Файл: Выбор стиля руководства в организации(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Стили управления и их влияние на эффективность управления

На протяжении всей истории развития менеджмента ведутся споры вокруг определения сути и природы руководства и лидерства. В трудах зарубежных ученых нет дифференциации понятий «лидер» и «руководитель».

Американские теоретики менеджмента придерживаются мнения, что каждый руководитель уже есть лидером. В идеале так должно быть, для этого существует соответствующая система обучения для руководителей. В теории менеджмента эти два понятия обоснованно различают.

Большинство людей не замечают различий между понятиями "лидерство", "руководство" и "власть" и считают, что, находясь на руководящей должности, менеджер автоматически имеет власть над подчиненными и является лидером коллектива. Формально это так, но на практике соотношение этих трех составных частей управленческого воздействия чрезвычайно разнообразна, поскольку оно формируется под влиянием многих факторов, к которым относятся тип организации, ее масштабы, направление деятельности, место в иерархии управления, личностные черты руководителя и прочее.

Власть - это возможность реально повлиять на поведение других людей, то есть власть – это орудие воздействия. Страх, вознаграждение, традиции, харизма, убеждения и участие в руководстве есть инструментами, которые руководитель использует для влияния на работников, апеллируя при этом к их потребностей. Чем больше зависимость подчиненных от руководителя, тем больше власть руководителя над подчиненными [1, 2].

Вопрос о сущности лидерства интересовало многих исследователей. Несмотря на определенные различия в взглядах, ученые все же склоняются к мнению, что лидерство - это способность благодаря личным качествам влиять на поведение отдельных лиц и групп работников с целью сосредоточения их усилий на достижения целей организации [1]. Лидерство - некоторый неуловимый феномен групповой динамики, отражает желание коллектива под руководством лидера эффективно, реализуя творческие силы каждого, объединить усилия для достижения общих для всей группы целей и задач [7].

Руководство - это вид управленческой деятельности, на основе власти обеспечивает выполнение функций менеджмента, формирование методов менеджмента и их трансформацию в управленческие решение путем использования коммуникаций [1]. Руководство в системе менеджмента является объединяющей функцией, которая пронизывает все управленческие процессы в организации. [2]


Анализ управленческой деятельности позволяет сделать вывод о том, что одним из решающих условий успеха руководителя является необходимость обеспечения его влияния на своих подчиненных с целью полной их самореализации в профессиональной сфере. Заметим, что эффективный руководитель выполняет эту работу в процессе реализации трех основных ролевых функций: как высококвалифицированного специалиста, умелого организатора совместной трудовой деятельности, грамотного практического психолога и воспитателя подчиненных.

Главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер.

Понятие «стиль» происходит от лат. stilus, здесь - орудие для письма в древности и определяется как относительно устойчивая совокупность характерных и повторяющихся черт человека, которые проявляются в ее мышлении, поведении, общении [16, с. 328], то есть это совокупность индивидуальных средств и методов, использует человек в своей деятельности.

Рассмотрим определения стиля управления учеными.

За Н. Коломинским [12], стиль руководства - это система методов, приемов, средств, которые преобладают в управленческой деятельности руководителя, а также особенности их применения, обусловленные личностью руководителя.

В. Спивак [12] дает свое понимание стиля: стиль руководства - это особенности реализации руководителем властно-распорядительных функций, отражают восприятие им подчиненных и уровень его личной культуры.

В. Шепель [12] объясняет стиль работы руководителя как своеобразный стереотип умственных проявлений и реальных поступков, присущих данной личности. Стиль работы руководителя является наглядным проявлением тех принципов, форм и методов реализации управленческих задач, благодаря которым наглядно демонстрируются его личностно-деловые качества.

Л. Кравченко [10, с. 24] понимает стиль как гибкое поведение руководителя, основанный на самоорганизации и самоуправлении и является ориентировочным на достижения целей организации в целом.

Стиль руководства – индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. При этом менеджер должен учитывать множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости от которых стиль получает свое конкретное содержание.

Работа менеджера представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек – человек». Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства фирмой. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать управленческую деятельность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение в пространстве и времени зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.


Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль – это система постоянно применяемых методов руководства. Как видим, стиль, и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными субъективно-психологическими характеристиками.

Каждому из сложившихся методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих конкретными качествами. Кроме того, метод управления более подвижен и чувствителен к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства. Единство методов и стиля руководства состоит в том, что стиль служит формой реализации метода.

Менеджер с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать различные методы управления (экономические, организационно-административные, социально-психологические).

Таким образом, стиль руководства – явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью. Регламентируется стиль личными качествами менеджера. В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так не существует и двух менеджеров с одинаковым стилем руководства.

