Файл: Публичная власть(Общая характеристика публичной власти).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика публичной власти
1.1. Понятие, сущность, источники публичной власти в современном обществе
1.2. Факторы, влияющие на характер публичной власти в государстве
1.3. Понятие, особенности и структура органов публичной власти
2.1. Система организации местного самоуправления
2.2. Организация муниципального управления в городе Барнауле
2.3. Особенности и организация деятельности Барнаульской городской Думы
2.4. Особенности деятельности администрации города Барнаула
2.2. Организация муниципального управления в городе Барнауле
Начиная с реформы муниципального правления в России (2003 год), активно осуществляется усиление муниципального управления в крупных городах с целью их продвижения.
Крупные города как объекты муниципального управления характеризуются высоким уровнем концентрации производственного потенциала, наличием значительных финансовых ресурсов, квалифицированных кадров и прочих преимуществ. Указанные факторы позволяют крупным городам оказывать влияние на другие менее значимые муниципальные образования [7, c. 66].
Крупные города зачастую наделяются статусом городских округов с возможностью осуществления широких полномочий в вопросах местного значения.
Данный факт позволяет городам осуществлять формирование собственной экономической политики, основанная направленность которой концентрируется на стимулировании развития тех отраслей народного хозяйства, которые имеют градообразующий характер, и решение имеющих наибольшее значения для города социальных проблем.
Для крупных российских городов характерен определенный тип организационной структуры управления муниципальным образованием. Данный тип управления сочетает в себе два принципа: отраслевой и территориальный.
Муниципальное образование город Барнаул Алтайского края наделено статусом городского округа законом Алтайского края от 27.12.2008 № 144-ЗС «О статусе и границах муниципального и административно-территориального образования город Барнаул Алтайского края» [4] с административным центром в городе Барнауле.
Компетенцию органов местного самоуправления г. Барнаула составляют вопросы местного значения городского округа, в том числе полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа, а также осуществление отдельных государственных полномочий и прав муниципального образования, переданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
Правовой статус органов местного самоуправления в г. Барнауле определяется Уставом городского округа [40] - города Барнаула Алтайского края, принятым решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 г. № 71 (в ред. от 30.11.2018 № 556) (далее - Устав города Барнаула).
В соответствии со статьей 30 Устава города Барнаула структуру органов местного самоуправления города Барнаула составляют:
1. Барнаульская городская Дума - представительный орган городского округа;
2. глава города Барнаула - глава городского округа;
3. администрация города Барнаула - исполнительно-распорядительный орган городского округа;
4. Счетная палата города Барнаула - контрольно-счетный орган городского округа;
5. иные органы местного самоуправления, предусмотренные Уставом города и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с положениями о них и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 62.2 Устава города Барнаула к иным органам местного самоуправления города Барнаула относятся:
- отраслевые (функциональные) органы местного самоуправления, которые осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность в определенной сфере и в пределах, установленных Уставом города Барнаула;
- территориальные органы местного самоуправления, которые обеспечивают комплексное управление территориями, на которых они осуществляют деятельность в пределах, установленных Уставом города Барнаула.
Правовую основу местного самоуправления составляют:
- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;
- Конституция Российской Федерации;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);
- Устав (Основной Закон) Алтайского края;
- законы и иные нормативные правовые акты Алтайского края;
- настоящий Устав;
- решения, принятые на местном референдуме;
- иные муниципальные правовые акты [40].
Итак, система муниципального управления города Барнаула включает представительный и исполнительный органы, а также главу администрации, наличие остальных органов муниципального управления определяется уставом города.
2.3. Особенности и организация деятельности Барнаульской городской Думы
Городская Дума - представительный орган местного самоуправления.
Барнаульская городская Дума состоит из 40 депутатов, избранных населением города на муниципальных выборах 10 сентября 2017 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет по смешанной избирательной системе: 20 депутатов по одномандатным избирательным округам и 20 депутатов по муниципальному избирательному округу (по партийным спискам) [39].
В структуру Барнаульской городской Думы (Приложение) входят председатель, заместитель председателя, комитеты по бюджету, налогам и финансам, по законности и местному самоуправлению, по социальной политике, по экономической политике и собственности и по городскому хозяйству, а также различные фракции и комиссии [39].
Организацию деятельности городской Думы осуществляет Председатель Барнаульской городской Думы. Основными формами деятельности городской Думы являются заседания городской Думы, заседания постоянных комиссий (комитетов) и заседания Президиума Барнаульской городской Думы.
