Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Общая характеристика рекламной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо учитывать, что, несмотря на то, что законодатель рассматривает расторжение договора с рекламодателем как право, а не обязанность производителя рекламы, это не следует понимать, как отсутствие обязанности рекламопроизводителя не исполнять условия договора, влекущие нарушение законодательства. При исполнении этих условий договора рекламопроизводитель будет нести ответственность, установленную за нарушение законодательства о рекламе. Неисполнение же таких условий договора, т.е. по сути, ненадлежащее исполнение договора, не повлечет в данном случае негативных последствий для производителя рекламы.

Рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, каналов связи, эфирного времени и иными способами. Рекламораспространитель при размещении рекламы обязан соблюдать требования, установленные Законом «О рекламе», а также иных нормативных актов. Эти требования относятся, в частности, к содержанию рекламной информации, способу, месту и времени ее размещения.

Обязанностью рекламораспространителя является также указание на рекламный характер распространяемой информации. Называя непосредственных участников предпринимательских правоотношений в сфере рекламной деятельности, необходимо сказать о спонсорстве. Законодательство о рекламе рассматривает спонсора в качестве рекламодателя, а спонсируемого – в качестве рекламораспространителя. Следовательно, они обладают таким же правовым статусом, как и вышеназванные участники рекламной деятельности.

Спонсор – это лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле - или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. Спонсор является ключевой фигурой во многих сферах деятельности современного общества, финансируя различные проекты, акции, мероприятия. И распространение спонсорской рекламы в рамках финансируемых мероприятий является важной мотивационной составляющей деятельности спонсора.

К дополнительным участникам, которые непосредственно не принимают участие в рекламных правоотношениях, но существенно оказывают на них влияние, относятся потребители рекламы - юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама с целью оказания на них соответствующего воздействия. Пассивное поведение данных субъектов может превратиться в активное при нарушении их прав распространением ненадлежащей рекламы. Лица, права и интересы которых нарушены в таких случаях, могут обратиться с соответствующими исковыми требованиями в суд.


В федеральном законе «О рекламе» отсутствует такой субъект российского рекламного бизнеса, как рекламное агентство, которое по нынешним реалиям не может уложиться в понятия «рекламопроизводитель» и «рекламораспространитель»[20].

В современных условиях развития рынка услуги по производству рекламы оказываются рекламными агентствами. Рекламное агентство (РА) – независимая организация, специализирующаяся на разработке, подготовке, производстве и размещении рекламного продукта. Рекламные агентства как участники рекламного процесса выполняют следующие основные функции:

  • осуществляют взаимоотношения со средствами массовой информации, размещая в них заказы и контролируя их выполнение;
  • создают рекламную продукцию на основе полученных от рекламодателей заказов, разрабатывают планы комплексных рекламных кампаний, других рекламных мероприятий, используя потенциал как творческих, так и технических специалистов;
  • ведут расчеты с рекламодателями средствами массовой информации;
  • сотрудничают с типографиями, студиями, рекламными комбинатами, внештатными специалистами.

Результатом деятельности РА являются рекламные услуги и рекламные продукты. Так, например, рекламный щит является рекламным продуктом, а размещение рекламы – рекламной услугой.

Рекламную услугу следует понимать как оплаченное заказчиком распространение рекламной информации, которая предназначена для широкого и неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, услугам, идеям или начинаниям и способствовать их реализации.

Для удовлетворения различных требований рекламодателей современный рекламный рынок требует наличия широкого спектра предложений, определенного набора модификаций рекламных услуг, как специализированных, так и комплексных. Все разнообразие рекламных услуг можно поделить на три основных вида: услуги по разработке, планированию и организации рекламной кампании; услуги по производству рекламной продукции; услуги по размещению рекламы в средствах массовой информации.

Общепринятой классификации рекламных агентств как таковой не существует. Но, исходя из выполняемых агентствами функций, есть множество различных типологий. По целям и задачам различают следующие виды рекламных агентств:

Агентство сэллер– это агентство, которое специализируется на продаже рекламных площадей от имени владельца средств массовой информации (масс медиа) на эксклюзивных условиях.


Агентство байер – это компания, которая занимается оптовыми закупками рекламного пространства в СМИ и последующей его перепродажи по частям.

Клиентское рекламное агентство – это фирмы, которая совместно с рекламодателем и по его заказу выполняет практические все функции, связанные с созданием и размещением рекламы.

По функциям выделяют следующие рекламные агентства: Рекламопроизводитель –это рекламная фирма, которая осуществляет полное или частичное приведение рекламной информации к готовой форме для дальнейшего распространения. Рекламораспространитель – это предприятие, которое производит непосредственное размещение рекламы путем использования технических средств масс – медиа.

В соответствии с Федеральным законом № 38-ФЗ «О рекламе» саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением.

