Файл: Статус нотариуса(Правовой статус нотариуса современной России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гарантией обеспечения законности в совершении нотариальных действий является право каждого, кто считает нарушенными свои права и интересы, на судебную защиту.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ дела по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении относятся к числу дел, рассматриваемых в порядке особого производства, что подразумевает отсутствие материально-правового спора между заинтересованными лицами, отсутствие спорящих сторон, иска и т.п., поскольку особое производство направлено в первую очередь на установление юридических фактов, констатацию правомерности или неправомерности действий других органов, имеющих по закону право устанавливать или удостоверять факты, имеющие правовое значение, а также определения правового положения гражданина или его имущества. Соответственно, интерес заявителя выражен в устранении препятствий к осуществлению своего права, либо в создании условий надлежащего осуществления и защиты своих прав, либо в установлении правового статуса. В случае если нотариальное действие помимо заявителя затрагивает интересы и права иных лиц, не участвующих в нотариальном действии, то защита прав осуществляется в исковом производстве.

Порядок обжалования отказов в совершении нотариальных действий можно определить следующим образом. После того как нотариус выдал заинтересованному лицу (в данном случае лицу, непосредственно участвовавшему в обжалуемом нотариальном действии) постановление об отказе в совершении нотариального действия, у него есть десять дней на обжалование данного постановления. Этот срок исчисляется со дня, следующего за тем, когда заинтересованному лицу стало известно о нотариальном отказе. Если по каким-либо причинам лицо пропускает срок подачи заявления, то, прежде всего, он должен подать ходатайство о восстановлении пропущенных сроков. В противном случае суд не рассматривает дело и возвращает жалобу.

Согласно ст. 49 Основ о нотариате заинтересованное лицо вправе подать жалобу в районный суд по месту нахождения нотариальной конторы [9].

Говоря о содержании заявления об отказе в совершении нотариального действия, нужно отметить, что в нем должно быть указано:


1) какое нотариальное действие было совершено или в совершении какого нотариального действия было отказано;

2) какой нотариальный орган совершил нотариальное действие или отказался от его совершения;

3) обстоятельства и доказательства, подтверждающие неправильность совершенного нотариального действия или отказа от совершения нотариального действия.

К указанному заявлению следует приложить постановление нотариуса об отказе в совершении нотариального действия. Если дело касается наследственных споров, то после того как судом принято заявление заинтересованного лица к рассмотрению, в адрес нотариальной конторы направляется запрос на копию наследственного дела

Необходимо отметить, что многие нотариальные отказы, связанные, как правило, с наследственными делами, обжалуются не для установления юридически значимых фактов, а, например, для признания права. Это относится и к жалобам наследников на отказ нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство при наличии спора между наследниками, и к жалобам на нотариальный отказ при наличии разночтений и в правоустанавливающих документах на имущество, в этих случаях дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

Таким образом, порядок обжалования отказов в совершении нотариальных действий установлен ст. 49 Основ о нотариате, а также регулируется нормами ГПК РФ. Обжалование нотариального отказа может рассматриваться судом в порядке особого производства, если имеет место признание отдельных фактов и отсутствует спор о праве; если же спор о праве имеет место быть, рассмотрение дела происходит в порядке искового производства.

3. ВОПРОСЫ СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НОТАРИУСОВ

Закон, наделяя нотариуса независимостью и самостоятельностью, одновременно устанавливает и контроль за его деятельностью со стороны нотариального сообщества (профессиональный контроль) и органов судебной власти. Так, в соответствии со ст. 12 Основ только суд может в предусмотренных законом случаях лишить нотариуса права на занятие нотариальной деятельностью.


Внесенные Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ дополнения в Гражданский процессуальный кодекс РФ предусматривают важнейшее положение о доказательственной силе нотариально оформленного документа. Согласно поправке к ст. 61, носящей название «Основания для освобождения от доказывания», обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном ст. 186 настоящего Кодекса, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия [7].

Ровно через год Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 391-ФЗ в Арбитражный процессуальный кодекс РФ введена аналогичная норма, согласно которой обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном ст. 161 настоящего Кодекса, или если нотариальный акт не был отменен в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством для рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении (ч. 5 ст. 69 АПК РФ [5]).

Указанные изменения процессуального законодательства наполняют новым смыслом и содержанием нотариально оформленный документ, определяют его официальный характер. Теперь при рассмотрении гражданских дел и хозяйственных споров любой нотариально удостоверенный документ либо документ с нотариально засвидетельствованной подписью должен приниматься судами общей юрисдикции и арбитражными судами как бесспорное доказательство по делу.