В исключительной компетенции городской Думы находятся^
- принятие Устава, внесение в него изменений и дополнений;
- утверждение бюджета города и отчета о его исполнении;
- принятие планов и программ развития города, утверждение отчетов об их исполнении;
- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
- определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
- определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
- контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
- принятие решения об удалении главы города Барнаула в отставку.
Деятельность Барнаульской городской Думы и постоянных комиссий строится в соответствии с Планами работы. План работы Думы формируется ежеквартально из предложений, внесенных Председателем, Первым заместителем и заместителями Председателя городской Думы, на основании планов работы постоянных комиссий и предложений Главы города и заместителей Главы города Барнаула.
Депутаты активно проявляют себя практически во всех направлениях нормотворческой деятельности. Внесенные проекты решений, предложения, вопросы предварительно рассматривались перед заседаниями Думы на заседаниях постоянных комиссии.
В течение года депутатами городской Думы в рамках законотворческой деятельности проведена плодотворная работа по всем направлениям жизнедеятельности города: благоустройство, коммунальное хозяйство, социальная сфера, вопросы землепользования и застройки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики и многие другие [39].
Большую работу в процессе подготовки и проведения заседаний осуществляли постоянные комитеты, основной задачей которых является рассмотрение и подготовка вопросов, относящихся к компетенции городской Думы.
Так, в ведении комитета по бюджету, налогам и финансам находятся следующие вопросы:
- бюджет города Барнаула, внесение изменений в бюджет городского округа, отчет об исполнении бюджета городского округа;
- местные налоги и сборы;
- налоговые льготы по платежам в городской бюджет;
- контроль за исполнением бюджета города;
- межбюджетные отношения;
- порядок направления в бюджет города доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов;
- публичные слушания по проекту бюджета города и отчету о его исполнении;
- результаты контрольных мероприятий, проводимых счетной палатой города Барнаула;
- порядок материально-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
- иные вопросы в области бюджетной, налоговой и кредитной политики, возложенные на органы местного самоуправления.
В 2018 году проведено 8 заседаний комитета по бюджету, налогам и финансам, рассмотрено 46 вопросов, на контроль комитета поставлено 34 решения [39].
Приоритетными направлениями деятельности комитета являются:
- рассмотрение проекта бюджета города и отчета о его исполнении, контроль за исполнением бюджета;
- утверждение ставок местных налогов и установление налоговых льгот;
- анализ результатов контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой города Барнаула.
Работа депутатов комитета направлена на решение следующих задач:
- повышение собственных доходов бюджета (налоговых и неналоговых);
- рациональное использование бюджетных средств;
- проведение налоговой политики в интересах городского бюджета и налогоплательщиков;
- взаимодействие со Счетной палатой города Барнаула;
- организация и проведение публичных слушаний по проекту бюджета города на очередной финансовый год и отчету по исполнению бюджета.
Можно сделать вывод, что Барнаульская городская Дума является выборным представительным органом городского самоуправления Барнаула, которая имеет представительные, нормотворческие и контрольные полномочия. Городская Дума является юридическим лицом, имеет гербовую печать, бланки со своим наименованием.
Барнаульская городская Дума правомочна принять к рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ее ведению законодательством РФ и Архангельского края, Уставом города Барнаула и Регламентом Думы, а также дать заключение по любому вопросу, касающемуся жизнедеятельности и интересов граждан, проживающих на территории города Барнаула. Барнаульская городская Дума представляет интересы граждан, которые проживают на данной территории, принимает правовые акты - решения Думы, они направлены на удовлетворение потребностей населения.
От организационных форм, от организации деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления зависит эффективность решения вопросов местного значения.
2.4. Особенности деятельности администрации города Барнаула
Глава города Барнаула выступает как высшее должностное лицо городского округа и наделённое Уставом города Барнаула в соответствии с законодательством собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с главой 6 ст.45.6 Устава города Барнаула глава города Барнаула осуществляет руководство администрацией города.
Ст. 48 Устава города Барнаула устанавливает, что администрация города является исполнительным и распорядительным органом, призванным осуществлять муниципальное управление на территории муниципального образования типа городского округа [38].
Администрация города Барнаула осуществляет полномочия, направленные на решение вопросов, имеющих значение для населения городского округа, а также делегированные полномочия государственного управления.
Руководство администрацией города Барнаула осуществляет глава администрации.
Полномочия и задачи администрации городского округа определяются уставом данного муниципального образования.
Администрация наделяется правами юридического лица.
Финансирование деятельности администрации происходит за счет средств муниципального бюджета в соответствии со сметой доходов и расходов данного органа муниципального управления.