Стоит отметить, что СРО играют определенную роль в регулировании отношений в сфере рекламы. Их присутствие способствует реализации таких целей, как: консолидация рекламных агентств на определенных принципах; координация предпринимательской деятельности участников – членов ассоциации; формирование инновационных систем и потоков; проведение консультаций, семинаров и форумов; организация презентаций; участие в PR- кампаниях; установление межрегиональных и международных связей и др.[21]. В настоящее время действует достаточно большое количество профессиональных ассоциаций и общественных организаций в сфере рекламы (Ассоциация коммуникационных агентств России; Национальная ассоциация визуальных коммуникаций (НАВК); Некоммерческое партнерство содействия развитию интерактивной рекламы (TheInteractiveAdvertisingBureau, IAB); Рекламная федерация регионов (РСФ) и др.).

Несмотря на достаточно подробную проработку вопросов, касающихся саморегулирования, в Законе «О рекламе» и Федеральном законе «О саморегулируемых организациях» существует ряд проблем в осуществлении их деятельности и функционировании. Можно выделить следующие пробелы:

  1. Отсутствие обязательного членства в саморегулируемых организациях рекламной сферы.
  2. В федеральном законодательстве недостаточно прописан механизм осуществления контроля государственных контрольно-надзорных органов по выявлению и пресечению правонарушений со стороны саморегулируемых организаций.
  3. Наличие препятствий для информационной открытости саморегулируемых организаций в рекламной сфере. Данная проблема является следствием правовой коллизии статей Федеральных законов «О коммерческой тайне», о рекламе и о саморегулируемых организациях.
  4. Механизм признания ответственности или поручительства саморегулируемой организации за действия своего участника, повлекшие за собой материальный ущерб, не конкретизирован1.

Решение данных вопросов позволит усилить профессиональных участников рекламного рынка в решении их задач. При этом стоит отметить, что саморегулируемая организация должна действовать не обособленно от государственного регулирования, а в тандеме, дополняя и конкретизируя установленные законом правила и формируя практику их применения. Сейчас, взаимодействие органов государственной власти и саморегулируемых организаций проявляется в совместной работе над проектами законов, обращениях государственных органов к органам саморегулирования в целях мониторинга, контроля, экспертизы и оценки рекламы, в участии органов саморегулирования в разрешении споров. В основном все это реализуется сейчас на федеральном уровне, но не на уровне субъектов РФ. Для успешного взаимодействия ФАС России, ее территориальных органов и представителей рекламы необходимо создание СРО в субъектах РФ. Но переход от чисто административного к в некоторой степени к саморегулируемому должен происходить постепенно[22][23].

Основным регулирующим субъектом на рынке рекламы является государство в лице его органов. Оно выступает особым субъектом рыночных правоотношениях, в силу своей специфики и масштабов влияния его нельзя отнести ни к основным, ни к дополнительным субъектам рекламной деятельности.

Среди федеральных органов, осуществляющих регулирование рекламной деятельности и контроль за, необходимо выделить федеральный антимонопольный орган. Сотрудникам федерального антимонопольного органа предоставлено право доступа ко всем необходимым материалам участников рекламного процесса. Осуществляя функции по контролю, этот государственный орган предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушений законодательства о рекламе, выносит обязательные к исполнению решения об осуществлении контррекламы, направляет материалы о нарушениях в органы, выдавшие лицензию участнику рекламной деятельности, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на соответствующий вид деятельности.

В компетенцию федерального антимонопольного органа входит право предъявления исков в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства о рекламе.


С другой стороны, часто государственные и муниципальные органы в процессе реализации прав на принадлежащее им имущество осуществляют предоставление места под рекламу, активно участвуя в рекламном процессе.

Так государство и муниципальные образования участвуют в предоставлении земельных участков для размещения наружной рекламы в виде рекламных щитов, конструкций и иных сооружений. Закон устанавливает, что в случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество (п. 6 ст. 19 Закона о рекламе). Чаще всего указанными правами наделены именно государственные учреждения, муниципальные образования, и согласно указанным положениям законодательства они могут вступать в правоотношения в сфере рекламной деятельности.

Возможность участия государства и муниципалитетов в качестве рекламопроизводителя и рекламораспространителя ограничено действующим законодательством.

Подводя итого, отметим, что необходимо более полно отразить вопросы регулирования конкретных обязательств субъектов рекламной деятельности. В частности, полагаем возможным предусмотреть в законодательстве следующие обязанности:

  • обязанность рекламодателя по предоставлению рекламопроизводителям и рекламораспространителям доказательств достоверности рекламной информации и иной необходимой информации, отражающей полноту рекламной информации;
  • обязанность рекламопроизводителя по предоставлению рекламораспространителю рекламной информации, которая должна отвечать требованиям, закрепленным в законодательстве РФ, к содержанию и механизму воздействия;
  • обязанность рекламораспространителя по соблюдению установленные законодательством РФ требования к способу, месту и времени распространения рекламы;
  • обязанность рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей по устранению по требованию потребителей обстоятельств, влекущих нарушение законодательства РФ о рекламе.

В настоящее время государство не предъявляет никаких дополнительных требований для получения статуса субъекта рекламы, любой, кто осуществляет соответствующую деятельность, - например, распространяет рекламу в любой форме, - уже признается субъектом со своими правами и обязанностями. Данный вопрос, безусловно, требует дальнейшей проработки и совершенствования со стороны законодательных органов.