Файл: Налоговая декларация в налоговом учете (Понятие налоговой декларации в налоговом учете).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты представления налоговой декларации в налоговом учете
1.1. Понятие налоговой декларации в налоговом учете
1.2. Виды налоговой декларации в налоговом учете
Глава 2. Способы представления налоговой декларации
2.1. Представление налоговой декларации на бумажных носителях
2.2. Представление налоговой декларации в электронном виде
Глава 3. Актуальные проблемы представления налоговой декларации
3.1. Рекомендации по предоставлению налоговой декларации
3.2. Исправление ошибок в налоговой декларации
3.3. Ответственность налогоплательщиков при нарушении сроков представления налоговой декларации
Уточненная налоговая декларация не предоставляется:
- Если после исчисления НДС в течение определенного срока по вывезенным с территории РФ товарам известны расходы, которые увеличивают налоговую базу по данным наименованиям;
- В случае, если ввезенные товары из России возвращены продавцу в течение одного и того же месяца;
- В случае изменения налоговой базы, в связи с колебанием курса валют на момент оприходования товара до срока оплаты.
Налоговая декларация на имущественный вычет:
Имущественный налоговый вычет регулируется ст.220 НК РФ.
Имущественные налоговые вычеты предоставляются:
- при продаже имущества;
- при покупке жилья (дом, квартира, комната и т.п.)
- при строительстве жилья и приобретении участка для этих целей;
- при выкупе имущества для государственных или муниципальных нужд.
Данный вид вычетов включает три составляющие:
- В отношении расходов на строительство нового дома или приобретение недвижимости на территории РФ (в любом регионе), в том числе земельных участков под застройку;
- В отношении расходов на погашение существующих процентов по целевым займам. Стоит учитывать, что кредиты могут быть выданы исключительно российскими финансовыми учреждениями, а также индивидуальными предпринимателями. Эти средства должны быть израсходованы по целевому назначению – строительство или приобретения жилья;
- Расходы для погашения существующих процентов по кредитам (займам), полученным в целях рефинансирования на приобретение жилья (квартира, дом) или земельных участков под застройку. В том числе строительство жилого дома. Перекредитование может проводиться исключительно российскими финансовыми учреждениями.
Как можно получить имущественный вычет? В случае приобретения или строительства жилого дома (коттеджа), квартиры или комнаты, доли, земельного участка под строительство. Вычет производится исключительно в размере расходов, которые были произведены. Однако стоит учитывать, что сумма не должна превышать два миллиона российских рублей, не учитывая уплаченные ранее проценты по текущим кредитам. С 01 января 2014 вступают в силу изменения в ст.220 НК РФ. С этого момента налоговый вычет можно получить на каждый объект недвижимости (за несколько объектов) в сумме не превышающий 2 000 000 руб[24].
Например, была куплена квартира за 800 000 руб. и мы получаем за нее вычет. Позже мы можем купить еще одну квартиру и получить остальную часть вычета на сумму не свыше 1 200 000 руб. (2 000 000 руб. - 800 000 руб.)
Чтобы получить имущественный вычет необходимо подать налоговую декларацию (3-НДФЛ) и приложить следующие документы:
- Свидетельство о собственности;
- Договор купли-продажи (инвестирования);
- Акт приема-передачи;
- Дополнительные соглашения;
- Платежные документы (квитанции об оплате, расписка о получении денег и т.д.);
- Справка 2-НДФЛ;
- Заявление о предоставлении вычета.
Если ипотека, то дополнительно:
- Кредитный договор;
- Платежные документы об уплате процентов;
- Справка банка о выплате процентов.
Приведенный перечень документов для стандартных ситуаций. В других случаях (например: судебный спор, общая собственность и т.д.) список может быть расширен. Точный перечень документов можно узнать только в своем территориальном налоговом органе.
Глава 2. Способы представления налоговой декларации
2.1. Представление налоговой декларации на бумажных носителях
В случае если налогоплательщик представляет отчетность посредством почтовых отправлений, одной из наиболее частых ошибок налогоплательщиков является направление налоговых деклараций письмом без описи вложения, а обычным заказным письмом. В таком случае налогоплательщик рискует попасть в ситуацию, если письмо не получит налоговый орган, то он будет наложен штраф. Квитанция отделения почтовой связи в данном случае не освободит от ответственности, так как из нее не следует, что содержимом отправления является именно необходимая форма отчетности[25].
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах[26].
Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации[27]. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Направление декларации заказным письмом (с приложением квитанции почтовой связи и уведомления о вручении), не подтверждают факт отправки организацией декларации.
Сотрудник налогового органа, принимающий у налогоплательщика декларацию, должен, по его требованию, на остающихся у него копиях налоговых деклараций налоговый орган по просьбе налогоплательщика проставляет отметку о принятии и дату ее представления.
Ни в коем случае не стоит пренебрегать этим правилом - при текущем уровне документооборота в налоговых инспекциях декларации зачастую теряются, что может обернуться для налогоплательщика штрафными санкциями[28].
Сотрудники налогового органа, осуществляющие прием деклараций, на стадии принятия налоговых деклараций все представленные документы подвергаются визуальному контролю на наличие ряда обязательных реквизитов, а именно:
- полного наименования (Ф.И.О. физического лица, даты его рождения) налогоплательщика;
- идентификационного номера налогоплательщика;
- кода причины постановки на учет (для юридических лиц);
- периода, за который представляются налоговые декларации;
- подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений налоговых деклараций налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя.
