Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (Теоретические аспекты профессионального отбора и профессиональной пригодност).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • ситуации, связанные с большим кругом изменяющихся обязанностей;
  • ситуации, связанные с повторяющимися короткими циклами, осуществляющимися в определенной последовательности в соответствии с установленными правилами;
  • ситуации, не требующие самостоятельных действий и принятия решений;
  • ситуации, связанные с управлением, планированием и контролем своей и чужой деятельности;
  • ситуации, предполагающие необходимость установления контактов помимо предусмотренных инструкцией;
  • ситуации, предполагающие работу в условиях относительной изоляции от людей;
  • ситуации, требующие руководства людьми и оказания влияния на них;
  • ситуации, связанные с неожиданными действиями и риском и требующие бдительности и самокритичности;
  • ситуации, требующие быстрой сенсорной оценки положения и принятия решений;
  • ситуации, требующие оценки информации при помощи измерительных приборов;
  • ситуации, предполагающие интерпретацию чувств, идей или фактов;
  • ситуации, требующие точных знаний о допусках и стандартах.

Определение профессионально важных признаков основано на экспертных оценках и представляет собой результат договоренности о том, какие характеристики наиболее важны, а какие - менее. Применительно к ряду профессий эта задача не может решаться однозначно: так, для видов профессиональной деятельности, имеющих монотонный характер, существенны качества, благодаря которым человек сопротивляется наступлению утомления, а для профессий, связанных с экстремальными ситуациями, важными являются способность выдерживать сильные раздражители, принимать решения и нести за них ответственность. Кроме того, многие профессии могут осуществляться как в повседневных, так и в особых условиях (например, участковый или военный врач), хотя действия и операции, составляющие содержание профессии, в общем, остаются теми же. Таким образом, описание профессии должно включать скорее границы типичных ситуаций и допустимых значений психологических качеств[9].

Перечислим виды индивидуально-психологических качеств, которые значимы для успешного овладения человеком профессией[10].

- Индивидуально-типологические свойства (сила, подвижность, динамичность и лабильность нервной системы), которые в случае неблагоприятных для профессии показателей могут компенсироваться посредством выработки индивидуального стиля деятельности.


- Сенсорные и перцептивные свойства, главным среди которых является уровень чувствительности анализаторов. Под влиянием опыта и профессиональных требований эта характеристика может изменяться: так, вырабатывается так называемый «технический слух», позволяющий распознавать неисправности в механизмах, уменьшается и дифференциальный порог цветоразличения, благодаря чему сталевары могут определять температуру мартеновской печи. Сенсорная основа деятельности предъявляет требования к сенсорным способностям человека и таким образом развивает их.

- Внимание человека (аттенционные свойства), среди которых наиболее существенными оказываются иногда распределение и переключение, иногда - устойчивость. Свойства внимания поддаются упражнению в незначительных пределах, однако, компенсируются благодаря эмоциональному фактору (заинтересованности) и выработке привычек.

- Психомоторные свойства, благодаря которым человек выбирает или вырабатывает систему операций, приводящих к достижению цели (к этим качествам относят особенности статики, например профессиональный тремор, а также скорость реакций). Поскольку содержание профессионального труда изменяется (на ранних этапах развития техники определяющим был силовой фактор, а в настоящее время более важными становятся временной и пространственный), то предъявляются новые требования к психомоторным свойствам. Показано, что они хорошо поддаются упражнению.

- Мнемические качества. Профессиональная память также может развиваться, для чего используют специальные мнемотехнические приемы, повышение профессиональной мотивации и активизацию запоминаемого материала в деятельности.

- Особенности имажинитивные (свойства воображения) и мыслительные.

- Волевые качества (имеют значение в разной степени для разных профессий), способствующие умению преодолевать внутренние и внешние сложности в процессе труда.

1.3 Профессиональный отбор и психофизиологическая адаптация персонала к условиям работы

Профессиональный отбор - система специализированных процедур изучения и оценки профессиональной пригодности человека к овладению определенной профессией или групповой профессий, достижению в них требуемого уровня мастерства и успешного выполнения профессиональных обязанностей в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях.


Выделяются четыре аспекта профессионального отбора: медицинский, физиологический, педагогический и психологический[11].

1. Медицинский профессиональный отбор производится на основе медицинских процедур измерения уровня развития и сформированности организма человека и его отдельных функциональных систем.

2. Физиологический профессиональный отбор учитывает конкретное функциональное состояние человека: степень его усталости и работоспособности, подверженности стрессогенным факторам, способности эффективно функционировать в условиях риска, ночных смен, информационной неопределенности.

3. Педагогический профессиональный отбор направлен на оценку сформированности специальных знаний у работника, развитости его конкретных умений и практических профессиональных навыков.

4. Психологический профессиональный отбор реализуется при помощи целого арсенала методических средств: вербальных тестов и опросников, аппаратурных методик, проективных тестов, собеседования..

Психологический профессиональный отбор целесообразен и эффективен при выполнении следующих условий[12]:

- наличие объективной социально-экономической необходимости;

- наличие определенного круга профессий, в которых профессиональная пригодность работника имеет большое значение для достижения им высокой эффективности труда;

- наличие разработанной и апробированной системы отбора;

- наличие специалистов, подготовленных для проведения профессионального отбора и имеющих практический опыт в организации и реализации процедур профотбора.

