Файл: Теоретическое исследование сущности корпоративной культуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Данная курсовая работа посвящена очень важной для современной организации теме – организационная (корпоративная) культура. Вопрос корпоративной культуры в компаниях на сегодняшний день актуален и его значимость будет увеличиваться по мере продвижения российских компаний на мировом рынке.

Тема курсовой работы - «Корпоративная культура в организации» была исследована с помощью написанных в последние годы учебников и учебных пособий российских авторов, таких как Алавердов А.Р. «Управление человеческими ресурсами организации», Блинов А.О. «Управленческое консультирование», Гудкова Т.В. «Особенности корпоративной культуры российских компаний», Козлова А.М. «Организационное поведение», Орехов С.А. «Корпоративный менеджмент» и так далее, что позволило исследовать тему курсовой работы «Корпоративная культура в организации» полностью.

Целью исследования данной курсовой работы является изучение корпоративной культуры в организации. Задача цели – помочь людям более продуктивно исполнять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение. Для выполнения данной задачи требуется выработать ценностные установки личности, организации, отношений и т.д. Здесь подразумеваются нормы, правила или стандарты в организационном поведении. Любое из этих значений должно оцениваться или самооцениваться по наиболее общественно прогрессивным меркам. Это довольно большая сфера исследований как для теоретической, так и для практической деятельности. Значимость изучения и применения таких норм, правил и стандартов несомненна.

Задачами темы выступают:

1. Теоретическое исследование сущности корпоративной культуры

2. Структура корпоративной культуры и анализ её влияния на деятельность (эффективность) организации

3. Процессы формирования и управления корпоративной культурой

Предметом исследования в данной курсовой работе является культура организации. Понятие культуры является одним из базовых в развитии человечества с самого его возникновения. Ему уделялось внимание уже на раннем этапе развития организационного поведения. Однако только в последнее время корпоративную культуру стали признавать основным показателем, нужным для правильного понимания организационного поведения. Разнообразие вариантов культурных ценностей могут оказывать существенное влияние на текучесть кадров в компании и на эффективность и продуктивность деятельности её работников.


Объектом исследования является организация. В её состав входят люди (персонал), оборудование, здания, деловые бумаги, инфраструктура. В любой организации существует диалог между людьми (они вступают в различные отношения – личные, управленческие, сотруднические и конфликтные, официальные и неофициальные, властные и дружеские и т.д.), носителями корпоративной культуры, с одной стороны, и культуры, оказывающей влияние на поведение отдельного человека, с другой.

Организация осуществляет свою деятельность, постоянно подвергаясь влиянию со стороны внешней среды, поэтому ей неизбежно приходится приспосабливаться к изменениям. Современная компания должна обеспечить своевременную и адекватную реакцию на различные воздействия внешней среды с целью дальнейшего благополучного развития этой самой организации, эффективно управлять функционированием и развитием многочисленных элементов и подсистем организации.

В настоящий момент происходит насыщение абсолютно всех рынков товарами в такой мере, что компаниям приходится буквально биться за покупателей. Это приводит к полному переосмыслению принципов и задач деятельности различных структур в рамках организации. Любая организация стоит перед насущной проблемой – создание собственного лица - определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов сотрудников, поддержания высокого реноме компании в деловом мире. Весь этот спектр задач во многом обеспечивается корпоративной культурой: тем, ради чего люди стали членами организации; тем, как строятся отношения между ними, какие принципы и методы выполнения работ используются в функционировании организации. Это обуславливает не только различие между организациями, но и определяет успех её деятельности и выживания в конкурентной борьбе.

Организация создаёт собственный облик, в основе которого лежит специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т.п. Это - система общепринятых в компании представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.

Корпоративная культура непосредственно взаимосвязана и взаимообусловлена с менеджментом. При этом управление не только соответствует культуре организации, сильно зависит от неё, но и оказывает значимое влияние на формирование и адаптацию корпоративной культуры к новой стратегии компании. Поэтому менеджеры должны уметь управлять культурой своей организации.


Корпоративная культура - это новая область знаний из серии управленческих наук. Она выделилась из также сравнительно новой области знаний – корпоративного управления, которое изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в управлении большими и сложными организациями.

Сплоченность персонала, в свою очередь, приведёт к улучшению показателей экономической эффективности функционирования организации в целом. А эффективность бизнес-процессов и получение прибыли для организации несомненно является важнейшим показателем. Очевидно, что влияние на эту эффективность самой корпоративной культуры, огромно.

О роли корпоративной культуры на современных предприятиях я и хотела бы поговорить в своей курсовой работе.

