Файл: Определение понятия и рассмотрение субъектов, объектов и содержания права государственной и муниципальной собственности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Понятие права государственной и муниципальной собственности

Право государственной и муниципальной собственности – один из инструментов осуществления государством его политики. Имущество, имеющееся в собственности государства и муниципалитетов, позволяет получать доходы и обеспечивать иные задачи, прежде всего социального характера[15,с.93].

Необходимо также отметить и то, что право собственности вмещает в себя два понятия: возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом; набор норм, регулирующих отношения по поводу приобретения, использования и распоряжения имуществом[21,с.125].

Право государственной и муниципальной собственности представляет два вида реализации имущественных прав.

С точки зрения закона, обладатель частной собственности равен в своих правах с государством и муниципалитетом. На деле же это далеко не так. В то же время есть нюансы, затрагивающие процесс приобретения, реализации и прекращения прав этими субъектами[11,с.67].

Основными нормативными актами, регулирующими право государственной и муниципальной собственности, являются следующие:

1.Конституция РФ – нормативный акт прямого действия, задающий рамки управления государственной и муниципальной собственностью .

2.ГК РФ – документ, дающий представление о праве собственности этих субъектов[2].

3. Земельный кодекс Российской Федерации - регулирует реализацию права государственной и муниципальной собственности на земельные участки. Закон определяет критерии, по которым земля распределяется между федеральным, региональным и муниципальным уровнем.

4.Лесной и Водный кодексы регулируют реализацию государством и муниципалитетами их прав на лесные и водные ресурсы.

5. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [3].

6. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» [4].

7.Акты федерального правительства по созданию органов управления государственным имуществом.

8.Законы и иные принятые регионами акты по поводу государственной и муниципальной собственности на их территории, какие объекты в чью собственность переданы и каким образом управляются. В частности, положения об органах или организациях, управляющих имуществом.


9.Специфическими являются законодательные акты о приватизации имущества и на региональном, и на федеральном уровне[6,с.30].

От имени государства выступает Российская Федерация и региональные органы власти, представляющие области, края, республики, автономные округа.

Таким образом, государственная собственность управляется центральным правительством и региональными властями.

Муниципальные власти представлены муниципальными собраниями, создающими муниципальные администрации.

В основном муниципальный уровень представлен или городами, или сельскими поселениями. Вторые объединяются в округ или иное объединение. Несколько поселков или деревень могут управляться одним собранием. С городами федерального значения немного сложнее. Там наблюдается концентрация власти и прав на имущество в руках правительств и законодательных собраний полномочий по управлению собственностью[12,с.70].

Внутригородские муниципальные образования обладают меньшими ресурсами и возможностями, в сравнении с аналогичными структурами.

Субъектами права государственной и муниципальной собственности являются государство и муниципальные образования. Органы власти же управляют имуществом от их имени. Например, в реестре прав можно встретить объекты собственности городов, районов, но при условии, что у них есть административный центр.

Каким образом реализуется осуществление права государственной и муниципальной собственности, кроме создания органов управления?

1.Организация унитарных предприятий. Разновидностью унитарных предприятий являются казенные организации. Они вправе лишь владеть имуществом, государственные предприятия обладают более широкими полномочиями. Они не вправе лишь дарить или продавать имущество. Стоит обратить внимание на разницу в полномочиях по управлению имуществом.

2.Оперативное управление и хозяйственное ведение. Первое – включает в себя обладание имуществом и его использование лишь в обозначенных целях, второе – обладание, использование, а также совершение с ним сделок, в частности, передача в аренду[7,с.279].

Распространенный пример – управление жилым фондом, находящимся в собственности муниципалитета или государства. МУПы создаются для управления жильем социального назначения, за ведомственное жилье или иные объекты, принадлежащие государству, отвечает или специальный орган, или также создается предприятие[14,с.162].

Так, в МО выделен департамент, отвечающий за обеспечение жильем военнослужащих.


Под правом государственной и муниципальной собственности унитарных предприятий скрывается организация бизнеса, принадлежащего государству. Казенные организации характеризуются узкой направленностью деятельности и создаются для одного вида деятельности.

Например, статус казенных организаций имеют исправительные учреждения. Естественно, что их хозяйственная деятельность ограничена, а их прибыльность или убыточность не обсуждается. Например, все организации, оказывающие коммунальные услуги, организованы в форме унитарных предприятий, владеющих имуществом на праве хозяйственного ведения [11,с.71].

Такой объем полномочий позволяет свободно вести деятельность, направленную на получение прибыли.

Таким образом, право муниципальной и государственной собственности юридических лиц выражено или в форме оперативного управления, или хозяйственного ведения.

Государство и муниципальные образования воздействуют на общественные отношения путем принятия актов, обязательных для исполнения. Обладание имуществом дает им дополнительные инструменты воздействия на экономику. Например, выпуск продукции на рынок влияет на уровень цен, там, где присутствует множество участников рынка, а не только монополисты. За счет средств бюджета заказываются товары и услуги, что оказывает влияние на развитие бизнеса[15,с.94].

Закон обязывает долю контрактов заключать с представителями среднего и малого бизнеса, предоставляет дополнительные преференции. Например, путем предоставления субсидий, льготных условий аренды недвижимости[20,с.89].

