Файл: Выбор стиля руководства в организации(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Особенности выбора стиля руководства в организации

Вопрос о стилях управления в организациях довольно актуален на сегодняшний день, так как мы живем в демократическом обществе с рыночной экономикой, где конкуренция составляет основу выживания и развития для компаний. От стиля управления, установленном в организации, напрямую зависят слаженность и результаты работы коллектива, которые в свое время о определяет конкурентоспособность предприятия. Целью данной работы является выявление наиболее оптимального стиля управления в организации. Задачи работы: выявление стилей управления, характеристика стилей управления, определение наиболее значимых факторов при выборе стиля управления.

Таким образом, встает вопрос о том, какой стиль наиболее оптимален для организаций. Важно понимать, что управленческое поведение должно быть разным в различных ситуациях, и что оно зависит от многих факторов, в т.ч от организационно-правовой формы предприятия.

Главная задача любого руководителя — обеспечение достижения целей организации. Чтобы исполнители стремились к достижению организационных целей, они должны иметь мотивацию, на основе которой можно выбрать наиболее подходящий стиль руководства ко всему коллективу или отдельным его сотрудникам. Также подчиненные должны быть уверены в том, что цели функционирования организации совпадают с их личными интересами. В противном случае ни о какой мотивации не может быть и речи. Так, например, к сотрудникам, которым необходимы проявление инициативы, поощрение за результаты деятельности, творческий подход к работе, следует проявлять демократический стиль руководства. Напротив, для подчиненных со слабой дисциплиной или требующим постоянного контроля для эффективного выполнения работы, а также сотрудникам, задача которых состоит в выполнении определенных планов, а не достижении результатов, подойдет авторитарный стиль.

На фоне двух предыдущих стилей, можно судить о том, что либеральный стиль необходим лишь в тех случаях, когда речь идет о сотрудниках, не терпящих над собой постоянного контроля, для продуктивной работы которым необходима свобода действий. Необходимо также помнить, что такие факторы как, например, внешняя среда или менталитет собственников предприятия также оказывают влияние на формирование стиля руководства.

Таким образом, на основе проделанной работы можно утверждать, что нельзя выработать единого универсального стиля управления. Каждая организация и ее коллектив должны рассматриваться индивидуально. Руководителю необходимо понимать психологию своих подчиненных, их интересы, мотивы, манеры поведения, характер и темперамент, ситуацию на рынке, чтобы выстроить необходимую модель поведения и стиль руководства. Успешное выполнение данных требований повлечет за собой правильный выбор стиля управления в организации, что положительно скажется на успешности и конкурентоспособности предприятия.


При изменении структуры и механизмов управления происходит некий переворот и в самом стиле управления предприятия. Образуются ситуации, с которыми раньше не сталкивался персонал, и для которых требуются наиболее результативные решения. Те предприятия, которые имеют высокие результативные показатели, отличаются от противоположных тем, что они имеют во главе квалифицированное и профессиональное руководство [2].

В нашей стране проблема выбора достаточно профессионального руководства стал необычайно важным в последнее время. Некогда благодаря командно-административной экономике появились такие проблемы, что данная система сама отвергала квалифицированных менеджеров, в приоритете был совершенно другой тип управленцев - строго выполняющие все приказы «сверху» и жестокие по отношению к своим подчиненным.

В настоящее время появляется все больше возможностей для осуществления наиболее эффективного руководства.

В словаре термин «управление персоналом» определяется как «метод влияния управляющего на своих подчиненных» [5].

Для определения стиля руководства чаще всего используются два показателя: уровень ситуационного управления и динамика поведения.

Первый подход базируется на тех выводах, которые исследователи сделали во время наблюдения за поведением руководителя. То есть учитываются конкретные действия менеджера по отношению к подчиненным, а не личные качества, характер и особенности. Второй показатель обусловлен тем, что ситуационность принимают как основу анализа в пределах какого- либо подхода для изучения стилей руководства. Подходы, которые подводят к идее о всеобщности, находятся примерно на одном уровне, а те подходы, в основе управления которых находится ситуационность - на другом уровне [1].

Существует большое количество способов систематизации и разделения стилей руководства. При использовании деления различных стилей руководства необходимо учитывать, что конкретный стиль в какой-либо определенной организации не стоит приписывать к «академическому». Это определяется тем, что:

1) Возможны ситуации, когда состав и форма действий управленца не соответствуют друг другу;

2) Определенный стиль управления в том или ином случае может себя не проявить, что напрямую связано с рядом социально-психологических причин, которые в свою очередь должны учитывать:

— особенность определенной ситуации;

— задачи довольно специфичны;

— квалификация, профессионализм и личные качества работников;


3) равные показатели производительности, определенные демократическим или авторитарным руководством;

4) довольство трудом главным образом — демократическим стилем руководства;

5) при экстремальных ситуациях, наиболее удовлетворенными оказывались группы с авторитарным руководством;

6) при авторитарном стиле довольство группы зависит от:

— индивидуальных качеств;

— уровня культуры и мировосприятия [3].

Для наиболее эффективного управления необходимо уметь совмещать несколько стилей управления.

Для выявления стиля руководства имеется методика В.В. Шпалинского «Диагностика стилей руководства» [4]. Она включает 27 групп положений, относящихся к демократическому (Д), авторитарному(А), и либеральному (Л) стилю управления. Каждая группа состоит из трех версий суждений, которые сопоставляются с одним из стилей.