Глава 1. Теоретическое исследование сущности корпоративной культуры

Понятие и свойства корпоративной культуры

Впервые термин «корпоративная культура» был упомянут во второй половине XIX в. в печатных трудах немецкого фельдмаршала и военного теоретика Мольтке. Он использовал его, характеризуя отношения в офицерской среде. [3, c. 178]

Родоначальником научной теории о корпоративной культуре является основатель «Школы человеческих отношений» профессор Гарвардской школы бизнеса Э. Мэйо. По результатам консалтингового проекта для энергетической компании Western Electric (под руководством Мэйо) был сделан ряд выводов о необходимости «осмысленной жизни для индивидуума в компании», развития «чувства групповой сопричастности» на основе общих групповых ценностей. Они и послужили основой для дальнейших исследований потребностей и поведения работников с точки зрения культуры их организации. [1, c. 30]

Под культурой организации в общем виде понимается сложившаяся система ценностей, убеждений, традиций, социальных норм, образцов формальных и неформальных обычаев, особенностей поведения персонала, стиля руководства и т.п. Культура организации ярко проявляется в общественном имидже, фирменном подходе, стиле, обслуживании потребителей. [6, c. 105]

Наиболее полное определение корпоративной культуры приводит Э. А. Смирнов в своей работе «Основы теории организации» - это система общественно- прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, ценностей, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворённости работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и организацией, перспективой развития. [9, c. 29]


Корпоративный подход к культуре характеризуется обособленными требованиями корпорации в данной области, замкнутыми её пределами. Он проявляется в философии и идеологии управления, нормах поведения, ценностных ориентациях, отраженными в Корпоративном этическом кодексе (системе ценностей). Это утверждённый регулирующий документ, который включает положения, принципы кооперации, правила поведения персонала, ответственность администрации по отношению к последним, а также к клиентам и деловым партнёрам. [6, c. 106]

Принципы и обязательства, четко представленные, сформулированные и зафиксированные в документах фирмы , позволяют сплачивать сотрудников вокруг единых целей и ценностей. [1, c. 31]

Базируется культура на миссии, видении и целях компании. [9, c. 30]

Миссия и основные цели – первое, что должен изучить сотрудник, пришедший в организацию, изучить различные стороны жизнедеятельности организации – ценностные, поведенческие и нормативные характеристики. [8, c. 246]

Корпоративную культуру отличают следующие свойства: всеобщность, неформальность, устойчивость.

Всеобщность выражается в том, что корпоративная культура охватывает все направления деятельности корпорации. Корпоративная культура может определять тот или иной порядок разработки стратегических целей, кадровой политики и особенности существующих коммуникаций внутри организационной структуры управления корпорации. Свойство всеобщности, неопределенность границ корпоративной культуры позволяют отождествлять её с понятием «корпоративный климат».

Неформальность корпоративной культуры основывается на неформальных контактах между участниками корпоративных отношений, соответствующих общепринятым ценностям и деловым традициям и обычаям. Отличительной чертой корпоративной культуры является преимущественное использование вербальных форм коммуникаций, а не письменной документации и строгих инструкций. Неформальность корпоративной культуры является причиной того, что результаты воздействия этой культуры поддаются оценке с применением только качественных характеристик.

Устойчивость корпоративной культуры связана с традиционностью её норм и институтов. Сформировавшись, ценности корпоративной культуры и способы их реализации приобретают характер традиций и долго сохраняют устойчивость при обновлениях трудового коллектива. [10, c. 212]

Также можно выделить такие основные свойства корпоративной культуры как: системность, динамичность, структурированность, соотносительность, изоморфизм, дифференцированность, адаптивность. [6, c. 109]


Основные элементы корпоративной культуры

В целом элементы, составляющие корпоративную культуру, трактуют по-разному. Например,

- Э. Шейн в книге «Организационная культура и лидерство» представляет элементы корпоративной культуры в виде дерева, где ствол символизирует понятие корпоративной культуры, а ветви – его миссии. (см. Приложение. Рис. 2) [9, c.30]

- Т. Дил и А. Кеннеди указали пять элементов корпоративной культуры (внешняя среда бизнеса, ценности, герои, правила и ритуалы, среда для передачи элементов культуры).

- О. С. Виханский и А. И. Наумов – шесть (философия о смысле компании, базовые ценности о целях существования организации, нормы о принципах взаимоотношений, правила «игры», климат, поведенческие ритуалы).

-Э. А. Смирнов – семь (обычаи, традиции, вера и символика, индивидуальные и групповые интересы, сложившиеся особенности поведения персонала, стиль руководства, показатели удовлетворённости работников условиями труда, уровень взаимного сотрудничества персонала, перспектива развития). [11, c. 137]

Рассмотрим основные элементы корпоративной культуры.

Символы – объекты, действия или события, имеющие смысл, доносящие до людей важнейшие ценности организации. [14, c.135]

Предания – часто повторяемые истории, основанные на реальных событиях и известные всем сотрудникам компании.

Девизы (слоганы, лозунги) – предложения, в которых кратко формулируется основная ценность корпоративной культуры.

Церемонии - плановые мероприятия для присутствующих, призванные укрепить веру работников в ценности компании, способствовать их объединению, приветствовать корпоративных героев. Церемония может представлять собой вручение премии или награды. [14, c.136]

Истории – информация о реальных или вымышленных событиях, отражающих процесс становления и развития фирмы.

Герои – лучшие сотрудники организации (бывшие и нынешние), которые служили и служат примером для остальных её членов.

Ценности – основные идеи, воспринятые большинством сотрудников организации, направляющие их деятельность и обеспечивающие успех.

Нормы – основные правила поведения, соблюдение которых поощряется, а нарушение – осуждается и наказывается. [11, c. 137]

Основные элементы организационной (корпоративной) культуры схематично представлены на рис. 1 (см. Приложение. Рис. 1) [11, c. 137]