Наиболее простой способ пополнить бюджет – передача в аренду земельных участков, помещений.

Особенности права государственной и муниципальной собственности заключаются в процедуре их реализации.

Заключение сделок с имуществом производится путем проведения конкурса. Подписание договора с одним лицом позволяется лишь в отношение одного лица. Предоставление субсидий организуется по специальным программам, согласно которым желающий должен подать комплект документов. Все действия, затрагивающие имущественные права, осуществляются на основе принятых нормативных актов и распоряжений в рамках полномочий должностных лиц [17,с.70].

Заинтересованные лица вправе обжаловать в суде принятые решения, заключенные договора, если считают, что процедура была проведена с нарушениями. Способы возникновения права

Закон предусматривает две группы оснований приобретения права государственной и муниципальной собственности:


- общие способы, которыми пользуются граждане и юридические лица;

- специфические пути, характерные для государства и муниципалитета[21,с.126].

Общим способом считается совершение сделок (покупка недвижимости, размещение заказов для государственных и муниципальных нужд). Что же входит во вторую группу оснований:

- национализация объектов собственности путем выкупа;

- изъятие или реквизиция;

- конфискация;

- приобретение выморочного имущества;

- выкуп культурных ценностей, которые содержатся с нарушением условий; выкуп имущества для общеполезных целей, а также в силу невозможности обладания ним собственником;

- участие в проектах[9,с.58].

Национализация – переход в собственность государства объектов, имеющих стратегическое значение. Если собственник согласен, оформляется договор купли-продажи, а если нет, то подается иск в суд. Суд утверждает договор, бывшему собственнику передается возмещение в качестве денежных средств. Проводится путем принятия специального закона, описывающего порядок, сроки передачи прав и объекты, на которые претендует государство.

Реквизиция – изъятие частной собственности в условиях чрезвычайной ситуации, например, право изъятия автомобильного транспорта, лекарственных препаратов и т. д. Собственник вправе требовать возмещения либо возврата уцелевшего имущества[16,с.623].

Конфискация – изъятие имущества, использованного или приобретенного в ходе совершения правонарушения. Изъятие производится на основе решения суда, никакого возмещения не выплачивается. Решение в части конфискации обжалуется в вышестоящие инстанции согласно процессуальным кодексам.

Конфискация – способ приобретения права государственной и муниципальной собственности на землю, если она используется не по назначению и с нарушениями земельного и экологического законодательства. Она может применяться в отношении имущества, ранее переданного в частную собственность, сделка по которому была признана незаконной или недействительной. Например, был существенно нарушен порядок приватизации[8,с.62].

Выморочное имущество – объекты собственности, оставшиеся в результате открытия наследства, но никем оно принято не было, либо наследник или наследники были отстранены.

Право выкупа культурных ценностей применяется, если ценный объект подвергается риску уничтожения или повреждения.

Выкуп возможен в случае с иностранцами, получившими в наследство земельный участок сельскохозяйственного назначения. Иностранцы вправе лишь брать их в аренду, статус собственника исключен, поэтому объект подлежит выкупу, либо дается срок на его продажу в обычном порядке[6,с.30].


Инвестиционные проекты. Права на имущество или объекты в собственность могут передаваться по договорам комплексного развития территории. Земельный кодекс предусматривает систему комплексного развития территорий. Согласно договору часть прав на возведенные объекты передается государству.

Результатом может быть и передача муниципалитетам или государству части пакета акций вновь созданного предприятия[17,с.68].

Государственная регистрация права муниципальной собственности, впрочем, как и государственной, происходит в общем порядке. Представитель органа власти (сотрудник юридического отдела) подготавливает заявление и иные документы, на основании которых возникает право (чаще всего решение суда или договор) [11,с.63].

Закон обязывает субъектов федерации вести реестры государственной и муниципальной собственности. Их наличие не исключает внесения записи в общий реестр прав. Гражданам тем самым представляется доступ к перечню объектов, основаниям возникновения прав на них и сведениям о бывших владельцах или собственниках[10,с.29].

Чиновники не всегда в полной мере соблюдают закон, и имеется доступ лишь к записи о праве собственности в реестрах. Еще одно нарушение – внесение записи лишь на основании распоряжения, не подкрепленного иными документами, в силу которых возникает право собственности. Запись в реестр затрагивает лишь помещения, комплексы недвижимости. Земельные участки, принадлежащие государству и муниципалитету, вносятся, если ранее они были сформированы как объект права и, например, передавались в аренду или в собственность другим субъектам.

1.3 Разграничение права муниципальной и государственной собственности

Отсутствие единых критериев, дающих основания для перемещения объектов из одного фонда в другой, максимально четкого разграничения компетенции полномочных органов и должностных лиц, унифицированных процедур принятия решении и исполнения их передающей и принимающей сторонами, распределения возникающих расходов в результате состоявшейся передачи - вес это осложняет решение многих важных как в теоретическом, так и в практическом отношении вопросов управления муниципальной собственностью[5,с.77].

На федеральном уровне главным образом осуществляется решение вопросов разграничения государственной собственности, передачи отдельного федерального имущества регионам, а также разграничения собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности.