Файл: Выбор стиля руководства в организации(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Функционирование предприятия зависит от эффективной управленческой деятельности, поэтому роль руководителя в организации чрезвычайно важна. Умение и желание руководства создать благоприятный социально-психологический климат в коллективе, применить нужные управленческие методы, решать конфликтные ситуации - все это зависит от выбранного стиля руководства и влияет на результативность работы предприятия.

Вопрос о методах и стилях управления в организациях довольно актуален на сегодняшний день, так как мы живем в демократическом обществе с рыночной экономикой, где конкуренция составляет основу выживания и развития для компаний.

От стиля управления, установленном в организации, напрямую зависят слаженность и результаты работы коллектива, которые в свое время о определяет конкурентоспособность предприятия.

Широкий круг вопросов, связанных с определением природы лидерства, стилей и методов руководства рассмотрены в работах отечественных и зарубежных ученых.

Среди них работы таких исследователей как Р.Блейк, В. Гладунский, А. Гончаров, А. Донченко, К. Левин, Д. МакГрегор, в которых ученые раскрывают сущность понятие "стиль руководства", виды стилей руководства, подходы к их выбору.

Е. Кузьмин, И. Волков, Ю. Емельянов рассматривают пять стилей руководства: дистанционный, контактный, целевозлагающий, делегирующий, проблемно-организующий. В то же время все ученые подчеркивают, что ни один из стилей руководства не может гарантировать достижение необходимого результата управленческой деятельности.

Целью работы является анализ стилей и методов руководства в системе управления предприятием.

Для достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи:

    • изучить особенности категории управления;
    • рассмотреть сущность и роль стилей управления в управленческой деятельности;
    • проанализировать стили управления: их преимущества и недостатки;
    • выделить виды и провести характеристику методов управления.

Объектом исследования является цели и методы управления.

Предметом исследования: особенности целей и методов управления.


РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Особенности категории управления

В последние годы в РФ широко используются термины "управление" и "менеджмент".

Управление - это целенаправленное воздействие на объект с целью изменить его состояние или поведение в связи с изменением обстоятельств. Управлять (управления) можно автомобилем, конвейером, технологии и тому подобное.

Составляющим элементом бизнеса управления является менеджмент, под которым понимают целенаправленное воздействие на коллектив работников или отдельных исполнителей для выполнения поставленных задач и достижения определенной цели.

Термин "менеджмент" происходит из английского языка и означает "управлять, управлять, стоять во главе, заведовать, быть способным справиться с чем-то, какой-то проблемой".

Французский экономист Бернар Гурней отмечает, что управление является отрасль общественных наук, которая описывает и объясняет структуры и деятельность органов, составляющих аппарат государства и общественных коллективов и подчинены государственной власти.

Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка, впервые изданный еще в 1933 году., дает такие толкования: Менеджмент - это способ и манера общения с людьми (работниками). Менеджмент - это власть и искусство управления. Менеджмент - это умение и административные навыки организовать эффективную работу аппарата управления (служб работников). Менеджмент - это органы управления, административные единицы, службы и подразделения [6, c. 105].

Из функциональных позиций менеджмент - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формирования и достижения целей организации.

К основным категориям менеджмента следует отнести понятие организации процесса и функций управления, уровней управления, методов менеджмента, стилей руководства (лидерства), управление коллективом (группой), коммуникаций и тому подобное. Объем управленческого труда, особенно в крупных организациях, значительный и требует распределения.

Менеджер - это руководитель рыночной ориентации, который хорошо ориентируется в рыночных отношениях.

То есть это не любой руководитель, а только тот, кто своевременно реагирует на конъюнктуру и динамику спроса и предложения, умело перестраивает производство (деятельность) с учетом требований рынка.


Как известно, кроме менеджера в рыночной экономике важную роль играет вторая ключевая фигура - предприниматель. Предприятие по своей сути является основным механизмом осуществления структурных изменений в экономике, обеспечение экономического роста, формирования новых предприятий.

Предприниматель - это человек такого типа, который готов идти на риск, новаторство, приумножение богатства; регулирующей процесс создания чего-то нового, что имеет ценность; которая принимает на себя финансовую, моральную т а социальную ответственность, получая денежный доход и личное удовлетворение достигнутым.

Можно выделить основные различия между менеджером и предпринимателем на основе следующих признаков:

1. Стратегическая ориентация. Менеджер ориентирован на выполнение плана и достижения эффективности использования тех ресурсов, которые есть в его распоряжении, а предприниматель - на поиск новых возможностей.

2. Осуществление задуманного. Менеджер принимает решения и стремится его выполнить, а предприниматель - рискует и может менять идею, которая оказалась не жизнеспособной.

3. Привлечение ресурсов. Менеджер привлекает ресурсы с целью обеспечения работы подразделений, а предприниматель - для достижения поставленной цели. Поэтому менеджер заинтересован в накоплении фондов, а предприниматель обнаруживает гибкость, риск и использует аренду, кредит и т.д.