Одной из главных задач, которую приходится решать службе по работе с персоналом в организации, это адаптация новых сотрудников в коллективе.

Психофизиологическая адаптация является приспособлением работника к трудовым условиям, режимам труда и отдыха на рабочем месте (участке, в цехе, лаборатории и т.п.). Данный вид адаптации в большинстве случаев зависит от общего состояния здоровья специалиста, защитных реакций организма на уровень и колебания внешних факторов (температура, освещенность, загазованность, вибрация, шум и т.п.)[13].

В рамках психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда. Среди них: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрации и т.п.).


С точки позиции психо-физиологической адаптации можно выделить следующие четыре вида адаптации[14]:

1. Отрицание, проявляется в том, что работник выражает активное несогласие с ценностями фирмы, как правило, его ожидания находятся в значительном противоречии с реальностью. Чаще всего такой сотрудник увольняется в первые же месяцы.

2. Конформизм, выражается в полном принятии ценностей и норм организации, готовности подчиняться правилам игры. Такие работники составляют в коллективе основную массу.

3. Мимикрия. Соблюдение второстепенных норм при неприятии основных характерно для потенциальной группы риска, члены которой готовы в любой момент расстаться с фирмой.

4. Адаптивный индивидуализм. Он характеризуется согласием с основными нормами и ценностями организации при неприятии второстепенных. Сотрудник сохраняет некую индивидуальность, но по-своему неплохо работает в коллективе.

Задача кадровиков заключается в интеграции новичка по второму или четвертому типу, в исследовании сотрудников, скрывающих неприятие основных норм организации при демонстрации внешней лояльности. Первый вариант возникает вследствие ошибки кадровой службы на стадии отбора.

В процессе адаптации работник проходит несколько стадий[15]:

  • стадия ознакомления
  • стадия приспособления
  • стадия ассимиляции
  • стадия идентификации

В современном производстве морально стареют не только техника и технология, но и санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки. Улучшение санитарно-гигиенических условий труда и быта работников, появление все большего количества удобных и современных квартир, одежды, предметов туалета не могут не сказаться на производственной деятельности. Современный работник чутко относится к отклонениям от субъективно воспринимаемых им норм санитар­ногигиенического комфорта, ритмов труда, удобства рабочего места и т.д. Материалы многих исследований свидетельствуют о том, что для рабочих вопросы санитарно-гигиенических условий комфорта стоят очень остро и оцениваются ими болезненно.

Данная форма адаптации наиболее важна для производственных предприятий и организаций, где используется сложная технология и существует опасность получения производственных травм. Условия труда в офисах и торговых фирмах, как правило, стандартны, но новичку требуется некоторое время, чтобы подстроиться под ритм работы, интенсивность психофизических нагрузок. Каждый старается обустроить рабочее место по- своему. Необходимые инструменты, бумаги раскладывают так, чтобы было удобно с ними работать, на стены прикрепляют постеры и календари, в шкафчики убирают предметы туалета и посуду. Психофизиологическая адаптация проходит быстро и безболезненно и определяется главным образом состоянием здоровья и правильной организацией режима труда и отдыха в соответствии с принятыми санитарно-гигиеническими нормами.


Критерии психофизиологической адаптации[16]:

1. состояние здоровья

2. уровень тревожности

Тревожность - личностная черта, проявляющаяся в легком и частом возникновении состояний тревоги. Тревожность возникает при благопри­ятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется при­жизненно, прежде всего в силу нарушения форм внутри и межличностно­го общения.

3. настроение

Настроение - эмоциональное состояние, которое характеризуется дифузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью, которая позволяет рассматривать настроение в качестве отдельного показателя темперамента. Основой признак того или иного настроения - эмоциональный тон, положительный или отрицательный.

4. степень утомляемости

Утомляемость - временное снижение работоспособности под воз­действием неблагоприятных условий труда. О степени утомляемости судят по изменению физиологических функций по сравнению с дорабочим состоянием.

Утомление - в психологии - состояние временного снижения функциональных возможностей человеческого организма вследствие интенсивной или длительной деятельности.

5. активность поведения

Адаптация к условиям труда.

Элементы условий труда делятся на 4 группы[17].

1. Первая группа- санитарно-гигиенические элементы (микроклимат, осве­щенность, механические колебания, излучение и др.), составляющие характеристи­ки среды рабочей зоны, создающейся в результате функционирования орудии и предметов труда, а также под воздействием технологических процессов. Эти элементы оцениваются количественно и нормируются. Их отрицательное влияние может быть снижено при использовании различных мер защиты.

2. Вторая группа - психофизиологические элементы (физическая нагрузка, нервно-психическое напряжение, рабочая поза и др.). Элементы данной группы, кроме динамической работы, являющейся составной частью физической нагрузки, не нормируются. Для них еще нет стандартных, общественно принятых единиц измерения. Количественно элементы данной группы оцениваются экспертным методом.

3. Третья группа - эстетические элементы, определяющие эстетическое отношение к труду и другим составляющим производственного процесса. Полный перечень эстетических элементов и их параметров выражает общую эстетическую составляющую условий труда, которая, будучи измеренной, позволяет более полно оценивать количественное состояние У. т. Для определения эстетического уровня отдельных элементов У. т. используются методы экслеряшои оценки.