В случае отсутствия в представленных налоговых деклараций какого-либо из вышеуказанных реквизитов сотрудник отдела работы с налогоплательщиками должен в устной форме предупредить налогоплательщика или его представителя об этом и предложить внести необходимые изменения[29].
Сотрудник налогового органа не вправе отказать в принятии налоговых деклараций, за исключением случая представления вышеуказанных документов не по установленной форме.
При отказе налогоплательщика (его представителя) внести необходимые изменения в налоговые декларации на стадии приема, а также в случае представления налоговых деклараций по почте и отсутствия в них какого-либо из вышеуказанных реквизитов, налоговый орган в трехдневный срок с даты регистрации должен письменно уведомить налогоплательщика о необходимости представления им документа по форме, утвержденной для данного документа, в следующих случаях[30]:
- отсутствия в представленных налогоплательщиком налоговых декларациях какого-либо из вышеуказанных реквизитов;
- имеет место нечеткое заполнение отдельных реквизитов документа, делающее невозможным их однозначное прочтение, заполнение их карандашом, наличие не оговоренных подписью налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя исправлений;
- составления налоговых деклараций на иных языках, кроме русского;
- несовпадения сведений о постоянно действующем исполнительном органе юридического лица и сведений о руководителе юридического лица, подписавшем налоговую декларацию, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
В случае непредставления налогоплательщиком налоговых деклараций в установленный законодательством о налогах и сборах срок к нему применяются меры ответственности, предусмотренные НК РФ и КоАП (п.1 ст.119, п.1 ст.126 НК РФ, ст.15.5, ч.2 ст.15.6 КоАП РФ)[31]. Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами территориальных налоговых органов по вопросу разъяснения порядка привлечения к ответственности организаций, которые не предоставляют бухгалтерскую и налоговую отчетность разместило письмо от 18 декабря 2012 года, №АС-4-2/21574 «О направлении для сведения и использования в работе».
По истечении шести дней после установленного законодательством о налогах и сборах срока представления в налоговый орган налоговых деклараций работники отдела камеральных проверок осуществляют сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации в соответствующий срок, с данными об их фактическом представлении с использованием автоматизированной системы.
По результатам указанной сверки отдел камеральных проверок, в соответствии с правом, предоставленным налоговым органам пунктом 4 статьи 31 НК РФ, вызывает на основании письменного уведомления в налоговый орган налогоплательщиков для дачи пояснений по обстоятельствам, связанным с неисполнением ими законодательства о налогах и сборах (непредставление налоговых деклараций в установленный срок). В данном уведомлении налогоплательщику сообщается о неисполнении им обязанности по представлению в налоговый орган налоговых деклараций, а также указывается на необходимость их представления[32].
По истечении двух недель с момента истечения срока представления соответствующей декларации налоговый орган формирует список налогоплательщиков, не представивших отчетность, а также проекты Решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Такого рода Решение подписывается руководителем налогового органа (либо его заместителем) заверяется гербовой печатью и направляется в банк (как правило, по почте).
После получения налоговой декларации она вводится в информационные ресурсы налоговых органов и поступает в отдел камеральных проверок.
Налогоплательщик может попасть в ситуацию, когда налоговый орган отказывает в принятии налоговой отчетности организации из-за отсутствия отметки (штампа) территориального органа статистики о представлении ему бухгалтерской отчетности. Такие требования налоговиков не соответствуют законодательству.
2.2. Представление налоговой декларации в электронном виде
Право выбора способа подачи налоговой отчетности остается за налогоплательщиком. В последнее время официальные органы проводят большую агитационную работу по переходу налогоплательщиков на подачу отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, описывая многочисленные преимущества такого способа представления отчетности. Отправить отчетность в налоговую инспекцию вы можете по электронной почте. О том, как это сделать, налоговики разъяснили в Методических рекомендациях, утвержденных приказом от 31 июля 2014 года №ММВ-7-6/398@ «Об утверждении методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи». Основание – пункт 1 Приказа ФНС России от 17 ноября 2010 года №ММВ-7-6/610@».
Для многих сдача отчетности в электронном виде является обязательной. Это фирмы со среднесписочной численностью работников более 100 человек (абз.2 п.3 ст.80 НК РФ)[33]. ФНС не вправе отказываться принимать налоговую декларацию в электронном виде по тому основанию, что среднесписочная численность организации составляет менее 100 человек. Таким образом, «малочисленные» фирмы могут представлять отчетность или на бумажном носителе, или в электронном виде. Организация самостоятельно принимает решение о способе сдачи налоговой декларации в налоговый орган. Чтобы начать использовать такую технологию сдачи отчетности, бухгалтерия должна иметь компьютер и доступ к Интернету, заключить договор с оператором и приобрести у него необходимое программное обеспечение.
Оператор связи обеспечит фирму средствами защиты информации и ключами электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Почтовая программа шифрует, подписывает и отправляет декларации в адрес налоговой инспекции. Если в документе есть ошибка, то программа его не отправит, а «заставит» бухгалтера исправить недочет. В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки инспекция должна выслать вам:
- электронную квитанцию о приеме документа с ЭЦП налоговой;
- протокол входного контроля документа с ЭЦП налоговой;
- подтверждение оператора.