Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме этого, следует сделать ударение не только на взаимодействии власти и бизнеса, но и условий эффективного партнерства в самой власти. Необходимость взаимодействия ветвей власти является условием единства государственной власти как формы существования единого государства. О важности конструктивного сотрудничества между органами власти в системе государственного управления свидетельствует опыт развитых европейских стран. Такое взаимодействие позволяет стране стабильно развиваться и внедрять реформы. В процессе взаимодействия органов власти выполняется много государственно-управленческих функций, а, следовательно, от качества сотрудничества зависит качество их реализации.

Следует отметить, что бизнес постоянно развивается и требует адекватной и современной поддержки. Поэтому необходимы постоянные исследования в этой сфере с целью поиска наиболее оптимальных по затрачиваемым ресурсам и полученным результатам механизмов государственного регулирования.

Подчеркивая актуальность поддержки МСБ в Российской Федерации, определены следующие направления механизма реализации этой поддержки:

- создание информационно-аналитической базы по принятию управленческих решений руководителями государственных органов власти;

 - информирование бизнеса о незадействованных производственных площадях, свободных нежилых помещений, незавершенного строительства и содействие в возможностях привлечения их в бизнес-среду;

- размещение данных в средствах массовой информации о проведении местных и государственных конференций, выставок и ярмарок.

При разработке государственных программ регулирования и поддержки МСБ нормативные показатели часто отличаются от тех, которые применяют для статистических наблюдений. Предвидя ряд преференций для бизнеса в вопросах финансирования, налогообложения и кредитования, государство устанавливает перечень предприятий, для которых эти льготы применяются, через определения размеров этих предприятий. В любом случае количественные критерии в совокупности или по отдельности необходимы для анализа и удобны в применении.[20]

2.3. Методы государственного регулирования малого и среднего бизнеса


Динамические процессы, происходящие в социально-экономической среде РФ, требуют детального анализа методов государственного регулирования и современного международного положения малого и среднего бизнеса РФ.

Наибольшую распространенность на современном этапе развития бизнес систем имеют косвенные методы государственного регулирования. Общее число отдельных методов, которые относятся к косвенным постоянно расширяется в зависимости от отрасли и сферы деятельности. Нами выделены основные из них на примере государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса, которые ориентированы на инновации (таблица 2).

Таблица 2

Прямые и косвенные методы государственного регулирования малого и среднего бизнеса, который ориентированы на инновации

Прямые методы

Непрямые методы

Определение стратегических направлений развития экономики и их освещение в индикативных и других планах, а также целевых программах

Освобождение от налога определенной доли прибыли, которая направляется на развитие предприятия

Государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, а также выполнение работ и услуг

Предоставление инвестиционного кредита для инновационного проекта под меньшую процентную ставку

Государственная поддержка

программ и контрактов заказов

Включение в себестоимость расходов на НИОКР

Нормативные требования к качеству и

сертификации продукции и технологий

Освобождение от налога на имущество научного и исследовательского оборудования

Административные и правовые ограничения, запреты определенных видов продукции

Освобождение от налога на имущество научно-технических и инновационно-инвестиционных организаций

Лицензирование операций по импорту и экспорту товаров, то есть

внешнеторговых операций

Введение обязательных отчислений во внебюджетные фонды развития и поддержки науки и образования

-

Снижение доли резервов банков для

долгосрочных инвестиций в инновации

-

Снижение подоходного налога на прибыль

специализированных инновационных фондов

-

Освобождение от налогов грантов ученым и стипендий исследователям

-

Создание территориальных зон, свободных от налогов для нового наукоемкого промышленного производства

-

Предоставление налогового кредита предприятию-партнеру инновационного предприятия


Государственное регулирование имеет в своем арсенале большое разнообразие методов. Методы государственной поддержки МСБ группируются, главным образом, по направленности их влияния и содержанию. По направленности выделяют методы прямого и косвенного воздействия, а по содержанию - административные, экономические и институциональные[21].

Вся система методов должна формироваться как единый механизм, охватывающая все инструменты развития социально-экономической среды. Примером такого механизма следует считать работу системы государственного регулирования Сингапура, который на сегодняшний день считается одним из лучших мест для ведения бизнеса. В данной системе упрощена процедура регистрации юридического лица, функционирует большое количество бизнес-инкубаторов, поддерживаемых государством, которое покрывает до 90% расходов на подготовку и переподготовку кадров, а государство активно способствует кооперации предприятий производственной сферы, где применяются инновационные технологии[22].

Обоснование опыта развития иностранных компаний показывает, что большинство стартовали с малого бизнеса, нарушая устойчивое состояние крупных компаний на рынке. МСБ может существенно влиять на развитие экономических процессов, при этом применяя так называемые «подрывные» технологии с созданием абсолютно нового предложения, который меняет рынок.

Административные методы регулирования включают такой основной элемент, как правовое поле. Государство выступает гарантом по обеспечению правовых норм поведения бизнеса, государства и общества в рыночной среде. Государством устанавливаются и регулируются правила «игры» на рынке, создается необходимая правовая база.