4. Организационная структура. Менеджер применяет ту организационную структуру управления, которая сложилась и имеет иерархическую природу, а предприниматель предпочитает горизонтальным организационным структурам, опирающихся на неформальные связи.

В определенной степени роли менеджера и предпринимателя могут пересекаться.

Так, предприниматель, который начал новое предприятие, в конце концов может его возглавить, то есть стать менеджером. В свою очередь, менеджер может открыть свое дело и стать предпринимателем. Однако их роли могут совпадать временно. Объективность процессов управления требует разделения управленческого труда.

При этом следует выделить горизонтальное разделение назначения конкретных менеджеров для руководства подразделениями и вертикальное (координация управленческой работы). Именно вертикальное разделение ведет к созданию уровней управления.

1.2. Организация управленческой деятельности


Управление как процесс должно быть нацеленным на сохранение и целевое использование ресурсов, осуществление контроля за работой исполнителей по выполнению программы, бизнес-плана и хозяйственных операций технологического процесса предпринимательской деятельности [1, с. 35].

Рассматривая вопросы организации управления предприятием, следует помнить, что основными компонентами управленческой системы являются:

1) субъект управления, то есть источник руководящего влияния, тот, кто осуществляет управление, выполняет функции руководства и воздействия на объект с целью приведения его в новый, желанный для субъекта состояние;

2) объект управления, то есть то, что функционирует под руководящим влиянием, на что направлено это воздействие субъекта;

3) руководящее влияние, то есть комплекс целенаправленных и организующих команд, средств, приемов и методов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект и достигаются реальные изменения в его состоянии;

4) обратные связи, то есть информация для субъекта о результативности руководящего влияния и изменения в объекте [6].

Вместе с тем, решение вопросов организации управления предприятием во многом зависит от субъективных и объективных факторов:

- субъективные: личностные особенности руководителя предприятия, уровень его образованности, опыта и профессионализма;

- объективные: степень «исчерпанности» потенциала всех имеющихся ресурсов у предприятия, уровень и перспективы его деловой активности, экономическая политика государства, мировые тенденции и др. [3, с. 255].

Для успешного функционирования, предприятию нужна эффективная организация управления. В связи с этим оно вынуждено постоянно находить имеющиеся резервы развития, находить новые рынки сбыта своей продукции, а также постоянно работать над разработкой и внедрением различных инноваций, которые смогут обеспечить выживание предприятия в условиях все более острой конкурентной борьбы. И наряду с этим - искать новые, более эффективные методы хозяйствования.

Методы управления на предприятии - это способы воздействия на отдельных работников и трудовой коллектив в целом, необходимые для достижения целей предприятия. Поскольку методы управления направлены на людей, то основой классификации этих методов является внутреннее содержание мотивов, которыми руководствуется человек в процессе производственной деятельности. По содержанию эти мотивы делятся на экономические, социальные и принудительные. Соответственно за влиянием различают экономические, социально-психологические и административно-правовые (организационные) методы управления [4, с. 305].


К наиболее типичным проблемам, которые могут значительно усложнить организацию управления предприятиями РФ, относятся:

- рост уровня неопределенности внешней среды;

- необходимость социализации управленческой деятельности;

- рост объемов и обогащение содержания информационного обеспечения управления предприятия;

- усложнение содержания и функций управления;

- размытость сфер ответственности у исполнителей;

- наличие конфликтов интересов на предприятии;

- необходимостью повышения результативности и эффективности деятельности как конечной цели управления [2-5].

Как средство повышения результативности организации управления предприятием является внедрение процессного подхода, который предусматривает разграничение деятельности предприятия в целом и управленческой деятельности в частности на взаимосвязанные бизнес-процессы.

Это позволяет минимизировать риски, связанные с неопределенностью внешней среды, и вместе с тем максимизировать имеющийся внутренний потенциал. Вместе с тем подтверждается необходимость рассмотрения организации управленческой деятельности предприятия как процесса упорядочения элементов управления (подразделения и управленческий персонал), связей между ними путем создания статических управленческих структур и упорядочения динамических процессов управления путем регламентации информационных потоков и взаимодействий между элементами управления, носят системный характер.

Следовательно, в современных условиях основным средством поддержания высоких темпов развития и достижения необходимого уровня доходности субъектами хозяйствования становится постоянное внедрение ими наилучших достижений в области организации управления. Внедрение эффективных, инновационных методов управления является одним из главных факторов выживания отечественных предприятий в условиях жестокой конкурентной борьбы.

Именно поэтому предприятиям в РФ следует уделять больше внимания изучению вопросов сущности и составляющих собственного управленческого потенциала.

К тому же, успешную организацию управления в современных условиях следует рассматривать как условие обеспечения высокого уровня конкурентоспособности предприятия, а следовательно собственно его существования.

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ И СТИЛИ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ.