Файл: Публичная власть(Общая характеристика публичной власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Организация муниципального управления в городе Барнауле

Начиная с реформы муниципального правления в России (2003 год), активно осуществляется усиление муниципального управления в крупных городах с целью их продвижения.

Крупные города как объекты муниципального управления характеризуются высоким уровнем концентрации производственного потенциала, наличием значительных финансовых ресурсов, квалифицированных кадров и прочих преимуществ. Указанные факторы позволяют крупным городам оказывать влияние на другие менее значимые муниципальные образования [7, c. 66].

Крупные города зачастую наделяются статусом городских округов с возможностью осуществления широких полномочий в вопросах местного значения.

Данный факт позволяет городам осуществлять формирование собственной экономической политики, основанная направленность которой концентрируется на стимулировании развития тех отраслей народного хозяйства, которые имеют градообразующий характер, и решение имеющих наибольшее значения для города социальных проблем.

Для крупных российских городов характерен определенный тип организационной структуры управления муниципальным образованием. Данный тип управления сочетает в себе два принципа: отраслевой и территориальный.

Муниципальное образование город Барнаул Алтайского края наделено статусом городского округа законом Алтайского края от 27.12.2008 № 144-ЗС «О статусе и границах муниципального и административно-территориального образования город Барнаул Алтайского края» [4] с административным центром в городе Барнауле.

Компетенцию органов местного самоуправления г. Барнаула составляют вопросы местного значения городского округа, в том числе полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа, а также осуществление отдельных государственных полномочий и прав муниципального образования, переданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

Правовой статус органов местного самоуправления в г. Барнауле определяется Уставом городского округа [40] - города Барнаула Алтайского края, принятым решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 г. № 71 (в ред. от 30.11.2018 № 556) (далее - Устав города Барнаула).

В соответствии со статьей 30 Устава города Барнаула структуру органов местного самоуправления города Барнаула составляют:


1. Барнаульская городская Дума - представительный орган городского округа;

2. глава города Барнаула - глава городского округа;

3. администрация города Барнаула - исполнительно-распорядительный орган городского округа;

4. Счетная палата города Барнаула - контрольно-счетный орган городского округа;

5. иные органы местного самоуправления, предусмотренные Уставом города и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с положениями о них и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 62.2 Устава города Барнаула к иным органам местного самоуправления города Барнаула относятся:

  • отраслевые (функциональные) органы местного самоуправления, которые осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность в определенной сфере и в пределах, установленных Уставом города Барнаула;
  • территориальные органы местного самоуправления, которые обеспечивают комплексное управление территориями, на которых они осуществляют деятельность в пределах, установленных Уставом города Барнаула.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

  • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;
  • Конституция Российской Федерации;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);
  • Устав (Основной Закон) Алтайского края;
  • законы и иные нормативные правовые акты Алтайского края;
  • настоящий Устав;
  • решения, принятые на местном референдуме;
  • иные муниципальные правовые акты [40].

Итак, система муниципального управления города Барнаула включает представительный и исполнительный органы, а также главу администрации, наличие остальных органов муниципального управления определяется уставом города.

2.3. Особенности и организация деятельности Барнаульской городской Думы

Городская Дума - представительный орган местного самоуправления.


Барнаульская городская Дума состоит из 40 депутатов, избранных населением города на муниципальных выборах 10 сентября 2017 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет по смешанной избирательной системе: 20 депутатов по одномандатным избирательным округам и 20 депутатов по муниципальному избирательному округу (по партийным спискам) [39].

В структуру Барнаульской городской Думы (Приложение) входят председатель, заместитель председателя, комитеты по бюджету, налогам и финансам, по законности и местному самоуправлению, по социальной политике, по экономической политике и собственности и по городскому хозяйству, а также различные фракции и комиссии [39].

Организацию деятельности городской Думы осуществляет Председатель Барнаульской городской Думы. Основными формами деятельности городской Думы являются заседания городской Думы, заседания постоянных комиссий (комитетов) и заседания Президиума Барнаульской городской Думы.

В исключительной компетенции городской Думы находятся^

  • принятие Устава, внесение в него изменений и дополнений;
  • утверждение бюджета города и отчета о его исполнении;
  • принятие планов и программ развития города, утверждение отчетов об их исполнении;
  • установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
  • определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
  • принятие решения об удалении главы города Барнаула в отставку.