Экономические методы государственного регулирования не имеют ограничения свободы в предпринимательском выборе. Экономические методы регулирования должны существовать в совокупности с природой рынка. Они прямым образом влияют на развитие рынка и, соответственно, на производителей и потребителей.

Важным элементом влияния государства на экономическое развитие является система государственного предпринимательства. Государственное предпринимательство имеет широкое разветвление, но, в большей степени, оно развивается в тех направлениях, в которых сравнительно высокий срок окупаемости и уровень капиталоемкости (энергетическая деятельность, транспортная деятельность, добывающая промышленность, связь).


Предприятия в данных отраслях низкоэффективны не потому, что являются государственными. Они получают статус государственных, так как они низкоэффективны. Но именно МСБ в этих сферах может достичь широкого развития, как обслуживающий посредник между государством и населением, учитывая его мобильность.

Экономические методы государственного регулирования распределяются по направлениям:

- бюджетная политика (государственные расходы, государственные закупки, предоставление внутренних займов государством)

- денежно-кредитная политика (регулирование учетной ставки, нормирование резервов банка, контроль денежной массы, операции на валютном рынке);

- фискальная политика (контроль и регулирование механизма налогообложения доходов юридических и физических лиц);

- социальная политика (установление минимального размера заработной платы, размера пенсии, пособия по безработице)[23].

Все рассмотренные экономические методы государственного регулирования направлены на национальную экономику. Вместе с тем государство и инструменты внешнеэкономической политики (реализация системы таможенных сборов и обменных курсов валют, привлечение займов международных организаций, международное инвестиционное и валютное ограничение).

Тем не менее, существуют практические мысли по развитию и в другом направлении – импортной ориентации. Сегодня в интеграционных органах Евразийского экономического союза создаются и реализуются возможности легализации параллельного импорта. Параллельный импорт - это импорт товара, который осуществляется лицами, не уполномоченными производителем или владельцем торговой марки для осуществления импорта товара на определенной территории или регионе[24].

Институциональные методы государственного регулирования направлены на организацию деятельности и основаны на создании и контроле субъектов и объектов институциональной инфраструктуры. Субъектами являются предприятия всех форм собственности и банки, а объектами - хозяйственные отношения.

Институциональные методы включают:

- создание экономических программ и проектов;

- поддержка исследовательских центров, институтов, бизнес-союзов;

- информационная поддержка профессиональных союзов, оптимальных форм их взаимодействия и взаимопомощи;

- организация регулярных встреч с представителями общества и бизнеса.

Применение государством различных методов воздействия на бизнес имеет свои границы. Являются недопустимыми любые действия государства, разрывающие связи в рыночном механизме. Примером этого может быть тотальное директивное планирование. Это не означает, что государство устраняет себя от бесконтрольного инфляционного роста цен, например, или от всех видов планирования. Для этого используются различные методы регулирования, такие, как национальные программы и проекты. Но при этом не должна быть разрушена саморегуляция рыночного механизма.


Подытоживая вышесказанное, по нашему мнению, в системе государственного регулирования МСБ указанные методы необходимо реализовать в направлениях:

- расширение полномочий органов местного самоуправления, а именно проведение поэтапного перехода на решение задач малого и среднего предпринимательства отдельно в каждой территориальной общине;

- разработка мероприятий для потенциальных предпринимателей, для начинающих и пересмотр реализованных мер поддержки предпринимательства с целью привязки к стадиям развития субъектов предпринимательства;

- оценка эффективности реализации мер государственной поддержки бизнеса, а также прогноз влияния их реализации на динамику основных показателей развития.

На наш взгляд, современное государственное регулирование МСБ в РФ ориентировано в большей степени на финансовую составляющую по развитию и поддержке. Кроме этого, такая поддержка осуществляется бессистемно. Государственное регулирование предпринимательства в РФ должно осуществляться комплексно, со стратегическим, тактическим и оперативным видением, охватывая всю бизнес среду.

Следует учитывать не только финансовую составляющую развития бизнеса, но и ориентироваться на другие методы, обоснованные в использовании, а именно помощь в повышении квалификации персонала предприятий. Кроме этого, в РФ необходимо обеспечение информационной среды для бизнеса, развитие консалтинговой поддержки, и, особенно, в условиях инновационного бизнеса.

Важным аспектом качественного развития предпринимательства и экономики РФ в целом является участие и достижения на международной арене, а именно в международных индексах и соответствующих им рейтингах.

В последнее время ведутся дискуссии по определению эффективности деятельности стран и экономик: актуализируется вопрос объективности, преимущества и недостатки по сравнению с другими способами сопоставления эффективности, перспективы дальнейшего развития. Наиболее простым способом получения информации об оценке развития и эффективности деятельности одной страны по сравнению с другими является ее участие в международных рейтингах. Международные рейтинги позволяют как получить комплексную оценку о развитии страны, так и выявить слабые и сильные стороны в определенной сфере.

Следует отметить также наличие недостатков в процессе составления международного рейтинга. Многие исследования базируются на западной модели развития, которая не подходит для оценки стран, имеющих существенные различия в структуре экономики.