Файл: Статус нотариуса(Правовой статус нотариуса современной России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Категория «нотариальные действия» употребляется в двух значениях:

1. Как содержание процедуры нотариальной деятельности, которая выражается в строго последовательном осуществлении действий правового характера (динамическое понятие нотариального действия). Например, в главе VIII, IX Основ законодательства РФ о нотариате (далее – Основ [9]) употребляется исследуемый термин при описании порядка совершения нотариального действия, совершаемых при этом юридических действиях нотариуса и участников нотариального производства;

2. Как результат нотариального производства как юридический факт (статическое понятие нотариального действия). Так, в соответствии с пунктом 3 ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации, в случае если один из супругов заключает сделку, связанную с распоряжением недвижимым имуществом, второй супруг должен дать согласие, удостоверенное в нотариальном порядке на совершение такой сделки. То есть в данном случае итогом нотариальной деятельности является совершение нотариального действия как результата, который включает в себя весь предшествующий фактический состав - нотариально удостоверенной сделки, иного нотариального акта, как правило, выраженного в одном документе.

Нотариальные действия имеют двойственную природу: публично-правовую и частноправовую. С одной стороны, совершение нотариальных действий есть реализация государственной функции по приданию официальной силы правовым действиям субъектов гражданского оборота, прежде всего – сделкам. Эти действия осуществляются от имени государства, то есть особого публично-правового образования, публичной власти, в интересах всего государства и общества в целом, гарантируя при этом права и законные интересы любого субъекта права в отдельности и создавая условия для их реализации [20].

Публичность нотариальных действий также проявляется и в том, что государство, законодательно устанавливая обязательность совершения нотариальных действий в тех или иных правоотношениях, признает нотариально оформленные документы, сделки в качестве законных, подлинных и достоверных, а также обеспечивает их защиту системой органов государственного принуждения. Также нотариальные действия в обязательном порядке осуществляются на основе правовых норм, что существенно ограничивает индивидуальную волю нотариуса в сфере организации своей профессиональной деятельности.


С другой стороны, по своим юридическим свойствам нотариальные действия носят частноправовой характер. Обязанность по защите и охране прав и законных интересов граждан и юридических лиц в частноправовой сфере возложена в том числе и на нотариат. Без совершения нотариальных действий невозможен гражданско-правовой оборот, необходимое правовое обеспечение рыночных экономических отношений.

Итак, нотариальные действия имеют двойственную юридическую природу.

С одной стороны, они носят публичных характер, поскольку эти действия защищаются от имени государства, в интересах государства и общества в целом. С другой стороны, нотариальные действия направлены на защиту прав и интересов граждан и юридических лиц в частноправовой сфере.

2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В СВЯЗИ С ВОЗНИКАЮЩИМИ ПРОБЛЕМАМИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ О ЖАЛОБАХ НА НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ИЛИ ОТКАЗА В ИХ СОВЕРШЕНИИ

2.1 Субъекты производства по рассмотрению заявлений на совершенные нотариальные действия или отказ в их совершении

По общему правилу, предусмотренному ст. 1 Основ [9], нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе - государственные нотариусы, и нотариусы, занимающиеся частной практикой.

В случае невозможности исполнения нотариусом своих обязанностей по уважительной причине (ввиду временного отсутствия, болезни, отпуска и др.), под полную ответственность нотариуса право исполнять его обязанности передаётся помощнику, приобретающему на указанных период статус лица, временно исполняющего обязанности нотариуса.


При невозможности замещения нотариуса его помощником, замещение осуществляется иным соответствующим требованиям законодателя о профессиональной квалификации лицом. Наделение такого лица полномочиями осуществляется территориальным органом юстиции совместно с нотариальной палатой в порядке, ими установленном[3]

Ситуация кардинально меняется, когда на смену профессионалу, для осуществления нотариальных действий, законодатель вынужден привлекать лицо, не обладающее необходимой квалификацией, порою без какого-либо высшего образования вообще, без арсенала тех средств защиты прав и законных интересов лиц, предусмотренных законом при осуществлении нотариальных действий нотариусом (высокой квалификации, технической оснащенности, страховки, повышенной ответственности).

Вместе с тем ни юридическая доктрина, ни практика не рассматривают соотношение понятий «нотариальные действия» и «действия, приравненные к нотариальным». Рядом юристов совершенно справедливо отмечается, что в нормативных правовых актах, регламентирующих нотариальную деятельность, в том числе и в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате[9], отсутствует дефиниция категории «нотариальные действия» [11].

Как следствие, отсутствует и должная правовая регламентация статуса данных лиц, а именно: прав и обязанностей по выполнению действий, приравненных к нотариально удостоверенным, а также вопросов ответственности за совершение указанных действий с допущением отклонений от норм законодательства.

Недостаток юридической техники порождает необходимость толкования, т.е. установление смысла (содержания) норм права. Волю законодателя нужно определять прежде всего на основании значения тех слов, в которых он ее выразил.

Грамматическое толкование норм права, содержащихся в пп. 2 п. 3 ст. 185 и пп. 4 п. 1 ст. 1127 ГК РФ, позволяет сделать заключение о том, что «иные уполномоченные лица» и нотариусы обладают равными нотариальными правами в пределах предоставленной им законодателем компетенции, а удостоверенные ими завещания и доверенности являются равными по юридической силе.

При этом действия, совершаемые нотариусами и уполномоченными лицами, осуществляются в соответствии с едиными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Различие между нотариальными действиями и приравненными к ним состоит лишь в субъекте, совершающем нотариальные действия.


В ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате закреплен объем нотариальных действий, которые могут быть совершены главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления, эти лица вправе совершать нотариальные действия, в том числе удостоверять завещания, только если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, также пункт 3 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит общую норму, наделяющую органы местного самоуправления правом совершения предусмотренных законодательством нотариальных действий в случае отсутствия в поселении нотариуса [17].

Далее, ст. 38 настоящих Основ и пункт 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 05.07.2010 № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» дает такое право должностным лицам консульских учреждений, однако до настоящего времени не принято иных законодательных актов, которые регулировали бы порядок совершения нотариальных действий консульскими должностными лицами, следовательно, процедура совершения нотариальных действий консульскими должностными лицами не отличается от совершения их же нотариусами и регулируется одними и теми же актами[21]. Завещания, удостоверенные вышеуказанными уполномоченными законом лицами, обладают равной юридической силой.

При этом практика нотариальной деятельности глав местных администраций пестрит различного рода нарушениями, порою весьма серьезными (нарушения: нотариальной тайны [13]; требований, предъявляемых законом к свидетелям, рукоприкладчикам; ограничений, накладываемых законом на самого удостоверяющего нотариальные документы лица [14]; связанные с несоблюдением порядка передачи документов в нотариальную палату, и др.), способными повлечь признание недействительными таких важных с юридической точки зрения документов, как доверенность, завещание, приводящих порою лиц, осуществляющих нотариальные действия к уголовной ответственности.

Представляется возможным детерминировать такой вид передачи нотариальных полномочий как вынужденный, основанный на требованиях закона и нормативных актах, неравнозначный по уровню подготовки и квалификации лиц, осуществляющих нотариальные действия. От совершенных нотариальных действий лицами, уполномоченными законом на их совершение, необходимо отличать действия по удостоверению документов, приравненных законом по своей силе оформления к нотариально оформленным. Такая возможность обусловлена многообразием жизненных ситуаций, в которых может возникнуть необходимость квалифицированного подтверждения того или иного юридического факта, связанного с фиксированием воли участника гражданских правоотношений на случай оформления доверенности или завещания.


Перечень приравненных к нотариальным завещаниям предусмотрен ст. 1127 ГК РФ. При удостоверении завещания указанными выше лицами должны соблюдаться все требования, предусмотренные законодателем для формы и порядка такого удостоверения нотариусами, обозначенные в ст. ст. 1124, 1125 ГК РФ. Однако, помимо основных законодатель устанавливает дополнительные требования: завещание, приравненное к нотариально удостоверенному, должно быть подписано завещателем в присутствии лица, удостоверяющего завещание, и свидетеля, также подписывающего завещание.

Приравненный удостоверенному нотариально документ должен быть, как только для этого представится возможность, направлен удостоверившим его, через территориальные органы Минюста РФ, нотариусу по месту жительства завещателя. Если лицу, удостоверившему завещание, известно место жительства завещателя, завещание направляется непосредственно соответствующему нотариусу. Перечень приравненных к нотариальным доверенностям предусмотрен ст. 185.1 ГК РФ. При рассмотрении порядка оформления доверенностей, приравненных к нотариально удостоверенным, следует особое внимание уделять должности удостоверившего такую доверенность лица и другим условиям, при которых она может быть выдана.

Так, доверенность военнослужащего, заверенная начальником военного училища, находящегося на территории г. Воронежа, являющегося областным городом, где имеется 130 нотариальных образований, признана недействительной[15].

В нотариальной практике достаточно часто возникает вопрос, приравниваются ли к нотариально удостоверенным доверенности, которые удостоверены начальниками следственных изоляторов (СИЗО) и изоляторов временного содержания (ИВС). Поскольку СИЗО и ИВС не являются местами лишения свободы, а являются лишь местами временного содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то доверенности, в силу закона требующие обязательной нотариальной формы, начальниками названных учреждений удостоверены быть не могут. Вместе с тем известны ситуации, когда гражданин, уже приговоренный судом к лишению свободы, в силу каких- либо обстоятельств отбывает наказание не в колонии, а в следственном изоляторе. В подобных случаях следственный изолятор является для него местом лишения свободы, и начальник СИЗО вправе удостоверить от его имени доверенность, которая будет приравниваться к нотариальной. Указанное обстоятельство необходимо отразить в тексте доверенности. Не могут быть удостоверены доверенности, требующие обязательной нотариальной формы, главными врачами и их заместителями, а также какими-либо другими врачами больниц, санаториев и других лечебных учреждений, не относящихся к военно-лечебным. Гражданин, который лишён возможности оформить завещание при помощи уполномоченного законом лица, так как находится в положении, явно угрожающем его жизни, в силу сложившихся чрезвычайных обстоятельств, может в присутствии двух свидетелей изложить последнюю волю в отношении своего имущества в простой письменной форме. При этом такое лицо обязано собственноручно написать и подписать документ, из содержания которого будет следовать, что он представляет собой именно завещание. Однако, отдавая предпочтение квалифицированному удостоверению завещания, законодатель определил, что завещание, совершенное в чрезвычайных обстоятельствах, утрачивает силу, если завещатель в течение месяца после прекращения этих обстоятельств не воспользуется возможностью совершить завещание в какой-либо иной форме, предусмотренной статьями 1124 - 1128 ГК РФ.