Файл: «Состав правонарушения».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По гражданскому и административному праву субъектом правонарушения может быть юридическое лицо. Предприятия, организации, учреждения могут быть привлечены к ответственности за нарушение правил строительства, правил охраны труда и др. Субъектами правонарушения могут быть органы радиовещания и другие СМИ, распространившие о ком-либо неверные сведения.

Согласно уголовному праву Российской Федерации субъектом преступления может являться только физическое лицо. Юридическое лицо уголовной ответственности не несёт. Следует отметить, что законодательство некоторых стран (к примеру, Франция, Соединённые Штаты Америки) допускает уголовную ответственность и юридических лиц.

Деликтоспособность юридических лиц наступает, как правило, с момента их учреждения и регистрации.

2.4 Субъективная сторона правонарушения

Субъективная сторона правонарушения поясняет моральное отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям, направленность воли правонарушителя.

Субъективную сторону правонарушения составляют: вина, мотив, цель.

На сегодняшний день, более распространённой является психологическая теория вины. Согласно данной теории вина – есть характеристика психического отношения лица к совершённому деянию. [25, c. 83]

Вина, в роли психического отношения лица к совершенному правонарушению, имеет различные формы. Она бывает умышленная и неосторожная. Умысел может быть прямым или косвенным. Неосторожная вина, в свою очередь, делится на легкомыслие и небрежность. Именно субъективная сторона правонарушения позволяет различить правонарушение и казус (случай). Казус — это факт, который возникает не в связи с волей и желанием лица. Казус может являться как последствием воздействия природных явлений (ураган, пожар), так и результатом действий других лиц, и даже следствием действий формального причинителя вреда, которые лицо не осознавало, либо не предвидело возможные их последствия. Казус — это всегда невиновное причинение вреда, хотя по определённым формальным признакам случай сходен с правонарушением. Будучи лишен вины (умышленной или неосторожной), он не влечет ответственности лица, в отношении которого рассматривается.

Различное взаимоотношение сознания и воли лица при совершении правонарушения лежит в основе деления вины на формы, а в пределах одной и той же формы на виды. [22, c. 7]

Обычно выделяют такие формы вины, как умысел и неосторожность. Умысел – это форма вины, при которой правонарушитель сознавал противоправный характер своего деяния, предвидел его вредные последствия и желал или сознательно допускал их наступление. В случае прямого умысла лицо осознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало наступления этих последствий. В случае косвенного умысла, лицо понимало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и сознательно допускало наступление этих последствий.


Аналогичные по смыслу понятия умышленной вины закреплены в ст.25 Уголовного кодекса Российской Федерации и ч.1 ст. 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, отличие прямого от косвенного умысла содержится в разном характере предвидения вредных последствий. Когда усматривается прямой умысел, то характерно предвидение неминуемости наступления вредных последствий в результате совершенного действия (бездействия), а для косвенного – предвидение лишь возможного наступления этих последствий. В случае прямого умысла, действия лица сознательно стремятся к причинению вреда, что значит, что именно вредные последствия – есть конечная цель его противоправного поведения. В случае косвенного умысла, вредные последствия не являются ни целью действий лица, ни способом достижения цели, ни стадией на пути к ней.

Неосторожность – форма вины, при которой правонарушитель предвидел возможность наступления вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывал на их исключение, либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хоть и должен был и мог их предвидеть. Неосторожность как форма вины может быть двух видов:

  1. Самонадеянность (легкомыслие), когда субъект предвидит общественно опасные последствия своего деяния, но легкомысленно надеется на возможность избежать их.

К примеру, когда таксист работает на непригодном к эксплуатации автомобиле, легкомысленно надеясь не стать виновником дорожно-транспортного происшествия, но оно всё-таки происходит. В таком случае вина проявляется в форме легкомыслия. Извозчик предвидел возможность совершения правонарушения, так как знал, что управляет неисправным автомобилем, но самонадеянно рассчитывал на то, что не попадёт в дорожно-транспортное происшествие (предотвратит правонарушение);

  1. Небрежность, выражается в том случае, если субъект не предвидел общественно вредных последствий своих деяний, но мог и должен был их предвидеть.

К примеру, небрежность в поведении таксиста проявится в том случае, если перед началом смены он не удостоверился в технической исправности автомобиля, транспорт же оказался неисправным, и вследствие этого произошло дорожно-транспортное происшествие. Субъект не предвидел варианта наступления вредных последствий, однако мог и должен был их предвидеть. Для того, что бы исключить дорожно-транспортное происшествие, он должен был отнестись к своим обязанностям со всей ответственностью: удостовериться в технической исправности автомобиля до начала смены и принять меры к устранению обнаруженных неисправностей.


Умысел – это самая распространенная и представляющая наибольшую опасность форма вины. Это обусловливаться тем, что умышленное деяние, намеренное на причинение вреда общественным отношениям, которые охраняются законом, создаёт более значительную возможность реального причинения этого вреда, чем неосторожное действие. Субъект правонарушения, в таком случае, представляет собой большую опасность, так как в умысле максимально проявляется негативное отношение лица, совершившего правонарушение, к основным ценностям современного общества.