Деятельность Барнаульской городской Думы и постоянных комиссий строится в соответствии с Планами работы. План работы Думы формируется ежеквартально из предложений, внесенных Председателем, Первым заместителем и заместителями Председателя городской Думы, на основании планов работы постоянных комиссий и предложений Главы города и заместителей Главы города Барнаула.


Депутаты активно проявляют себя практически во всех направлениях нормотворческой деятельности. Внесенные проекты решений, предложения, вопросы предварительно рассматривались перед заседаниями Думы на заседаниях постоянных комиссии.

В течение года депутатами городской Думы в рамках законотворческой деятельности проведена плодотворная работа по всем направлениям жизнедеятельности города: благоустройство, коммунальное хозяйство, социальная сфера, вопросы землепользования и застройки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики и многие другие [39].

Большую работу в процессе подготовки и проведения заседаний осуществляли постоянные комитеты, основной задачей которых является рассмотрение и подготовка вопросов, относящихся к компетенции городской Думы.

Так, в ведении комитета по бюджету, налогам и финансам находятся следующие вопросы:

  • бюджет города Барнаула, внесение изменений в бюджет городского округа, отчет об исполнении бюджета городского округа;
  • местные налоги и сборы;
  • налоговые льготы по платежам в городской бюджет;
  • контроль за исполнением бюджета города;
  • межбюджетные отношения;
  • порядок направления в бюджет города доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов;
  • публичные слушания по проекту бюджета города и отчету о его исполнении;
  • результаты контрольных мероприятий, проводимых счетной палатой города Барнаула;
  • порядок материально-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • иные вопросы в области бюджетной, налоговой и кредитной политики, возложенные на органы местного самоуправления.

В 2018 году проведено 8 заседаний комитета по бюджету, налогам и финансам, рассмотрено 46 вопросов, на контроль комитета поставлено 34 решения [39].

Приоритетными направлениями деятельности комитета являются:

  • рассмотрение проекта бюджета города и отчета о его исполнении, контроль за исполнением бюджета;
  • утверждение ставок местных налогов и установление налоговых льгот;
  • анализ результатов контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой города Барнаула.

Работа депутатов комитета направлена на решение следующих задач:

  • повышение собственных доходов бюджета (налоговых и неналоговых);
  • рациональное использование бюджетных средств;
  • проведение налоговой политики в интересах городского бюджета и налогоплательщиков;
  • взаимодействие со Счетной палатой города Барнаула;
  • организация и проведение публичных слушаний по проекту бюджета города на очередной финансовый год и отчету по исполнению бюджета.

Можно сделать вывод, что Барнаульская городская Дума является выборным представительным органом городского самоуправления Барнаула, которая имеет представительные, нормотворческие и контрольные полномочия. Городская Дума является юридическим лицом, имеет гербовую печать, бланки со своим наименованием.

Барнаульская городская Дума правомочна принять к рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ее ведению законодательством РФ и Архангельского края, Уставом города Барнаула и Регламентом Думы, а также дать заключение по любому вопросу, касающемуся жизнедеятельности и интересов граждан, проживающих на территории города Барнаула. Барнаульская городская Дума представляет интересы граждан, которые проживают на данной территории, принимает правовые акты - решения Думы, они направлены на удовлетворение потребностей населения.

От организационных форм, от организации деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления зависит эффективность решения вопросов местного значения.

2.4. Особенности деятельности администрации города Барнаула

Глава города Барнаула выступает как высшее должностное лицо городского округа и наделённое Уставом города Барнаула в соответствии с законодательством собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с главой 6 ст.45.6 Устава города Барнаула глава города Барнаула осуществляет руководство администрацией города.

Ст. 48 Устава города Барнаула устанавливает, что администрация города является исполнительным и распорядительным органом, призванным осуществлять муниципальное управление на территории муниципального образования типа городского округа [38].

Администрация города Барнаула осуществляет полномочия, направленные на решение вопросов, имеющих значение для населения городского округа, а также делегированные полномочия государственного управления.

Руководство администрацией города Барнаула осуществляет глава администрации.

Полномочия и задачи администрации городского округа определяются уставом данного муниципального образования.

Администрация наделяется правами юридического лица.

Финансирование деятельности администрации происходит за счет средств муниципального бюджета в соответствии со сметой доходов и расходов данного органа муниципального управления.