Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственной поддержкой малого бизнеса в США занимается специальная государственная организация – Администрация по делам малого бизнеса (АМБ), созданная при поддержке конгресса США в 1953. Ее функции направлены на оказание небольшим фирмам финансовой и консультационной помощи, обеспечение возможностей участия в правительственных заказах и подписании договоров с крупным бизнесом.

Малый бизнес имеет возможность получать гарантированные и прямые займы. С помощью гарантированных займов кредиторы (частные банки, торговые компании, страховые фирмы, пенсионные фонды) получают от АМБ государственные гарантии по части привлеченного капитала (до 90%), снижая кредитные риски. Прямые займы можно получить на конкретный срок по сниженным процентным ставкам.

Важным моментом в развитии бизнеса в США является то, что почти каждая серьезная компания изначально была создана как предприятие малого бизнеса. Примером этого являются компании Microsoft и Apple, в которых в первые годы после создания работало не более трех сотрудников. Кроме Microsoft и Apple малыми предприятиями, которые сумели быстро превратиться в главных игроков в национальном и международном бизнесе, является американская грузовая авиакомпания FedExpress, известный мировой производитель спортивной продукции Nike и другие.

Следует отметить, что стимулирование развития предприятий в развитых странах происходит при любых условиях. Это означает, что никакие проблемы в стране, например, финансовые кризисы, политические споры между представителями власти, не могут кардинально влиять на государственное регулирование МСБ. В США государственная поддержка осуществлялась и в условиях мировых финансовых кризисов. Например, в сентябре 2010 Президент США Барак Обама утвердил закон о поддержке малых и средних предприятий. В этом законе предусмотрено  увеличение финансирования местных банков для активизации процесса кредитования бизнеса, а также снижение процентных ставок по кредитам. Закон также предусмотрел расширение практики предоставления налоговых кредитов и частичное освобождение некоторых групп предпринимателей от налога на прибыль. Важнейшей задачей федерального правительства в США стало сохранение и развитие конкурентной среды[13].

Особое внимание следует сосредоточить на женском предпринимательстве в США. Поддержка государством бизнеса фокусируется на предоставлении конкретных программ помощи для предприятий, принадлежащих женщинам. Согласно этих программ предоставляется техническая помощь, консультирование, обучение и возможность для роста бизнеса[14]. В США даже существует Национальная ассоциация женщин-владельцев малого бизнеса (Inc NAWOSB), которая ориентирована на предоставление бизнес образования для развития предпринимателей и координирует и обеспечивает программы их поддержки[15].


В США также существуют центры малого бизнеса (Small Business Development Centers), которые оказывают помощь малым предприятиям. Основными их функциями являются помощь в создании бизнеса и обеспечения конкурентоспособности уже существующих предприятий в постоянно меняющемся деловом мире США. Центры развития малого бизнеса сотрудничают с ведущими университетами и государственными органами и частично финансируются АМБ в США[16].

Кроме этого, создание и совершенствование деятельности центров развития малого бизнеса является стратегической миссией государственного регулирования в США. Государство предоставляет гранты для колледжей и университетов, чтобы они могли через Центры развития малого бизнеса предоставлять консультации для предпринимателей и проводить обучение для существующих и потенциальных владельцев бизнеса.

Эффективность создания Центров развития малого бизнеса была подтверждена общенациональными исследованиями. Был проведен опрос среди бизнес-кругов в США и определено, что более 50% опрошенных оценили полезными советы в создании бизнеса, более 40% опрошенных отметили, что после 5 часов консультирования они в дальнейшем смогли увеличить количество продаж, а 38% опрошенных сообщили об увеличении доходов[17].

Существует также и противоположное мнение по развитию МСБ в США. В своих трудах М. Снайдер отмечает, что для создания собственного бизнеса в США сегодня нужно иметь большую группу юристов. Ученый отмечает, что при создании бизнеса предприниматель будет нуждаться в эксперте по федеральным законам, экспертах по государственной регламентации и местных законов, применяемых для бизнеса. Следует согласиться с точкой зрения ученого, который считает, что сегодня бизнес-среда очень сложная и требует детального исследования[18].

Детального исследования нуждается опыт ЕС по государственному регулированию предпринимательства. Политика ЕС в отношении МСБ имеет вертикальный и горизонтальный подходы по регулированию их деятельности. Согласно вертикального подхода происходит сочетание прямых мер поддержки. Эти меры создаются и реализуются Европейской Комиссией при помощи Европейского Парламента, Экономического и Социального совета, представительных организаций в рамках ЕС. Согласно горизонтального подхода происходит защита интересов бизнеса в таких направлениях, как научно-исследовательская работа, региональная политика, интернациональные отношения.


Государственное регулирование в ЕС создает лучшие условия для бизнеса и повышения уровня конкурентоспособности. Государственная политика в таких условиях направлена ​​на изменение с «тяжелой» помощи (в формате дотаций) на «мягкую» (в формате консалтинговой помощи). Государственное регулирование развития МСБ в ЕС основывается на использовании формата и методов, основанные на потребностях европейского общества (например, экологическое развитие).

