Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. Малое и среднее предпринимательство является существенной структурной частью рыночной экономики, элементом конкурентного рыночного механизма. Без бизнеса экономика не может ни функционировать, ни развиваться. Именно малые и средние предприятия, оперативно реагируя на изменение рыночной конъюнктуры, дают рыночной экономике необходимую гибкость. Кроме этого, бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения. В экономике развитых стран благодаря малым и средним формам хозяйствования (более 90% всех предприятий) обеспечивается около 30- 70% валового внутреннего продукта (ВВП). Так, например, в Великобритании малый и средний бизнес охватывает 96% предприятий страны и производит 30% ВВП; в Японии 80% трудоспособного населения занято в сфере мелких и средних предприятий; в Италии эта доля составляет 99%.

Большой вклад в изучении тенденций и особенностей развития управления малыми и средними предприятиями сделали такие ведущие зарубежные ученые, как Э. Андерсон, Дж. К. Ван Хорн, П. Друкер, М. Мескон, Дж. Отт, А. Субетто, Б. Тринкл, А. Фейгенбаум, Дж. Харингтон, Ф.Хедоури.

Целью курсовой работы является обоснование теоретических и методических основ, разработка практических рекомендаций по совершенствованию современных и создание новых механизмов реализации государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

Цель исследования определила постановку и необходимость решения следующих задач:

– рассмотреть сущность государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации;

– рассмотреть основные механизмы регулирования развития предпринимательства;

– изучить опыт зарубежных стран в реализации государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса;

– проанализировать состояние и оценку динамики качественного развития малого и среднего бизнеса;

– проанализировать механизмы государственно-частной поддержки малого и среднего бизнеса;

– проанализировать методы государственного регулирования.

Объектом курсовой работы являются является процесс государственного регулирования качественного развития малого и среднего бизнеса.

Предметом курсовой работы выступают правовые нормы и основы организации процесса государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса, а также вопросы их функционирования и совершенствования.


Методологической базой исследования является общенаучные и специальные методы исследований, основанные на современных научных основах государственного управления и родственных им наук.

Информационной базой исследования послужили результаты работы зарубежных и российских ученых (Дж. К. Ван Хорн, П. Друкер, М. Мескон, Дж. Отт, А. Субетто, Б. Тринкл, А. Фейгенбаум, Дж. Харингтон, Ф.Хедоури, А. И. Базилевич, Э.В. Кондратьев, Д.О. Гурина А.В. Дубынина, Д.Г. Демьянов, А. Гарнов, В. Гарнова, В. Топчий, А.С.Васильева, П.А.Васильев.), федеральные законы и постановления.

Практическое значение полученных результатов: выводы и предложения, изложенные в исследовании, обогащают теорию развития малого и среднего предпринимательства; содействуют дальнейшему совершенствованию механизмов применения инструментария качественного развития бизнеса в государственной политике Российской Федерации.

1. Теоретические основы государственного регулирования качественного развития предпринимательства

1.1. Сущность государственного регулирования предпринимательства

Малый и средний бизнес (МСБ) является существенным структурным элементом современной экономики, конкурентной рыночной системой. Экономика в реальных условиях не может функционировать и развиваться без малых и средних форм бизнеса. Именно МСБ, активно реагируя на изменение рыночных отношений, дает экономике максимальную гибкость.

Ориентиры государства на бизнес меняют психологические настроения в обществе, что имеет большое социальное значение. Склоняясь к мысли социальной важности МСБ и развития культуры бизнеса, следует акцентировать внимание на государственном регулировании качественного развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

Определение целевых ориентиров поддержки и развития бизнеса должна исходить из необходимости сочетания интересов, как государства, так и предпринимателей с учетом текущего состояния экономики страны. В таких условиях основными целями государственной политики являются:


–создание благоприятных условий для эффективной предпринимательской деятельности;

– развитие малого бизнеса как фактора создания конкурентной среды и среднего класса в обществе;

– развитие самозанятости общественности;

– увеличение процента участия представителей малого бизнеса в формировании ВВП.

По нашему мнению, задача государственной поддержки заключаются в следующих направлениях:

– обеспечение организационно-правовых и социально-экономических основ бизнеса;

– установление и обеспечение этико-правовых норм предпринимательства;

– обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры;

– реализация политики охраны окружающей среды.

Государственным органам следует обратить внимание на финансовые меры в регулировании малого и среднего предпринимательства.

Говоря об элементах финансовой политики, государство должно осуществлять следующие инструменты поддержки МСБ:

– разработка механизма предоставления льгот (более лояльная налоговая политика);

– обеспечение простой системы уплаты налогов;

– разработка инструментов инвестиционного и кредитного обеспечения;

– оказание помощи по материально-техническому обеспечению.

