Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Финансы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В настоящее время эта тема является наиболее актуальной, в связи с тем, что происходит снижение удельного веса доходов бюджета от прямых налогов. Этот процесс закономерен, поскольку отражает происходящие в экономике процессы. История трансформации прямых налогов свидетельствует о том, что они, в том или ином виде, всегда занимали важное место в налоговой системе России. Налогообложение традиционно занимало особое внимание экономистов и финансистов.

Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса.

Объектом исследования настоящей курсовой работы являются прямые налоги в Российской Федерации.

Предметом исследования являются прямые налоги и их место в налоговой системе Российской Федерации.

Целью курсовой работы является исследование прямых налогов и их места в налоговой системе Российской Федерации.

В связи с этим, в работе ставятся следующие задачи:

  1. Изучить историю возникновения прямых налогов.
  2. Определить сущность и виды прямых налогов.
  3. Выявить место прямых налогов в налоговой системе Российской Федерации.

Чтобы достичь основной цели курсовой работы, были исследованы труды ученых-финансистов, официальные статистические данные и налоговое законодательство Российской Федерации.

Несмотря на то, что действующий налоговый кодекс РФ не классифицирует налоги Российской Федерации на прямые и косвенные, литература по этой теме содержит массу информации: историю возникновения понятий прямых и косвенных налогов, их различия, определения и описания.

Понимание места прямых налогов в налоговой системе Российской Федерации можно поэтапно исследовав историю возникновения налогов и появления налоговой системы. А также проанализировав современное место прямых налогов в налоговой системе Российской Федерации.


Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ

История возникновения налогов

История появления налогов уходит своими корнями в глубь веков, а сама история появления и развития налогообложения насчитывает тысячелетия. Первые налоги возникли с разделением общества на классы и появлением государства. Налог был необходимым элементом в появлении и развитии государства и разделения общества на классы. В то время, когда зарождающиеся государственные механизмы первобытного общества нуждались в финансировании, необходимым звеном выступил налог.

В первоначальном виде, налоги не являлись системными платежами и взимались, как правило, в натуральной форме. Налоги уплачивались продовольствием, фуражом, снаряжением для армии, а также в виде барщины. С момента появления первых денежных единиц и с развитием товарно-денежных отношений налоги стали всё чаще принимать денежную форму.

Первой налоговой системой мира считается налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства, налоги использовались исключительно для финансирования военных действий. Уже в те времена граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении – откуда появились первые декларации о доходах[1].

Первый период развития налогообложения включает в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков. Отличительными особенностями этого периода является неразвитость, отсутствие налоговой системы и случайный характер налогов. К обязательным платежам древнего мира относились так называемые квазиналоги, а также другие источники государственных доходов, такие как: домены (доходы от государственного имущества), военная добыча, регалии (некоторые виды деятельности или отрасли производства, изъятые в пользу государства).

Первые реальные прямые налоги были введены во время правления императора Диоклетиана, 284-305 гг. до н.э. Эти налоги обычно считались символами угнетения и исчезли с падением Римской империи.

Греция и Рим взимали налоги с богатства, но некоторые элитные группы были освобождены от этого бремени, в результате чего облагался налогом больше средний класс. После проведения налоговой реформы в Риме появились такие виды налогов, как[2]:


- налог на рабов;

- налог на недвижимость;

- налог на скот;

- налог с оборота.

Налогообложение значительно увеличилось по мере расширения империй и становлением структуры цивилизаций.

Греки, египтяне и римляне также применяли налоговую политику, которую они использовали для финансирования централизованных правительств. Греки взимали несколько видов налогов, которые все еще применяются во многих развитых странах, включая налоги на имущество и товары. В отличие от раннего греческого налогообложения, римская политика начала сильно влиять на своих граждан, поскольку власть и коррупция центрального правительства империи росли.

Чрезмерная налоговая нагрузка на римских граждан в течение 4 и 5 веков была главной причиной возможного экономического краха нации.

В древней Руси основными видами налогообложения были натуральные сборы и повинности. Такие налоги главным образом шли на содержание князя, его окружения и на проведение различных военных мероприятий. В это время появилось много различных личных повинностей населения. Одним из основных сборов в то время была дань, которая из военной контрибуции стала обязательным платежом. Доходы от этих сборов шли на содержание князя. В то время налоги, в том числе и дань, платили в натуральной форме. Однако, с появлением денег, сборы стали приобретать смешанный характер, а затем, по мере развития товарно-денежных отношений все больший приоритет отдавался сборам в денежной форме.

Однако, раннее налогообложение не ограничивалось европейскими и средиземноморскими цивилизациями, древние китайские общества также взимали налоги с своих граждан. Китай установил форму налога на имущество около 600 г. до н.э., который требовал 10% обрабатываемых земель передавать в пользу центральному правительству. Вся продукция, произведенная из выделенной части земли, принималась как налог.

Во время средневековой феодальной системы (в период с 5 по 15 века) был принят принцип, согласно которому каждый, независимо от статуса, должен государству либо в форме военной службы, либо труда. Например, в 1304 году феодальный сбор был введен во Франции, в соответствии с законом, дворянин мог отправить вооруженных рыцарей на службу короля вместо налога[3].