При этом названными Федеральными законами установлены только две возможности отмены нотариального акта:

  • когда нотариальный акт отменен в порядке особого производства (гл. 37 ГПК РФ, ст. ст. 33, 48 и 49 Основ законодательства РФ о нотариате;
  • когда нотариальный акт признан подложным (сфальсифицированным), что может быть установлено в результате назначенной судом экспертизы.

Внесенные в процессуальные Кодексы новеллы позволяют прийти к однозначному выводу о том, что суды в ходе искового производства теперь не вправе давать оценку законности совершенного нотариального действия, если только предъявленный в ходе процесса нотариальный акт не отменен в порядке особого производства либо не признан подложным.


Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации к его ведению отнесены вопросы нормативно-правового регулирования, а также надзор и контроль в сфере нотариата. За время, истекшее с момента принятия Основ, Минюстом России принят ряд нормативных правовых актов в сфере нотариата: Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности нотариуса; Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса; Правила нотариального делопроизводства и др. Однако в такой важной сфере, как контроль исполнения нотариусами профессиональных обязанностей, Минюстом России какие-либо нормативные документы не издавались.

На наш взгляд, это объясняется довольно просто: отсутствует соответствующее законодательное предписание. Так, если ст. 9 Основ содержит норму о том, что порядок контроля за исполнением нотариусами Правил нотариального делопроизводства утверждается Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой (далее - ФНП), то такой порядок определен в самих Правилах. Что касается осуществления контроля за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, то аналогичное законодательное предписание отсутствует. Глава VII Основ «Контроль за деятельностью нотариусов» не предусматривает издания ни Министерством, ни ФНП подзаконных актов, посвященных профессиональному контролю, что, несомненно, является пробелом в законодательстве.

Тем не менее вполне очевидно, что вопросы контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей требуют подробной регламентации, поскольку сами Основы содержат лишь общие положения о контроле, не раскрывая содержания отдельных норм. В частности, ст. 34 Основ устанавливает, что контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют нотариальные палаты, а также определяет, что такой контроль осуществляется в виде проверок со стороны нотариальной палаты, но не более того. Такое довольно поверхностное правовое регулирование влечет неоднозначное, зачастую неверное толкование закона и, как следствие, - неоднозначную правоприменительную практику.

Здесь очень важно подчеркнуть, что Основы устанавливают два вида контроля в сфере профессиональной деятельности нотариусов (за затрагивая вопросов нотариального делопроизводства). Наряду с контролем за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, отнесенным к полномочиям нотариальной палаты, предусмотрен судебный контроль, в рамках которого судом дается оценка на соответствие законодательству совершенного нотариального действия или отказа в его совершении.


Как было отмечено, основания, условия и порядок проведения судебного контроля отнесены процессуальным законодательством к особому производству (гл. 37 ГПК РФ[2]), что корреспондирует со ст. ст. 33, 48 и 49 Основ. Однако, в отличие от довольно подробного порядка осуществления судебного контроля, регламентация проведения контроля нотариальной палаты за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей в законодательстве отсутствует.

Проблема также заключается и в том, что Основы не только не раскрывают понятия «профессиональные обязанности нотариуса», но и не устанавливают пределы контроля за исполнением этих обязанностей, не определяют полномочия контролирующих органов и регламент проведения проверок.

К профессиональным обязанностям нотариуса следует отнести и комплекс действий, непосредственно связанных с совершением нотариальных действий, ведением нотариального делопроизводства и архивного фонда, исполнением членских обязанностей.

В этой связи возникает вопрос: может ли в предмет профессионального контроля включаться проверка на соответствие законодательству совершенных нотариальных действий? Ведь результат любого нотариального действия формализуется составлением нотариального акта, на котором воспроизводится печать с изображением Государственного герба РФ. Он может быть отменен только судом, а не в результате проверки профессиональной деятельности со стороны нотариальной палаты как профессиональной корпорации.

Отсутствие надлежащего правового регулирования контрольных полномочий нотариальной палаты на законодательном уровне приводит к тому, что этот правовой вакуум издавна заполняется правилами, принимаемыми самими нотариальными палатами. Они базируются на более чем десятилетней давности Методических рекомендациях Федеральной нотариальной палаты по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей (утверждены решением Правления ФНП от 17 июня 2005 г., протокол № 04/05).

Иными словами, с давних пор в нотариальной корпорации выработан порядок, в соответствии с которым палата самостоятельно определяет правила профессионального контроля, включая организацию и порядок проведения проверок, объем проверочных действий, регламент работы комиссии по проверке и ее полномочия. Такие правила действуют во всех без исключения региональных нотариальных палатах, а сам контроль исполнения нотариусами профессиональных обязанностей включает в себя глобальную проверку всех без исключения сторон деятельности нотариуса, в том числе совершенных нотариальных действий на соответствие их законодательству.