Файл: Налоговая декларация в налоговом учете (Понятие налоговой декларации в налоговом учете).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Естественно, при представлении в налоговую инспекцию деклараций и бухгалтерской отчетности по Интернету бумажные экземпляры налогоплательщик представлять не должен. Если же бухгалтер принес декларации на электронном носителе, то бумажный их вариант он предоставить обязан.

Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по Интернету считается дата их отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

По истечении шести дней после установленного законодательством срока подачи деклараций и отчетности работники отдела камеральных проверок проводят сверку на предмет того, все ли налогоплательщики исполнили эту свою обязанность. После чего налоговая инспекция письменным уведомлением вызывает налогоплательщиков для дачи пояснений по обстоятельствам, связанным с неисполнением ими законодательства о налогах и сборах (непредставление налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в установленный срок). В данном уведомлении налогоплательщику сообщается о неисполнении им обязанности по представлению в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, а также указывается на необходимость их представления[40].

Для разных налоговых деклараций Налоговым кодексом установлены свои сроки сдачи отчетности. Необходимо отметить несколько спорных вопросов, касающихся течения сроков. Статьей 6.1. Налогового кодекса установлено, что течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Кроме того, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если документы были сданы на почту или на телеграф до двадцати четырех часов последнего дня срока, то он не считается пропущены[41].

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.


Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 июля 2007 года №62Н «Об утверждении формы единой (упрощенной) налоговой декларации и порядка ее заполнения».

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

3.2. Исправление ошибок в налоговой декларации

На основании пункта 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию[42].

Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ, при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Пример. Организация в ноябре 2014 г. обнаружила, что в период с апреля по июнь ошибочно не учитывала в целях налогообложения прибыли сумму арендной платы по договору с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем. В этом случае ей следует внести исправления во все декларации по налогу на прибыль с апреля по октябрь, в которых не были учтены эти расходы, поскольку налог на прибыль исчисляется нарастающим итогом[43].

В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Пример. Организация в октябре 2017 г. провела инвентаризацию и обнаружила излишки товарно-материальных ценностей. Поскольку невозможно определить, в каком периоде они появились, прибыль учитывается в периоде обнаружения, т.е. отражается в декларации за октябрь. Искажения в представленных налоговых декларациях могут быть трех видов: приводящие к недоплате налога, к переплате налога или не влияющие на налоговые обязательства организации, ошибки, которые привели к недоплате налога.
Некоторые налоговые  инспекции, основываясь на положениях пунктов 2, 3, 4 статьи 81 НК РФ, требуют  при приеме уточненной декларации еще  и соответствующее заявление налогоплательщика. Это заявление можно составить в произвольной форме, указав в нем суть вносимых в декларацию изменений. Необходимо учесть важный момент — уточненные декларации нужно подавать на тех бланках, которые применялись в периоде совершения ошибки. При этом в графе «Вид документа» следует проставить цифру 3, указывая через дробь порядковый номер корректирующей декларации за соответствующий налоговый (отчетный) период. При обнаружении ошибки после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога за соответствующий налоговый (отчетный) период организации необходимо до подачи уточненной декларации уплатить недостающую сумму налога и соответствующие ей пени. В этом случае налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с п.4 ст.81 НК РФ  (при условии, что заявление о дополнении и изменении налоговой декларации налогоплательщик сделал до момента, когда он узнал о назначении выездной налоговой проверки либо об обнаружении данной ошибки налоговым органом)[44]
В случае если ошибка в  расчете налоговой базы привела  к переплате налога, организация может представить в налоговый орган уточненную декларацию, которая служит основанием для осуществления налоговым органом зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога в порядке, установленном статьей 78 НК РФ[45].
 


3.3. Ответственность налогоплательщиков при нарушении сроков представления налоговой декларации

Согласно п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки[46].

В НК РФ предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц организаций-налогоплательщиков за уклонение от уплаты налога или сбора, совершенное путем непредставления налоговой декларации.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), является руководитель и иной работник организации-налогоплательщика, в чьи функции входит своевременное представление этой организацией в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган. Налогоплательщик - физическое лицо (индивидуальный предприниматель или лицо, не являющееся таковым) субъектом правонарушения не является, в случае непредставления в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган он подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ[47].

Несвоевременное представление отчетности в налоговые органы относится к наиболее распространенным нарушениям налогового законодательства, и уже, поэтому практика применения ответственности за непредставление налоговой декларации, предусмотренной ст. 119 НК РФ, вызывает интерес как у специалистов в области налогового права, так и у налогоплательщиков. Несмотря на то, что нормы указанной статьи применяются в действующей редакции уже более пяти лет, судебная практика свидетельствует, что актуальными продолжают оставаться вопросы, касающиеся их толкования и применения. В рамках настоящей статьи рассматриваются некоторые из вопросов, вызывающих дискуссии.

Объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, состоит в непредставлении налогоплательщиком налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета. Согласно п. 1 ст. 119, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.


Согласно п.2 ст.119 НК РФ, непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления[48].

В соответствии с ч.1 ст. 23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.5 КоАП, рассматривают судьи. Составлять протоколы о таких административных правонарушениях согласно п.5 ст. 28.3 КоАП уполномочены должностные лица налоговых органов.

