Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По нашему мнению, развитие инфраструктуры следует осуществлять в таких сферах, как разработка программ для образования представителей бизнеса; активное создание условий для таких событий, как проведение конференций, семинаров, «круглых столов»; содействие предпринимателей к созданию и участию в выставках, ярмарках продукции, произведенной предприятиями малых и средних форм деятельности.

В.Гайтендинова считает, что сегодня нужна системная и целенаправленная государственная политика, стимулирующая финансовые структуры вкладывать средства в малые и средние предприятия и способствующая их интенсивному росту[5].

В государственном регулировании следует обратить внимание на популяризацию малых и средних предприятий. На сегодняшний день меры, предпринимаемые в направлении государственной поддержки бизнеса не дают максимального эффекта, так как существуют административные, правовые и финансовые барьеры.

На любом этапе развития государства, общества и бизнеса формируются различные механизмы, меры и инструменты государственного регулирования, но в любом случае необходима общая концепция его реализации, которая имеет целенаправленный и систематический характер с четко очерченными механизмами стратегического, тактического и оперативного характера.

1.2. Основные механизмы регулирования развития предпринимательства

Первоочередной задачей является анализ категории «механизм государственного регулирования». Механизм государственного регулирования является совокупностью организационно-экономических методов и инструментов, позволяющих выполнять функции для выполнения непрерывного действия исследуемой системы (государства) для повышения функционального состояния экономической среды. Содержание понятия «механизм государственного регулирования» следует считать системой средств, рычагов, методов и стимулов, благодаря которым страна регулирует процессы экономики, а также обеспечивает выполнение социально-экономических функций.

Для конструктивного исследования механизмов государственного регулирования бизнеса следует охарактеризовать правовые основы их реализации. Для реализации государственного регулирования, выполнения различных программ экономического и социального развития государство использует широкий спектр средств и механизмов регулирования бизнеса. Органы власти разных уровней влияют на деятельность бизнеса, поэтому результаты его работы зависят от государства. Государство задает правила на рынке. Типовые правила имеют значение при конкурентном поведении, управленческих и трудовых отношениях, управлении ценными бумагами, рекламе.


Эти правила обеспечены Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О рынке ценных бумаг", Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "О защите конкуренции", Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О рекламе", Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О рынке ценных бумаг" и др.

Высокая неопределенность бизнес деятельности, неразвитость механизмов регулирования рынка, взаимодействия и взаимозависимости субъектов экономики сдерживает действие механизмов государственного регулирования предпринимательства.

При осуществлении такого механизма поддержки бизнеса должны быть также усовершенствованы механизмы государственного регулирования, направленные на занятость населения.

Налоговые механизмы стимулирования и поддержки развития бизнес-среды выступают в различных формах, среди которых, по нашему мнению, следует выделить налоговые льготы с полным или частичным освобождением от уплаты налогов. При этом, цель государственного регулирования основывается на стимулировании обновления основных фондов, то есть технологического и технического оснащения с расширением производственных мощностей, что приводит к увеличению уровня дохода и оплаты труда наемных работников. Рост указанных показателей обеспечивает поступления в бюджеты, что приводит к увеличению покупательной способности член общества, росту потребительских характеристик.

Целью экономического механизма является обеспечение условий получения результатов бизнеса, основанные на соответствующих рычагах влияния. Особого внимания заслуживает исследование механизмов государственного регулирования МСБ на региональном уровне. Следует подчеркнуть, что государственное регулирование по развитию бизнеса является элементом экономической политики на центральном и региональном уровнях с соответствующими полномочиями как центральных органов власти, так и региональных властных структур[6]. Согласно цели по повышению эффекта взаимодействия между малым, средним и крупным бизнесом, а также властью, С. Трофимов предлагает реализацию ряда мер государственного регулирования на региональном уровне, а именно:

- создание региональных центров кооперации и субконтрактации по подготовке предложений по развитию взаимовыгодного сотрудничества между структурами бизнеса, интеграции их в межрегиональное и международное сотрудничество;

- создание единого координационного центра (как аккумулятора информации о наличии временно неиспользованных специализированных производственных, складских и других помещений больших предприятий, которые могут быть сданы в аренду (реализованы) малому бизнесу на условиях формирования справедливой цены на них, а также оборудования и техники)[7].


Важным этапом для обеспечения продовольственной безопасности является применение механизмов определения текущего и перспективного уровней экономической безопасности, а также выявление составляющих, которые снижают ее степень. Одной из основных задач для обеспечения эффективности функционирования современного бизнеса является усиление защиты как отдельных субъектов хозяйствования, так и страны в целом, в частности через механизмы экономической безопасности.

Обоснование основных стратегических механизмов государственного регулирования бизнеса позволило выделить ключевые из них, а именно создание стратегических программ развития, политика антикоррупционной деятельности, политика антимонопольной деятельности, ориентация на формирование среднего класса, развитие инноваций и достижение лидирующих позиций в мировом научно-техническом прогрессе, развитие интеллектуального потенциала страны, создание предпосылок для качественного бизнес-образования для молодежи, обеспечение условий конкурентоспособности предприятий в мировом измерении. По мнению некоторых ученых в России система государственного регулирования МСБ находится на этапе становления.