Соотнеся ответы с ключом (данным в приложении), можно подсчитать, сколько всего отмечено утверждений, свойственных для Д, А или Л стилей руководства. Распознание стиля производится на основе преобладания числа совпадений с ключом [4].

Стиль руководства — это манеры поведения руководителя, который способен влиять на подчиненных и побуждать их к достижению поставленных целей организации.

Руководителей делят на сосредоточенных на работе и сосредоточенных на человеке. То есть стиль руководства может быть ориентирован либо на деятельность предприятия, либо на работников.

Несмотря на стереотипы, стиль руководства абсолютно не обусловлен полом руководителя. Согласно современным клише, женщина в качестве руководителя является более мягкой, обходительной и не может настроить коллектив на быстрое и качественное выполнение поставленных задач и достижение целей. В то время как руководителя мужчину считают строгим, порой жестоким начальником, который абсолютно не заботится о человеческих чувствах и предполагает, что целей нужно добиваться любыми способами. На самом деле основными причинами разделения различных стилей руководства могут быть какие-либо индивидуальные особенности человека и социально-психологические факторы, но не разница полов.

Правильно выбранный стиль будет оказывать положительное влияние на все сферы деятельности предприятия. Производительность труда будет возрастать, а это в свою очередь повлечет положительное увеличение остальных показателей. Кроме того, конфликты в организации станут минимальными, а отношения между руководством и подчиненными более доброжелательными.


Топ-менеджеры, добившиеся успеха, не являются сторонниками одного какого-либо стиля руководства. Они постоянно совмещают различные стратегии управления. Не бывает «хороших» и «плохих» стилей и методов управления и руководства. Все зависит от многих факторов, которые и обуславливают наиболее оптимальное и эффективное комбинирование различных стилей руководства, которые дают наилучшие результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, можем обобщить, что в управленческой деятельности различают три основных стиля работы (демократический, автократический и либеральный (номинальный).

При использовании демократический стиля руководитель учитывает мнение своих подчиненных, оставляя за собой лишь личное решение основных вопросов, но не исключает выявления творческой инициативы и активности. Автократический (авторитарный) стиль характеризуется тем, что при выполнении своих функций руководитель обладает абсолютной властью, определяет способы и средства достижения общей цели и стремится не допускать каких-либо изменений в них. Вся информация должна поступать к руководителю, но при этом и всю ответственность за результаты деятельности подчиненных полностью должен нести руководитель. Такой стиль руководства обычно реализуется в только бюрократических формах. Либеральный стиль руководства заключается в том, что руководитель не проявляет активности, и выполнение тех или иных задач определяется стремлением подчиненных.

Главной целью руководителя при подобном стиле руководства - это избегание конфликтов в коллективе и с подчиненными.

Основной функцией управления является организация режима функционирования субъекту, зависит от управленческого продукта. Чем качественнее управленческий продукт, тем лучше функционирует и дает положительные результаты организация.

Новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как лидерству и стиля руководства, квалификации и корпоративной культуре работающих, мотивации поведения, взаимоотношению в коллективе и реакции работников на изменения.

Владение основами современного управления - сложный, многоплановый процесс, который оценивается специалистами с разных сторон. Формирование менеджера осуществляется через активное обучение и самосовершенствование.

В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в отраслях промышленности, торговли, кооперации, сельском хозяйстве, в результате непосредственного участия рабочих в управленческой деятельности обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.


Таким образом, стиль управления представляет собой манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно.

Таким образом, встает вопрос о том, какой стиль наиболее оптимален для организаций. Важно понимать, что управленческое поведение должно быть разным в различных ситуациях, и что оно зависит от многих факторов, в т.ч от организационно-правовой формы предприятия.

Главная задача любого руководителя — обеспечение достижения целей организации. Чтобы исполнители стремились к достижению организационных целей, они должны иметь мотивацию, на основе которой можно выбрать наиболее подходящий стиль руководства ко всему коллективу или отдельным его сотрудникам. Также подчиненные должны быть уверены в том, что цели функционирования организации совпадают с их личными интересами. В противном случае ни о какой мотивации не может быть и речи.

Так, например, к сотрудникам, которым необходимы проявление инициативы, поощрение за результаты деятельности, творческий подход к работе, следует проявлять демократический стиль руководства. Напротив, для подчиненных со слабой дисциплиной или требующим постоянного контроля для эффективного выполнения работы, а также сотрудникам, задача которых состоит в выполнении определенных планов, а не достижении результатов, подойдет авторитарный стиль.

На фоне двух предыдущих стилей, можно судить о том, что либеральный стиль необходим лишь в тех случаях, когда речь идет о сотрудниках, не терпящих над собой постоянного контроля, для продуктивной работы которым необходима свобода действий. Необходимо также помнить, что такие факторы как, например, внешняя среда или менталитет собственников предприятия также оказывают влияние на формирование стиля руководства. Таким образом, на основе проделанной работы можно утверждать, что нельзя выработать единого универсального стиля управления.

Каждая организация и ее коллектив должны рассматриваться индивидуально. Руководителю необходимо понимать психологию своих подчиненных, их интересы, мотивы, манеры поведения, характер и темперамент, ситуацию на рынке, чтобы выстроить необходимую модель поведения и стиль руководства. Успешное выполнение данных требований повлечет за собой правильный выбор стиля управления в организации, что положительно скажется на успешности и конкурентоспособности предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