При этом следует иметь в виду, что не существует некоего «идеального» стиля руководства, пригодного для всех случаев жизни. Применяемые менеджером стиль или симбиоз стилей зависят не столько от личности менеджера, сколько от соответствующей ситуации (ситуативное положение). «Правильный» стиль руководства не может быть определен заранее, поскольку жизненные управленческие ситуации не стандартны, а качества личности менеджера и подчиненных имеют свойство изменяться адекватно изменениям управляемой среды. Выбор стиля руководства во многом зависит от того, какую задачу ставит перед собой менеджер:

— управлять – руководитель дает точные указания подчиненным и добросовестно следит за выполнением его заданий;

— направлять – менеджер управляет и наблюдает за выполнением заданий, но обсуждает решения с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу;


— поддерживать – менеджер оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений;

— делегировать полномочия – менеджер передает часть своих полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия.

Стиль управления – это совокупность приемов, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Эффективность того или иного стиля определяется тем, насколько он помогает воздействовать на сотрудников с целью решения существующей в данный момент времени задачи. Необходимо быть цельным. Люди должны знать, что можно ожидать от руководителя. Отдав однажды предпочтение какой-то личности, или поставив определенную задачу, он обязан с уважением отнестись к своему решению.

Хороший пример для подражания – отличный исполнитель. Он делает свою работу настолько хорошо, что у людей, с которыми он работает, не возникает в этом ни малейшего сомнения. Он с достоинством относится и к занимаемому им посту, и к выполняемой работе, и к стоящим перед ним целям. Он не умаляет значения своего положения, выполняемой работы и целей, которых хочет достичь. Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, элементов, моделей, стилей руководства, присущи только ей, при этом связанные с управлением. Поведением одного из основных и наиболее сложных субъектов управления – человека также строиться на определенной деятельности, внутренних убеждений, которые определяют его отношение к действительности.

Пристальное внимание уделяется разработке и практическому применению основных базовых положений управленческой деятельности, соотнесенных с особенностями социальных взаимодействий отдельных личностей. При этом значимость придается обеспечению эффективности управленческой деятельности: подготовке и принятию решений, их научной обоснованности, их практической реализации, контроля за их выполнением.

Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать проблемы.

Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей производства вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства. Даже самый опытный руководитель, прекрасно владеющий теорией управления, не застрахован от неразумной, эмоциональной реакции на ситуацию. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем.


Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, - в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой.

Руководство организацией является существенным компонентом эффективности ее управления. В процессе развития объекта и субъекта управления понимания понятия "руководство" существенно меняется. Результатом этих изменений является новая философия менеджмента, в центре которой находится согласие и взаимопонимание, а не отношения господства и подчинения.

По этой концепции к основным факторам руководства современной организацией можно отнести следующие: поддержка подчиненных, направленная на воспитание у них чувства собственного достоинства; гармонизация эффективных связей между персоналом фирмы; акцент на достижении групповой цели, совершенства в работе; содействие эффективной работе коллектива с помощью различных программ, координации и планирования; обеспечение необходимыми ресурсами.

Следует заметить, что эффективный менеджер это тот, кто дает своим подчиненным чувство силы, вместо слабости, позволяет сотрудникам чувствовать ответственность за свое поведение, властвует и контролирует над ними [4]

Исходя из вышесказанного, стиль руководства - это привычная манера отношений руководителя с подчиненными, степень усилий, которые он прилагает, чтобы повлиять на них, побудить их к достижению целей организации, степень делегирования полномочий, типы власти, которые он использует, и его отношение к производственным задачам и человеческих отношений в коллективе [1].

Большинство классификаций стилей руководства в качестве основы принимают две базовых модели управления: автократический стиль (директивы, задания) и демократический стиль (взаимодействие, участие).

Автократический стиль - это стиль, который имеет свои истоки в теории "Х" МакГрегора и основан на предположении, что среднестатистический человек имеет шаткое отношение к работе, как правило, уклоняется от обязанностей и ответственности, стремится свести к минимуму усилия, не является самодостаточным и творческим. Этот стиль руководства характеризуется отсутствием доверия, руководитель не интересуется мнением сотрудников, сам определяет задачи, методы их реализации, не позволяет членам группы участвовать в процессе принятия решений, поскольку он не ожидает от них каких-либо творческих идей. Все команды выдаются без объяснения, требуется абсолютный послушание, а в случаях непокорности - применяется штраф. Исследования в области социальной психологии показывают, что в группах под авторитарным руководством производительность труда достаточно высока, а также срок выполнения задач короткий [5].