Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Финансы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1

Структура доходов казны

Вид налога (сбора)

Доля в объеме доходов (%)

  1. Прямые налоги

55,5

  1. Косвенные налоги

24,9

  1. Регалии

10,5

  1. Оброки

5,6

  1. Пошлины

1,8

  1. Прочие сборы

1,7

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что после проведенного преобразования, основным ресурсом для пополнения доходов бюджета стал прямой налог (подушная подать). Таким образом, во времена Петра первого, была создана принципиально новая налоговая система, в которой основное значение отдавалось прямому налогу, в то время это была подушная подать. Аналитика этого периода наглядно свидетельствует о том, что в результате расширения перечня налогоплательщиков, высокой ставки подушной подати, установления строгого регулирования и контроля за сбором, поступления в бюджет значительно выросли[6].

Тем не менее, в последующие годы подушная подать, по сути, стала препятствием в развитии экономики России и многие годы оказывала негативное влияние на экономическое и социальное развитие страны. В период правления преемников Петра первого, в восемнадцатом веке, каких-либо значимых перемен в российской системе налогообложения не было. Однако, практика применения прямых налогов продемонстрировала в это время свои ограниченные возможности в увеличении сбора доходов. В связи с этим, предпринимались попытки расширения налоговой базы, а также повышения роли косвенных налогов.

В результате таких реформ, к одна тысяч семьсот шестьдесят второму году произошли определенные изменения в структуре налоговых доходов казны. Подушная подать как прежде составляла основную часть доходов. Вместе с тем, резко повысилась доля питейных, неокладных и канцелярских сборов, а также таможенных и соляных сборов. В результате этих изменений, доля прямых налогов, в общем объеме, снизилась на четверть, по сравнению с периодом правления Петра первого.

В период царствования Екатерины второй осуществлялись мероприятия по увеличению налогооблагаемой базы налогов. Например, в сферу налоговых отношений попали капиталы купцов. Также при Екатерине был введен гильдейский сбор. Вместе с тем, были отменены некоторые малозначимые сборы. В последствии, увеличивались подушная подать, питейный и соляной налоги. Это происходило из-за чрезвычайного роста расходов, связанных с войнами и содержанием царского двора.


Большое количество реформ в налоговой системе России, приходится и на времена правления Александра второго, так к его коронации, было приурочено списание налоговых долгов. При Министерстве финансов, создали специальную комиссию, в функции которой входил пересмотр податей и сборов. Проработала эта комиссия более двадцати лет, однако результаты ее деятельности оказались недостаточно эффективными. Прежде всего, это объяснялось переходным периодом в экономической и общественной жизни России в тот период времени, что не могло не отразиться на совершенствовании налоговой системы в соответствии с новыми реалиями. Было очевидно, что в новых условиях социальных, экономических и политических преобразований в обществе, действовавшая налоговая система стала не эффективна.

Подушная подать в этот период была подвергнута серьезному разбору, так как многолетний опыт использования этого налога выявил многие его недостатки. Подушная подать в России явилась тяжелым бременем для беднейших слоев населения, к тому же, при уплате подушной подати, существовала ответственность общины за подати и недоимки своих членов. Еще одним серьезным недостатком было то, что с подушной податью был связан запрет на смену места жительства. Тем более, введение налогов, которые на зависят от уровня доходов и платежеспособности населения, в любом случае, рано или поздно должен был потерпеть неудачу.

Наиболее крупные продвижения в изменении налоговой системы, произошли в период правления Александра третьего. На этом этапе произошли глобальные преобразования в налоговой и финансовой системе в целом[7].

Самым значимым и положительным новшеством стал поэтапный отказ от подушной подати и значительно снижены выкупные платежи для крестьян[8]. Несмотря на то, что подушная подать имела серьезные недостатки и критику, окончательно отменили ее только в конце девятнадцатого века.

Значительное внимание в те годы было уделено совершенствованию налоговой системы, с целью формирования объективности наложения налогового бремени, с учетом платежеспособности налогоплательщиков. Позитивным моментом формирования налоговой системы явилось решение расширить налогооблагаемую базу за счет роста числа плательщиков налогов и оптимального распределения налоговой нагрузки. Повысились ставки налога на недвижимость в городах и поземельного налога и введен налог с наследств и дарений, а в одна тысяч восемьсот восемьдесят пятом году введены новые сборы:


  • трехпроцентный и раскладочный с торговых и промышленных предприятий,
  • пятипроцентный налог на денежные капиталы.

Следующей немаловажной реформой этого периода, было появление податных инспекторов - особого органа местного управления финансами.

Особое значение для формирования Российской налоговой системы имеют изменения, происходившие в девятнадцатом веке. Произошли реформы системы торгово-промышленного налогообложения, приняты меры для введения принципа соразмерности налогового бремени с уровнем доходов населения. Например, были снижены ставки поземельного налога, введено освобождение от налога безвозмездной передачи сельской собственности к ближайшим родственникам, паспортный сбор отменен, оптимизирован промысловый налог. В это же время, появился государственный квартирный налог, были повышены питейные акцизы, установлен дополнительный табачный акциз. Введена государственная монополия на продажу спиртных напитков, с целью повышения доходов казны. Все эти изменения произошли при министре финансов Витте Сергее Юльевиче.

Вся история преобразований и реформ налоговой системы в России, привела к формированию, в конце девятнадцатого века, достаточно цивилизованной налоговой системы. Положительным моментом, на данном временном этапе развития налоговой системы, являлось то, что при налогообложении, в определенной мере, начала учитываться платежеспособность населения и более объективно начинала распределяться налоговая нагрузка. Появилась система контроля за сбором налогов. Налоговая система уже включала в себя как прямые, так и косвенные налоги. Основное место в структуре налогов в то время составляли косвенные налоги.

В конце семнадцатого века, их доля в общей сумме доходов превысила восемьдесят пять процентов. Это являлось отличительной особенностью российской налоговой системы того периода. Такого значительного превышения косвенных налогов над прямыми не было больше ни в одной из европейских стран. Это объяснялось снижением поступления прямых налогов из-за отмены подушной подати и тем, что эти потери еще не были компенсированы введением других прямых налогов. Однако, по-прежнему основная налоговая нагрузка ложилась на бедные слои населения. Весомым источником доходов бюджета были акцизы и пошлины.

Поступление доходов за счет прямых налогов значительно увеличилось после введения подоходного налога, который к тому времени был хорошо продуман теоретически и, к тому же имелся положительный опыт его применения в других странах, его введению способствовала отмена подушной подати. Таким образом, произошло значительные изменения в структуре прямых налогов.


Таким образом, за всю историю налогообложения в России, происходили большие изменения в структуре налогов. Возникли новые виды прямых и косвенных налогов, такие как налог с денежных капиталов и квартирный налог, а также различные акцизы и пошлины.

В последующие годы в структуре прямых налогов быстрыми темпами росла доля поступления налогов с городского недвижимого имущества, промыслового, квартирного, поземельного и сбора с доходов от денежных капиталов.

Итак, в заключении вышесказанного, отметим, что в России, до одна тысяча девятьсот семнадцатого года, присутствовало неравенство и освобождение землевладельцев от обязательств платить налоги в казну. Основная налоговая нагрузка ложилась на бедные слои населения. В разные периоды в структуре доходов казны преобладали как прямые налоги (подать) так и косвенные налоги. В результате политических реформ государства и реформ системы налогообложения, в период становления государственности в России начала создаваться современная налоговая система. К началу девятнадцатого века налоговая система России была полностью сформирована, оптимизирована и представлена различными как прямыми, так и косвенными налогами. История становления налоговой системы в России показывает, что оптимальным является смешанная система – с присутствием как прямых, так и косвенных налогов. Тем не менее, доминирование прямых налогов присуще для стабильной экономики, а в периоды кризисов происходит повышение косвенных налогов.

ГЛАВА 2. ВИДЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ И ИХ МЕСТО В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Сущность и виды прямых налогов в Российской Федерации

Современное представление о делении налогов на прямые и косвенные сложилось в результате многовекового развития.

Прямое налогообложение, полярно косвенному. При косвенном налоге фирма может выбрать, какая часть налога будет переложена на потребителя в виде более высоких цен. Косвенный налог налагается на транзакцию и выплачивается государству после покупки товара, например, НДС, таможенная пошлина, акциз. При этом, потребитель не несет ответственности за уплату НДС, когда он покупает товар, а при прямом налогообложении он несет ответственность за уплату налога[9].


В процессе исторической эволюции налогов, сложились определенные критерии деления налогов на прямые и косвенные. Они отличаются по способу налогообложения и взимания и по возможности переложить налоговое бремя на иное лицо. В связи с указанными критериями, можно дать следующие определения прямым и косвенным налогам:

Прямые налоги – это налоги, которые уплачиваются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (прямая форма обложения).

Косвенные налоги – это налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг.

Существует и другой вариант определения прямых и косвенных налогов:

Прямые налоги – подоходные, поимущественные налоги, то есть те налоги, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания объема объекта налогообложения, порядка расчета налоговой базы и действующей налоговой ставки.

Проведем сравнительную характеристику прямых и косвенных налогов по основным признакам, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительная характеристика прямых и косвенных налогов

Косвенные налоги

Прямые налоги

Объект

налогообложения

объектом обложения выступают обороты по реализации

подоходно –

поимущественные

Субъект

правоотношений

Участвуют три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними

Участвуют два субъекта:

бюджет и

налогоплательщик

Факторы,

определяющие величину налога

Величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности налогоплательщика

Величина налогов зависит от финансовых результатов

деятельности

налогоплательщика

Рассмотрим подробнее какие прямые налоги существуют в Российской Федерации. Все прямые налоги делятся на федеральные, региональные и местные, налоги с юридических и налоги с физических лиц. Налоги, поступающие в государственную казну, называют федеральными. Они устанавливаются законами государства или правительства. Местные налоги и сборы тоже устанавливаются законами государства, но местные органы власти имеют полные права относительно обложения этими налогами. Они могут устанавливать ставки этих налогов в пределах ставки, определенной федеральным законом, предоставлять дополнительные льготы отдельным плательщикам, изменять сроки уплаты.