Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует проанализировать современное состояние бизнеса. На рис.2 представлено среднее число предприятий МСБ за 2014-2018 гг.

Рис.2. Число предприятий МСБ за 2014-2018 гг.

Как показывает анализ рис.2. количество малых предприятий значительно выросло в 2015 г. по сравнению с 2014 г., в 2016 г. продолжился рост малых предприятий, однако в 2017 и 2018 гг. наблюдается незначительное снижение количества малых предприятий. По микропредприятиям наблюдается такая же тенденция. По количеству средних предприятий четкой зависимости не установлено, поскольку например в 2015 и 2017 гг. наблюдался рост средних предприятий по сравнению с предыдущими годами, а вот в 2016 и 2018 гг. наблюдалось снижение их количества среди малого и среднего бизнеса.

Согласно Докладу Минэкономразвития за 2017 г. текущее состояние сферы малого и среднего предпринимательства характеризовалось так, как представлено на рис.3. Как видно из рис.3, доля МСБ в ВВП составляла 19,9%. Количество субъектов МСП 5,7 млн.ед, доля занятых 19 млн. (25%). Из всего малого и среднего бизнеса 95% приходится на микробизнес. Доля в общем объеме экспорта 6%. МСБ сконцетрирован в 10 субъектах РФ на 45%.

Рис.3. Текущее состояние сферы малого и среднего предпринимательства

Источники: ФНС России, Росстат, расчеты Минэкономразвития России

Для того, чтобы иметь представление в каких преимущественно отраслях представлен МСБ, приведем структуру малых и средних предприятий по видам экономической деятельности в 2016 году на рис.4.

Рис.4. Структура малых и средних предприятий по видам экономической деятельности в 2016 году, %

Как показывает структура МСБ, большая ее часть представлена в торговле -42,70%, на втором месте – операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг -18,3%. Далее такие области как транспорт и связь, строительство, а также обрабатывающие производства в процентном отношении варьируются от 7 до 10%. Предоставление коммунальных и социальных услуг 4,5%, сельское хозяйство – 3,3% и остальные сферы бизнеса занимают 6,1%.

На рис.5 представим данные по обороту предприятий

Рис.5. Оборот предприятий за 2014-2018 гг., млрд.руб.

Как показывают данные рис.5 малые предприятия среди МСБ дают наибольший оборот, который растет в динамике, за исключением 2016 г. В 2016г. наблюдалось снижение оборота по сравнению с 2015 г. по малым предприятиям. Оборот по микропредприятиям имеет устойчивую тенденцию к увеличению, что также можно сказать по средним предприятиям. Лишь незначительное снижение наблюдалось в 2017 г. по сравнению с 2016 г. Увеличение оборота предприятий положительным образом сказывается на российской экономике, поскольку увеличиваются налоги, которые платятся в бюджет государства, которые в свою очередь потом могут быть направлены на развитие инфраструктуры, отрасли, каких-то инноваций и т.д. Рассмотрим далее на рис.6. инвестиции в основной капитал.


Рис.6. Инвестиции в основной капитал, млн.руб.

Источник: составлено автором

Инвестиции в основной капитал достаточно весомые. Например, по микропредприятиям инвестиции растут из года в год. По малым предприятиям почти аналогичная картина за исключением 2018 г. В 2018 г. наблюдается снижение инвестиций по сравнению с предыдущим. Ключевые группы инструментов поддержки улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации представлены на рис.7.

Рис.7. Ключевые группы инструментов поддержки улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации

Итак, анализируя рис.7 следует отметить что есть три главных направления улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации: региональный инвест-стандарт, национальный рейтинг и целевые модели. Региональный инвест-стандарт включает 15 лучших инвестиционных практик, которые направлены на создание ключевых институтов в регионах. В результате осуществления деятельности регионального инвест-стандарта была запущена системная работа в регионах, 83 из которых внедрили данный стандарт. Ключевым вызовом является то что стандарт стимулирует сам факт создания ключевых институтов – необходимые механизмы реальной оценки ситуации и усилий региональных властей.

Национальный рейтинг включает систему показателей, оценивающих усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса – 44 показателя. Данные показатели касаются регуляторной среды, института для бизнеса, инфраструктуру и ресурсы, а также поддержку МСБ. Рейтинг рассчитан для 85 регионов в 2017 г., при этом выявлена зависимость частных инвестиций и ВРП на чел. от места в рейтинге. Ключевым вызовом следует отметить тот факт, что создан механизм мониторинга и соревнования региональных команд, но при этом необходимы механизмы управления изменениями.

В целевых моделях разработано 12 приоритетных направлений улучшения бизнеса климата, система мониторинга и система обучения проектных команд. Основными результатами является единая системная работа в 85 регионах, единая информационная система учета и контроля и также сформирован «костяк» регионов-лидеров, истории успехов. Но на данном этапе остается нерешенным вопрос касательно того что мешает внедрению центрального механизма и пока ведутся поиски решения.

На рис.8 представим количество малых и средних предприятий, осуществляющих экспортную деятельность.


Рис.8. Количество малых и средних предприятий, осуществляющих экспортную деятельность (единиц, на начало года).