С развитием концепции частной собственности и дифференциации между экономическими классами, этот налог был заменен общим налогом на имущество.

В конце средневековья существовали налоги на потребление. Которые получили большое распространение, как важный источник доходов для правительств. В течение этого времени налог на потребление принял форму прямых и косвенных налогов. Прямые налоги взимались в виде налогов на торговлю и промышленность, а косвенные налоги взимались в виде акцизов. В то время налоги на доходы людей не существовали как налоговая база для правительств.


В 1415 году в Италии доходы богатых торговцев были впервые обложены подоходным налогом. В некотором смысле, средневековая Италия была первой из стран, кто перешел от налога на имущество к подоходному налогу.

В период с 1790 по 1793 год появилось налогообложение внутренней и внешней торговли. На потребительские товары взимались налоги на потребление, например, на некоторые продукты, напитки, уголь, свечи, мыло, производственные материалы, шелк, шерсть, кожи и шляпы. В Англии роскошь и предметы удовольствия, такие как парики, модные товары, табачные и игровые карты также облагались налогом.

Французская революция и наполеоновские войны (1793-1815) привели к первому налогу на доходы в современном виде в Англии и других европейских странах. Эти подоходные налоги носили временный характер и были отменены после окончания Наполеоновские войны.

До 18 века все представления о налогах носили случайный и бессистемный характер, то в 18 веке начинают формироваться основные общенаучные теории о налогообложении.

В 19 веке подоходные налоги стали все более актуальными для государств. Прямой налог относится к доходам, которые непосредственно поступают в бюджет, а налоги являются материальным фундаментом государства. Изучая их, мы видим процессы эволюции государств и их налоговых систем. Мы можем исследовать эволюцию ключевых категорий, которые мы часто считаем само собой разумеющимися - государство, экономика и государственная налоговая система.

Не останавливаясь подробно на истории развития налогов, уходящей в глубину веков, отметим основы появления прямых налогов в России

    1. История развития налогообложения в России

Первым прямым налогом древней Руси была дань. В период татаро-монгольского нашествия, на русские княжества была наложена дань, которая фактически представляла собой прямой денежный налог. Этот факт истории кардинально повлиял на формирование налоговой системы в России.

После избавления от татарского-монгольского ига, освобождения населения древней Руси от налогов не произошло. Этот сбор впоследствии стал взиматься в пользу московского князя. К тому же, после избавления от татарского-монгольского ига, стали появляться новые виды налогов и сборов, на основе дани, налогами пробовали облагать сословия, подлежащие уплате подати, на основах всеобщности, а также с учетом податной способности и постепенно в налоговой системе начали выделяться прямые и косвенные налоги. Начала зарождаться целая система налогов, финансовый механизм, который разделял общество на сословия[4].


В процессе развития системы налогов, в семнадцатом веке, множество прямых налогов были отменены, а некоторые налоги были конвертированы в подворную и стрелецкую подати. Началось подворное обложение сборами. Такие изменения серьезно повлияли на функции контроля за взиманием налогов, это привело к упрощению финансового и налогового администрирования.

Отдельное внимание следует уделить структуре налоговых доходов российской казны в восемнадцатом веке. Этот период истории интересен тем, что в общем объеме налоговых доходов непропорционально большую часть занимали косвенные налоги. Это происходило, прежде всего, в связи с большими военными расходами российского бюджета того времени.

Косвенные налоги того времени существовали в виде сборов (таможенных и кабацких), эти платежи обеспечивали казну государства более, чем на половину от всех поступающих доходов. Очень высокий удельный вес в структуре доходов казны имели сборы, названные чрезвычайными налогами. Взимались они в виде десятинной, пятинной деньги. Объем этих налогов в структуре доходов казны был довольно высок, фактически двадцать процентов доходов, поступающих в казну, были получены от чрезвычайных налогов[5].

Времена правления Петра Великого, заслуживающий внимания и, вместе с тем негативный период в истории российской налоговой системы.

Увеличение расходов казны в то время, компенсировалось невероятным повышением налогов. Появляются новые сборы.

Кроме того, были введены некоторые своеобразные налоги, например, такие как налог на бороды и другие виды сборов. Наряду с этим, стремительно возросли питейные налоги, подворное обложение и чрезвычайные налоги.

Тем не менее, все налоговые преобразования этого периода не смогли решить главной проблемы – они не смогли обеспечить казну большими стабильными доходами. Для решения этой проблемы требовался принципиально новый путь и такой путь был найден. В одна тысяча семьсот семнадцатом году было принято решение о замене огромного количества постоянных и временных прямых налогов одним - подушной податью. Историками достоверно не установлен инициатор данного решения. Тем не менее, установление нового налога в корне поменяло источники налоговых доходов государства. Взыскивать новый налог начали с одна тысяча семьсот двадцать четвертом году. Структура доходов казны в этом году представлена в таблице 1. В первый год внедрения подушной подати, она принесла государству более пятидесяти процентов всех доходов, а косвенные налоги, составляли четвертую часть в общем объеме налоговых поступлений, главным образом это были поступления таможенных платежей и питейных сборов.