Одним из важных механизмов стратегического государственного регулирования малого и среднего предпринимательства является политика антикоррупционной деятельности. В сфере регулирования взаимоотношений власти и бизнеса наибольшее значение сейчас получили неформальные отношения, а нормы законов используются сторонами скорее для подтверждения своих полномочий, чем для реального решения проблем. На основе отработанных норм практики взаимоотношений власти и бизнеса следует обратить внимание на разработку и внедрение таких норм законодательства, которые будут реально придерживаться и властью и бизнесом, и, кроме того, будут способны решать реальные проблемы их взаимоотношений[8].

Не менее важным является также и государственное регулирование антимонопольной деятельности. По нашему мнению, деятельность антимонопольного регулирования в отношении МСБ должна развиваться в направлениях:

 - мониторинга деятельности предприятий, работающих на рынке высоких технологий, компьютерного программного обеспечения;

- демонополизации сферы государственных услуг;

- запрета слияния конкурирующих предприятий и присоединения их к крупным корпорациям.

Следующим стратегическим направлением государственного регулирования должна быть ориентация на формирование среднего класса в стране. На сегодня процесс формирования среднего класса в Российской Федерации имеет противоречивые тенденции. Приоритетными направлениями государственной политики, которые должны быть направлены на средний класс, следует считать следующие:


- развитие борьбы с безработицей;

- создание условий роста оплаты труда;

- обеспечение условий защиты интеллектуальной собственности.

По мнению М.В.Пигуновой организация и развитие информационной поддержки предпринимательства предусматривает решение таких задач, как оптимизация существующей информационной инфраструктуры и создание на ее основе единого информационного поля; расширение сектора применения современных информационных техник и технологий в практике бизнеса; использование возможностей сетей деловой информации и средств массовой информации[9].

И.Глебова считает основными требованиями современного предпринимателя к информации такие, как доступность, достоверность, точность, оперативность, актуальность, необходимость и достаточность. Основным барьером, препятствующим доступу малых и средних предприятий к информации, являются финансовые ограничения на создание современных информационных систем и инструментов оперативного доступа к этим системам по разумным ценам[10].

Следующим оперативным механизмом государственного регулирования является привлечение МСБ к решению текущих задач в регулировании и развитии предпринимательства в Российской Федерации.

Обобщая изложенный опыт в системе государственного регулирования малого и среднего бизнеса, был разработан комплекс механизмов реализации государственного регулирования качественного развития малого и среднего бизнеса, основанный на трех блоках механизмов: по сфере действия (финансовые, социальные, инновационные, экономические), по сроку действия (стратегические, тактические, оперативные), по вектору действия (мотивационные, организационные) (рис.1).

Рис.1 Комплекс механизмов реализации государственного регулирования качественного развития малого и среднего бизнеса

Итак, следует подчеркнуть, что механизмы государственного регулирования МСБ многогранные, объемные и действуют только в комплексе в зависимости от той ситуации, которая складывается в экономической среде. Выбрав комплексный и систематический механизм государственного регулирования, государство может достичь стабильного развития в:

- создании условий по обеспечению занятости населения, уменьшении уровня безработицы и созданию новых рабочих позиций;

- поддержке отечественного товаропроизводителя и формировании экспортной ориентации;


- обеспечении качественных изменений в экономике нашего государства;

- содействии формированию и развитию бизнеса, его становлении как двигателя в преодолении негативных тенденций в экономике и обеспечении стабильного позитивного развития страны и общества.

1.3. Опыт зарубежных стран в реализации государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса

В странах, которые являются новыми в рыночной среде с невысокими результатами в экономике, в том числе и в нашей стране, уязвимость рыночной позиции МСБ обусловлена ​​сравнительной слабостью его финансового обеспечения, поэтому в этих странах существует потребность государственного регулирования в многовекторной и активной поддержке[11].

Развитые страны уже давно используют современные механизмы системного развития бизнеса. Для более полного представления системы государственного регулирования развития предпринимательства проведем исследования этих систем в развитых странах и объединениях - США, ЕС и Японии.

Американская система государственного регулирования характеризуется влиянием государства на частные учреждения в принятии решений по взаимовыгодной помощи и уникальными формами сотрудничества в государственном, частном и общественном секторе в вопросах реализации поддержки государства.

Согласно американскому опыту реальная помощь со стороны государства для бизнеса осуществляется на основе согласованной работы социального, экономического, правового и политического поля. Государственная поддержка предприятий в США является стратегической составляющей при совершенствовании регулирующих и стимулирующих параметров их работы в условиях острой мировой конкурентной среды, повышение уровня риска и нестабильной мировой экономики, например, при мировых финансовых кризисах. Стратегическое развитие США основывается на финансовых, организационно-административных мероприятиях, а также на реализации эффективных методик обучения и обеспечения информацией. Указанные мероприятия создаются и внедряются в системной сотрудничестве всех ветвей власти. Отдельные государственные программы США имеют социальную направленность, ориентированы на предприятия, владельцы которых представители национальных меньшинств, и опираются на реализацию их бизнес потенциала[12].