Субъективная сторона правонарушения характеризует сознательно-волевые признаки правонарушения. Мотивами являются побудительные причины, которым следовал правонарушитель (к примеру: зависть, чувство мести, жадность, хулиганские побуждения, неприязненное отношение и другие), а целями – мысленные модели тех результатов, которых желает добиться правонарушитель при совершении деяния. [20, c. 489] Во времени цель возникает, обычно, позже мотива. Мотив определяет степень моральной испорченности личности, вследствие чего формирует ментальное отношение правонарушителя к своему деянию.

Эмоции, как правило, не включают в субъективную сторону правонарушения, объясняя это тем, что роль эмоций при совершении деяния ограничена их воздействием на создание поводов или мотивов совершения правонарушений. Характер эмоций даёт возможность глубже понять мотивы, а тем самым и конкретное содержание умысла субъекта. [22, c. 4] Только в определённых случаях эмоциональная сторона деяния, характер эмоций применяют для построения составов со смягчающими вину обстоятельствами. К примеру, ст. 107 Уголовного кодекса Российской Федерации гласит: «Убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего…».

Мотивы и цели учитываются при квалификации правонарушений, а также при определении мер наказания.

Факультативные признаки – мотив, цель и эмоции будут обязательными только при условии того, что законодатель определяет их в таком качестве в конструкции данного состава преступления, их наличие может оказать влияние на квалификацию, либо на назначение наказания. К примеру, ч.1. ст.325 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет, что «…похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов, штампов или печатей, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности…». Законодатель точно определил в диспозиции статьи на обязательный признак – мотив данного деяния, то есть наличие корысти или личной заинтересованности. Так же в ст.317 Уголовного кодекса Российской Федерации «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность…». Субъективная сторона данного преступления определяется умышленной формой вины, а также в наличии факультативных признаков, так как целью является воспрепятствование законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а мотивом будет месть за такую деятельность. Эмоции, выражающие отношение к уже совершенному деянию (удовлетворение или раскаяние, страх перед наказанием и т.п.) не могут являться признаком субъективной стороны.


Для того, что бы признать противоправное деяние правонарушением, необходимо установить только вину. Из этого правила имеются исключения. Таким образом, в гражданском праве ответственность может возникнуть и при отсутствии вины. В соответствии со ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Следовательно, правило о вине как об условии ответственности является диспозитивным. Закон или договор может определить, что ответственность лица, если оно нарушило обязательство, может наступить независимо от его вины. Таким образом, вина в гражданском праве рассматривается не в качестве субъективного, психического отношения субъекта к своему деянию, а как отсутствие принятия объективно возможных мер по устранению или недопущению негативных результатов своих действий, определённых обстоятельствами конкретной ситуации.

Ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет правило, в соответствии с которым лицо, нарушившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несёт ответственность перед потерпевшими лицами вне зависимости от своей вины. Эта норма довольно оправданна, так как предпринимательская деятельность осуществляется с целью получения прибыли и логично, что риск негативных последствий этой деятельности обязан брать на себя сам предприниматель.

В то же время, уголовное право Российской Федерации исключает возможность объективного вменения, то есть привлечение к ответственности без вины. В статье 5 Уголовного кодекса Российской Федерации определено, что «лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина», а «объективное вменение ... не допускается».

Выводы по главе 2

Исходя из приведённого выше, а так же из целей работы, приходим к выводу, что:

1. Юридический состав правонарушения образуют четыре элемента, взаимно связанных между собой: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

2. Объект правонарушения – есть область  общественных отношений, регулируемых и охраняемых правом, в которой произошло деяние и которой причинён ущерб  субъектом.


Объект правонарушения может быть общим, родовым или непосредственным. Наличие объекта обязательно для любого правонарушения, так как не может существовать такого противоправного деяния, которое ни на что бы не посягало.

3. Объективная сторона правонарушения – это внешнее проявление противоправного деяния. Объективную сторону этого деяния определяют действие (бездействие) лица, вред для отдельных членов общества или общества в целом, причинная связь между поведением правонарушителя и наступившим вредом, а также обстановка, время, место и т. д. совершения правонарушения. Все правонарушения отличаются друг от друга главным образом, своей объективной стороной, а это значит, что именно объективная сторона характеризует конкретные разновидности правонарушения как определенное общественно опасное деяние.

4. Субъектом правонарушения может являться как физическое, так и юридическое лицо. Необходимый признак субъекта правонарушения – это дееспособность и деликтоспособность лица, а также вменяемость (для физического лица). Субъект может быть общим или специальным. Субъектом преступления может быть исключительно физическое лицо. Юридическое лицо уголовной ответственности не несёт.

5. Субъективная сторона правонарушения определяет психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям, а так же направленность воли правонарушителя.

Вина как психическое отношение лица к совершенному правонарушению может иметь разные формы. Она бывает умышленной или неосторожной. Умысел может быть прямым или косвенным. Неосторожная вина, в свою очередь, делится на легкомыслие и небрежность. Факультативные признаки субъективной стороны правонарушения – это мотив, цель и эмоции. Они имеют место в том случае, когда они прямо отражены в диспозиции правовой нормы (статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Субъективная сторона правонарушения отражает внутреннюю сущность правонарушения.

6. Элементы юридического состава правонарушения в совокупности – есть необходимое и достаточное условие объективного и субъективного характера для квалификации противоправного деяния в качестве преступления, а также для отграничения правонарушения от других деяний, для более конкретного и подробного описания сути правонарушения.

3 Анализ юридического состава правонарушения (на примере преступления, предусмотренного ч.1 ст.158 Уголовного кодекса Российской Федерации)