Источник: ФТС России, Росстат

Как видно из рис.8 за 2014-2017 гг. увеличилось количество как малых так и средних предприятий осуществляющих экспортную деятельность, а в 2017г. почти в два раза увеличилось количество малых предприятий, что является безусловно положительной тенденцией. Доля малых и средних компаний в общем объеме российского несырьевого экспорта составляет около 9%.

В последние годы Российская Федерация значительно усилила свои позиции в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса», поднявшись со 124-го до 40-го места, и сегодня входит в пятерку стран-лидеров по количеству проводимых реформ (табл.1).

Таблица 1

Динамика позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса»

Источник: Минэкономразвития России

Как показывают данные табл.1 Российская Федерация улучшила свои позиции в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса». За счет проводимых реформ в области бизнеса, следует обратить внимание на то, что упростилась регистрация новых компаний. Вместе с этим сократились сроки государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такой процесс, как подключение к электросетям упростился и удешевился. Помимо этого, сократились сроки государственной регистрации, а также снизилась совокупная налоговая ставка путем исключения движимого имущества из налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций. Все эти реформы позволили улучшить позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка.

2.2. Механизмы государственно-частной поддержки малого и среднего бизнеса

Для обеспечения условий обеспечения качественного развития необходим конструктивный диалог между властью и бизнесом. За последние годы вопросы государственно-частного партнерства стали одним из ключевых приоритетных направлений стратегических программ и проектов правительств стран мира, ориентированных на развитие страны, катализатором в успешном сотрудничестве предпринимательского сектора и государственной власти.


 Кроме этого, в условиях жестких финансовых ограничений объективно возникает необходимость использования на принципах взаимовыгодного партнерства ресурсов государства для реализации инновационных проектов МСБ. Задачей органов власти, в первую очередь, является формирование эффективной нормативно-правовой базы применения механизма государственно-частного партнерства.

Государственно-частное партнерство следует определить как один из основных механизмов в реализации системной перестройки экономики государства, а также решение актуальных социально-экономических задач и качественного развития бизнеса. Высокий уровень эффективности партнерства, как механизма сотрудничества и взаимовыручки бизнеса и власти, доведенный опытом развитых стран.

В законодательстве Российской Федерации государственно-частное партнерство определяют, как юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

Нормативно-правовую базу государственно-частного партнерства составляют: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, различные нормативно-правовые акты РФ.

Государственно-частное партнерство является одним из основных составляющих качественного развития бизнеса. Современные предприниматели на начальной стадии развития бизнеса не имеют большого опыта предпринимательской деятельности и возможности получить консультацию, поскольку такие услуги финансово обременительны. Сейчас в России насчитывается достаточное количество различных информационно консалтинговых организаций, большинство из которых предоставляет услуги на платной основе.

Основными организациями, которые специализируются на поддержке МСБ в Российской Федерации, являются:

- Федеральный портал малого и среднего предпринимательства;


- инвестиционные и инновационные фонды и компании;

- бизнес-инкубаторы.

Механизмы частной поддержки МСБ заключаются в следующем:

- на уровне фондов поддержки предпринимательства (содействие реализации политики государства в сфере развития бизнеса через привлечение и эффективное использование финансовых источников, а также финансирование целевых проектов и программ (бюджетные средства, добровольные взносы юридических и физических лиц);

- на уровне инвестиционных и инновационных фондов и компаний (создание условий для льготного кредитования малых и средних предприятий; инвестирования в проекты на стадии «бизнес-идеи», создание условий, направленных на интеллектуальный потенциал, целенаправленная политика по обеспечению использования исследований мировой и отечественной науки и техники и внедрение этого потенциала в сферу МСБ);

- на уровне бизнес-инкубаторов (создание благоприятных условий для стартового развития предприятий через комплекс услуг ресурсов, обеспечение бизнеса производственными площадями, а также предоставление средств связи, оргтехники, необходимого оборудования, консалтинговых услуг на льготных условиях, проведение обучения; менторская поддержка).

На наш взгляд, существующие механизмы государственно-частной поддержки МСБ в Российской Федерации должны быть дополнены механизмами социальной защиты населения (через функции менеджмента) на основе функций, выполняемых институтами гражданского общества, в частности общественными и профсоюзными организациями. Эти механизмы проявляются в защите населения через:

- планирование инструментов и мер защиты населения от деятельности малых и средних предприятий;

- организацию защиты рядового работника в условиях роста бизнеса и технологического развития предприятия;

- мотивацию предприятий производить качественные и экологически безопасные для населения товары и услуги;

- координацию региональной зависимости населения от деятельности предприятий (в первую очередь, продовольственная сфера);

- контроль за соблюдением условий формирования цены на рынке как существующих товаров и услуг, предлагаемых в сфере МСБ, так и новых.

Предприятия, выполняющие эти условия, могут рассчитывать на поддержку государства (за этим должны следить общественные объединения предпринимателей, как элемент системы институтов гражданского общества), государство получает положительный социальный эффект в защите населения, что приводит к формированию социально ориентированной экономики с поддержкой и качественным развитием МСБ.