Повышенное внимание следует уделять развитию альтернативы в обеспечении кредитами. В частности, это развитие страхования рисков в финансовой сфере, создание гарантийных фондов, а также предоставление гарантий государства по кредитам, что поможет увеличить объемы кредитных средств при минимальных бюджетных затратах. Существует необходимость проведения мероприятий по повышению информированности субъектов МСБ по поводу разнообразия банковских услуг и их влияние на уровень эффективности деятельности бизнеса и повышения его кредитной культуры.

Важные вопросы регулирования исследует А. Хайруллина, которая предлагает привлекать для финансирования малых предприятий службы занятости, чтобы их средства шли не только на выплаты помощи для безработных, но и, например, на льготное кредитование тех предпринимателей, которые помогают решать проблему занятости населения[1]. Следует отметить, что в предоставлении льготных кредитов должны быть заинтересованы все стороны, в том числе и финансовые доноры (банки).

Л. Дивина отмечает построение эффективной государственной налоговой политики на основе следующих действий

– общий налоговое давление следует сделать оптимальным и постоянным (независимо от уровня масштабов и эффективности деятельности бизнеса);


– снижение конечной налоговой нагрузки для предприятий МСБ должно обеспечиваться за счет предоставленных им льгот;

– исключение повышения общей налоговой нагрузки при успешности функционирования предприятий или увеличении расходов на оплату труда должно обеспечиваться за счет применения корригированного налогового вычета по налогу на прибыль[2].

Государство должно помогать бизнесу в поиске каналов сбыта, внедрении новейших технологий, способствовать созданию новых предпринимательских структур. Важным аспектом развития экономики является помощь государства в расширении производства. Рост производства приводит к повышению платежеспособного спроса потребителей, а это служит реальным стимулом к ​​развитию инвестиционной активности.

И. Меламед утверждает, что любые конкурентные преимущества обеспечивают бизнес дополнительной прибылью. По его мнению, главный аспект инноваций в малом бизнесе основывается на предложении товара или услуги, являющиеся уникальными, минимизации затрат на его создание, применении новейших инжиниринговых методик по повышению эффекта от работы бизнеса и мотивации персонала[3].

Зато М. Енькова обосновывает в своих исследованиях более широкий подход, подчеркивая развитие инновационного предпринимательства, которое может быть обеспечено за счет таких ключевых действий, как:

– активизация научно-технического потенциала регионов путем технико-внедренческих зон;

– создание дополнительных мероприятий по развитию инфраструктуры в поддержке инновационных предприятий, включающих инновационно-технологические центры (в регионах), бизнес-инкубаторы (на муниципальном уровне);

– разработка программы поддержки инновационных предприятий, выпускающих импортозамещающую и экспортную продукцию[4].

В основе государственного регулирования МСБ в Российской Федерации должен быть системный подход. Государственное регулирование при этом должно быть направлено на обеспечение устойчивого социально-экономического развития.

Эффективность государственного регулирования бизнеса зависит от оптимизации деятельности государственного сектора, занимающееся развитием предпринимательства. Повышение эффективности государственного регулирования бизнеса следует связывать с повышением качества предоставляемых государством услуг через внедрение стандартов (нормативов) качества публичных услуг и критериев оценки. Для повышения качества предоставляемых услуг государство нуждается в профессиональных управленцах, имеющих отраслевое и управленческое образование.


На сегодня приоритетом деятельности государства является работа по совершенствованию инструментов стимулирования бизнеса, налаживание условий конкурентной среды. Государственные органы власти должны усовершенствовать нормативно-правовой механизм для укрепления финансово-экономического состояния предприятий. Разработка концептуальных подходов по государственному регулированию МСБ имеет целью объединение усилий государства и бизнеса для достижения стабильности в экономике. В. Борейко утверждает, что при определении современных концептуальных подходов следует руководствоваться фундаментальными принципами, который определил немецкий ученый В. Ойкен: индивидуальная свобода; системная экономическая политика; сильное государство.

На современном этапе развития экономики необходимо последовательное государственное регулирование и сокращение излишних и неэффективных административных барьеров. Принятые в последние годы меры по снижению административных барьеров в российской экономике имели ограниченный положительный эффект.

Одной из основных действий нашего государства в поддержке развития малого бизнеса являются Указ Президента РФ от 04.04.1996 N 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации», а также Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которые качественно определяют правовые основы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.

Акцентируя внимание на законодательном регулировании бизнеса, следует отметить Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Законом установлена ​​система принципов и правил реализации государственного контроля в сфере бизнеса и регулирующий механизм осуществления плановых и внеплановых задач. Благодаря закону контролирующие органы могут более результативно применять существующую правовую базу.

Основой деятельности МСБ являются некоторые базовые законы по благоустройству деятельности бизнеса. Законодательная база включает: "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ, Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».