Анализ деятельности МСБ в мире, в частности в европейских странах, позволяет выделить несколько стратегических подходов к его развитию на общегосударственном уровне. Развитые страны мира приоритетным направлением политики развития бизнеса считают интеграцию малой, средней и большой форм бизнеса. Это достигается путем введения субконтрактных соглашений, лизинговых схем, франчайзинга, совместного выполнения научно-технических программ и разработок. Индустриальные и постиндустриальные страны-лидеры «Второго эшелона» (Бельгия, Нидерланды, Швеция, Финляндия, Сингапур, Южная Корея) реализуют стратегию, которая предусматривает максимальное использование преимуществ бизнеса и содержание нормативных параметров развития в структуре экономики. Страны, которые выбрали стратегию «Догоняющего экономического развития», внедряют стратегии форсированного развития малых и средних предприятий. Однако существенное отставание показателей экономического развития в этих странах вызывает тенденцию к приоритетности непроизводственного сектора как сферы начального этапа в развитии МСБ.

При исследовании мирового государственного регулирования следует рассмотреть отдельно передовой опыт в этой сфере такой страны, как Япония. Особенность японской системы государственной поддержки предпринимательства заключается в направленности на кооперативные направления развития. Кроме этого, в Японии в государственной политике применяются механизмы развития субконтрактации для эффективного взаимодействия субъектов бизнеса. Государственное регулирование в Японии основывается на всестороннем содействии государства инновационному направлению деятельности бизнеса, так как МСБ в инновационной сфере является активным в научных исследованиях и создании нового продукта и технологии.

Бизнес в Японии имеет поддержку через местные управления внешней торговлей и промышленностью, а также через торгово-промышленные палаты.

Государственное регулирование развития МСБ в Японии включает следующее:


- создание условий конкурентной среды посредством субсидий и прямых кредитов (выделение средств Японским банком развития для малого бизнеса, работающего в перспективных для государства отраслях) и гарантированные займы (введение налоговых льгот через систему коммерческих банков);

- структурная перестройка экономики, улучшение условий работы, развитие сферы торговли;

- проведение анализа данных относительно экономических показателей и технической оснащенности МСБ при оценке эффективности и результативности предоставленной государством поддержки.

Государство занимается выделением субсидий для открытия центров повышения квалификации (например, квалификация технического уровня). В отдельных ситуациях государство компенсирует расходы по диагностике состояния предприятия. Кроме этого, в японской системе поддержки предпринимательства существует компенсация расходов по подготовке и повышению квалификации работников[19].

Обобщая изложенный опыт стран мира по развитию и поддержке МСБ считаем, что для современных условий в России целесообразно использовать:

– проведение мировых инвестиционных и торговых ярмарок и конференций на территории Российской Федерации с целью привлечения иностранного капитала;

– определение перечня товаров, которые могут закупаться только у малых и средних предприятий государственными предприятиями;

– создание государственных пилотных проектов для представителей МСБ по консалтингу и проведения бизнес-тренингов.

На наш взгляд, это позволит усовершенствовать современный механизм реализации государственного регулирования качественного развития МСБ в России. В нашей стране нужно провести огромное количество преобразований, чтобы достичь высокого уровня развития. Необходимые преобразования должны происходить не только в сфере предпринимательства, а во всех секторах экономики одновременно, комплексно и системно, учитывая современный российский опыт и наиболее успешные примеры мирового опыта.


2. Оценка современного состояния реализации государственного регулирования качественного развития предпринимательства в Российской Федерации

2.1. Состояние и оценка динамики качественного развития предпринимательства

Качественное развитие малых и средних предприятий возможно только за счет сбалансированного и системного развития территорий с соответствующими им наиболее эффективными сферами деятельности, а также уже накопленного и потенциального ресурсного потенциала (природного, человеческого, финансового, интеллектуального и т.д.). Качественное развитие МСБ, прежде всего, следует ориентировать на успешность в будущем региона, сферы деятельности, где основной движущей силой являются инновации, квалификация и реализация внутреннего потенциала.

Государству в этом процессе посвящается роль арбитра, но такого, который не только контролирует правила игры, но и создает новые, по мере необходимости. В современной бизнес-среде, на фоне реформ, возникает необходимость оценки и анализа существующих бизнес-процессов, уровня развития бизнеса, а также эффективности государственного регулирования.

Государственное регулирование предпринимательства должно быть системой контроля и координации экономики при условии, что рынок не может сделать это самостоятельно. Такое регулирование должно предусматривать формирование механизмов и институтов развития МСБ, деятельность которых направлена ​​на устранение недостатков рынка, обеспечивающих успешное экономическое и социальное развитие страны. Следует отметить, что государственное регулирование имеет указанные недостатки в устранении институциональных «провалов» (формирование отсутствующих, но необходимых сегментов рынка); развития экономической и социальной инфраструктуры; преодолении региональных дисбалансов развития.

Следует отметить, что уровень развития МСБ в Российской Федерации пока существенно отстает от экономически развитых стран. Развитие государственного управления в секторе малых и средних предприятий находится еще на достаточно слабом уровне. В связи с этим, следует обратить внимание на состояние малых и средних предприятий в России.