующая артикулированные общественные интересы определённого территориального сообщества и служащей цели сохранения и развития данного сообщества в качестве целостной системы в соответствии с господствующим в обществе мировоззрением [29, c. 25].

В. Ф. Халипов приводит следующее определение: «Публичная власть- власть (в присутствии публики), открытая народу и его суждениям, общественная по характеру, не частная, вовлекающая в управление широкие круги населения» [13, c. 194].

По мнению В.Е. Чиркина публичная власть возникает и существует в территориальном публичном коллективе. Публичная власть призвана действовать в интересах коллектива, эманацией которого является [36, c. 20].

А.А. Югов считает, что публичная власть «… есть система всеобщего участия населения в решении совместных дел». Он также указывает: « Публичная власть-это всякая политическая власть, осуществляя гражданами в коллективных формах. … Публичная власть- это особая самостоятельная власть не совпадающая по объёму с властью государственной. … В известном смысле публичная власть, когда мы её понимаем как власть народа, в целом есть высшая форма власти [37, c. 30].

Публичная власть- фундамент жизнедеятельности общества и государства [6, c. 245] - отмечает С.А. Авакьян.


С точки зрения Э.В. Новиковой публичная власть - единство государственной, региональной, и муниципальной власти, действующей в территориальных коллективах на основе её открытости общественным суждениям [23, c. 31].

А.Н.Верещак под публичной властью понимает важнейший компонент формирующегося в нашей стране гражданского общества, объединяющий как элементы государственно-властной деятельности, так и внутренне присущие любому демократически развитому обществу свойства негосударственного характера (морально-этические, партийно-политические и иные), и опирающийся при реализации своих решений не столько на средства принуждения, сколько на существующие в данном обществе морально-этические ценности и приоритеты [10, c. 161].

Более точным, по нашему мнению, является определение. предложенное В.И. Савиным. «Публичная власть - это суверенная власть, представляющая способность народа, а также юридически закрепленное право (возможность) лиц, замещающих должности в государственных или муниципальных органах, воздействовать от имени государства на его население либо население государственных или муниципальных образований в той или иной сфере общественной жизни с целью осуществления общегосударственной политики» [31, c. 207].

Итак, публичная власть – это политическая власть господствующего класса, независимо от конкретных государственных форм его организации и проявления.

Выделяют следующие основные функции публичной власти:

  • подавление сопротивления других классов с целью их безоговорочного подчинения;
  • организация общества, создание упорядоченных и соподчиненных структур в управлении и реализация управляющих воздействий по отношению к этому обществу в соответствии с интересами правящего класса, прежде всего экономическими, и как следствие, политическими и духовными [27, c. 54].

Выделим признаки, присущие публичной власти, отличающие ее от других видов власти:

1. Публичный характер власти обозначает, что принятые от лица государства решения обязательны для всего общества, независимо от того, участвовало ли оно в их принятии или нет. При этом отношение субъекта к принятым решениям может быть и отрицательным. Но на этот случай у публичной власти есть аппарат принуждения, который гарантирует исполнение законов на всей территории государства. Хотя в демократических государствах предусмотрены механизмы влияния общества на власть. Следовательно, те решения, которые не поддерживаются обществом, могут быть и пересмотрены [9, c. 105].