  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно функционирует система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего хозяйства государства. Своевременность уплаты, правильность расчета суммы налога являются неотъемлемыми частями системы налогообложения. Никакая система не может полноценно функционировать без четкого контроля, в частности он необходим и над налогоплательщиками. Для этой цели, в том числе, служит налоговая декларация. Декларирование является одним из инструментов организации и обеспечения налогового контроля в РФ.

Каждый налогоплательщик будь то физическое или юридическое лицо, обязан предоставить налоговым органам и их должностным лицам документы и информацию необходимую для исчисления и уплаты налога и для контроля налоговых органов за выполнением налогоплательщиком требования налогового законодательства.

Принципиально важной обязанностью налогоплательщика, связанной с исчислением и уплатой налогов, является предоставление в налоговый орган по месту своего налогового учета налоговой декларации.

Налоговая декларация предоставляется налогоплательщиком по установленной форме. Она представляет собой письменное заявление или заявление в электронном виде налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходов, об источниках доходов, о налоговых льготах, об исчисленной сумме налога.

Налоговая декларация предоставляется по каждому налогу, подлежащему уплате налогоплательщиком. Декларация может быть представлена лично, отправлена по почте или в электронном виде по телекоммуникационным каналам. Обнаружив ошибку, налогоплательщик должен внести в нее исправления.


В соответствии с НК РФ и КоАП РФ налогоплательщик несет ответственность за непредставление в срок налоговой декларации.

СПИСОК ИСПОЛЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) ч.1., от 31.07.1998 №146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998), (действующая редакция от 11.10.2018) [Электронный ресурс]: -URL: http://base.garant.ru/10900200/ (дата обращения 20.10.2018)
  2. Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) ч.2., от 05.08.200 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ от 19.07.2000) [Электронный ресурс]: -URL: http://base.garant.ru/10900200/ (дата обращения 20.10.2018)
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2000 №195-ФЗ, (принят ГД ФС РФ от 20.12.2001), (действующая редакция от 11.10.2018); [Электронный ресурс]: -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/(дата обращения 20.10.2018)
  4. Приказ об утверждении формы: Приказ ФНС России от 27.12.2010 №ММВ-7-3/768@ в редакции приказа ФНС России от 14.11.2013 № ММВ-7-3/501@[Электронный ресурс]: -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111194/31e7f9430c45f14bdd990d41280282147ec9a23c//(дата обращения 5.10.2018)
  5. Приказ ФНС России от 04 июля 2014 года №ММВ-7-3/353@ «Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по единому налогу на вмененный налог для отдельных видов деятельности» [Электронный ресурс]: -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/(дата обращения 14.09.2018)
  6. Приказ ФНС России от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@ (ред. от 25.04.2014) «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронной форме и порядка ее заполнения» [Электронный ресурс]: -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/(дата обращения 14.09.2018)
  7. Приказ Минфина России от 02 июля 2012 года №99Н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по представлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о дейтсвующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочия налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» [Электронный ресурс]: -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/(дата обращения 14.09.2018)
  8. Приказ МНС РФ от 02 апреля 2002 года №БГ-3-32/169 «Об утверждении порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» [Электронный ресурс]: -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/(дата обращения 14.09.2018)
  9. Приказ ФНС России от 15 июля 2011 года № ММВ-7-6/443@ «О проведении пилотного проекта по организации услуги представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде на официальном сайте Федеральной Налоговой службы в сети интернет»; [Электронный ресурс]: -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/(дата обращения 14.09.2018)
  10. Приказ ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@ (ред. от 02.03.2018) "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронной форме и порядка ее заполнения, а также признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696@" ( от 01.06.2017 ) [Электронный ресурс]: -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_217714/(дата обращения 22.10.2018)
  11. Приказ  ФНС России от 25 июня 2014 №ММВ-7-6/333@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 15.07.2011 №ММВ-7-6/443@»;[Электронный ресурс]: -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/(дата обращения 14.09.2018)
  12. Приказ ФНС РФ от 12 декабря 2006 г. №САЭ-3-13/848@ «О проведении опытной эксплуатации унифицированной системы приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»; [Электронный ресурс]: -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73163/ дата обращения 14.09.2018)
  13. Приказ ФНС РФ от 25 февраля 2009 года №ММ-7-6/85@ (ред. от 26.12.2016) «Об утверждении форм документов, используемыми налоговыми органами при реализации своих полномочий в соответствии с административным регламентом ФНС России, утвержденный Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 18.01.2008 №9Н» [Электронный ресурс]: -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/(дата обращения 14.09.2018)
  14. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 июля 2007 года №62Н «Об утверждении формы единой (упрощенной) налоговой декларации и порядка ее заполнения» [Электронный ресурс]: -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53109/ (дата обращения 2.09.2018
  15. Приказ от 31 июля 2014 года №ММВ-7-6/398@ «Об утверждении методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи» [Электронный ресурс]: -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/(дата обращения 14.09.2018)
  16. Письмо от 18 декабря 2012 года, №АС-4-2/21574 «О направлении для сведения и использования в работе»; [Электронный ресурс]: -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/(дата обращения 14.09.2018
  17. Письмо ФНС России от 17 октября 2013 года №ЕД-4-3/18585 «Озаполнении налоговых деклараций, представляемых в налоговые органы». [Электронный ресурс]: -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153614/ (дата обращения 14.09.2018)