Файл: Определение понятия и рассмотрение субъектов, объектов и содержания права государственной и муниципальной собственности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом, если речь идет не об участии органа государства в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации занимает совершенно противоположную позицию и применяет правило ст. 51 ГК РФ о том, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, не выясняя при этом, обладает ли субъект признаками юридического лица, перечисленными в ст. 48 ГК РФ [2].

Для того чтобы обосновать возможность того или иного органа действовать от имени публично-правового образования, следует, таким образом, не устанавливать наличие или отсутствие юридической личности этого органа, а анализировать содержание его компетенции.

Итак, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что гражданско-правовой статус всех публично правовых образований, и в частности муниципальных образований, вызывает бурные споры, как среди ученых-правоведов, так и среди практиков юристов. Так как государственные органы не регистрируются, некоторые сторонники теории о самостоятельной правосубъектности органов государства предлагают даже изменить действующий Гражданский кодекс Российской Федерации, предусмотрев в нем «такой порядок образования и прекращения их деятельности, при котором данные органы будут создаваться, реорганизовываться и прекращать свою деятельность по решению компетентных государственных органов на основе общих положений об организациях данного вида».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании проведенного исследования, стало возможным сделать следующие выводы.

Право государственной и муниципальной собственности – один из инструментов осуществления государством его политики. Имущество, имеющееся в собственности государства и муниципалитетов, позволяет получать доходы и обеспечивать иные задачи, прежде всего социального характера.

Право собственности вмещает в себя два понятия: возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом; набор норм, регулирующих отношения по поводу приобретения, использования и распоряжения имуществом.

Право государственной и муниципальной собственности представляет два вида реализации имущественных прав.

С точки зрения закона, обладатель частной собственности равен в своих правах с государством и муниципалитетом. На деле же это далеко не так. В то же время есть нюансы, затрагивающие процесс приобретения, реализации и прекращения прав этими субъектами.


Субъекты права государственной и муниципальной собственности реализуют полномочия по управлению имуществом через специальные органы или передают их предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

На федеральном уровне имущество находится в ведении многих организаций. Главная из них – это агентство по управлению государственным имуществом или Росимущество.

В регионах работают отделения или управления агентства, отвечающие за имущество на соответствующей территории. Муниципальные администрации организовывают отделы, отвечающие за управление муниципальной собственностью.

В федеральных городах организованы управления по земельным имущественным вопросам. На муниципальном уровне этим не занимаются, хотя формально полномочия вроде бы и имеются.

Согласно общим положениям, право муниципальной и государственной собственности – это не одно и то же. Тем не менее, муниципалитет или серьезно ограничен в правах, или лишен их вовсе.

Закон, декларируя автономность муниципального уровня, подчинил его региональному уровню. Даже если округ или город обладают полномочиями, вышестоящая региональная власть стремится их ограничить. Подобная политика на практике показала свою неэффективность, не говоря уже о коррупционных рисках, которые не уменьшились, несмотря на проведенную централизацию.

Государство не ограничено в своем праве в том смысле, на какие объекты оно распространяется. Например, объекты космической отрасли находятся полностью в собственности Федерации. Нет ограничений в обладании объектами, относящимися к категории ограниченного оборота. Это, в частности, оружие, боеприпасы и т. д.

Участие частных лиц в праве собственности на оборонные и стратегические предприятия возможно, но ограничено. Например, разрешено приобретение их акций, но вот влияние на политику компании и доступ к информации ограничивается.

Муниципальные образования, естественно, подобных полномочий не имеют. Впрочем, эти ограничения нельзя назвать критическими, они направлены, скорее, на защиту прав и интересов граждан. Исключение составляют случаи злоупотребления субъектами федерации в части чрезмерного сосредоточения полномочий по управлению имуществом и распределению доходов, полученных от него.

Перечень объектов права государственной и муниципальной собственности достаточно обширен и разнообразен.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты и иные официальные документы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11—ФКЗ) Доступ из справ.— правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая) от 30.11.1994 № 51—ФЗ (ред. от 31.07.2020) [Электронный ресурс] // СЗ РФ. — 05.12.1994. — № 32. — ст. 3301. Доступ из справ.—правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях - Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 31.07.2020) [Электронный ресурс] // СЗ РФ. — 02.12.2002. — № 48. — ст. 4746. Доступ из справ.—правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. О приватизации государственного и муниципального имущества - Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 31.07.2020) [Электронный ресурс] // СЗ РФ. — 28.01.2002. — № 4. — ст. 251. Доступ из справ.—правовой системы «КонсультантПлюс».

Специальная литература

  1. Анисимов А. П. Гражданское право России. Общая часть : учебник для академического бакалавриата / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин ; под общ. ред. А. Я. Рыженкова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт. — 2018. — 394 с.
  2. Александрова Д.А. Пределы осуществления права государственной и муниципальной собственности// Студенческий. 2018. № 8-4 (28). С. 28-30.
  3. Аралбаева Г.Г., Митина А.А. Правовое регулирование экономической безопасности муниципального образования// Актуальные направления научных исследований: перспективы развития - Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 278-280.
  4. Баянова Н.С. Возникновение права муниципальной собственности на земельные участки в процессе перераспределения государственной собственности на землю// XV Международные научные чтения (памяти Капицы С.П.) - сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 61-66.
  5. Белов В. А. Гражданское право в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для академического бакалавриата / В. А. Белов. — М. : Издательство Юрайт. — 2018. — 451 с.
  6. Вычерова Н.В. Распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, путем проведения торгов// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2017. Т. 7. № 2 (23). С. 29-35.
  7. Зенин И. А. Гражданское право. Общая часть : учебник для СПО / И. А. Зенин. — 18-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт. — 2018. — 433 с.
  8. Ивакин В. Н. Гражданское право. Особенная часть: учебное пособие для вузов / В. Н. Ивакин. — 7-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 289 с.
  9. Кликун К.О. Способы защиты прав собственности при принудительном изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд/ Право, экономика и управление: от теории к практике. - Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2020. С. 124-127.
  10. Когтева А.Н., Волченко А.В. Специфика возникновения права собственности на недвижимое имущество на основе приватизации// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 161-165.
  11. Лолаева А.С., Дзуцева Д.М., Бутаева Э.С. Право муниципальной собственности: вопросы законодательного определения// Право и государство: теория и практика. 2017. № 9 (153). С. 90-94.
  12. Миннегалиева Г.Ф. Индивидуализирующие критерии земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности// Вестник современных исследований. 2018. № 4.2 (19). С. 622-624.
  13. Михайленко Е. М. Гражданское право. Общая часть : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. М. Михайленко. — М. : Издательство Юрайт. — 2018. — 356 с.
  14. Мурзабекова Ж.Т. Понятие муниципальной собственности на земельные участки// Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2019. № 2. С. 80-83.
  15. Офицерова А.В. Особенности участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в имущественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством/ Управление и общество: региональный потенциал модернизации. - Материалы XIV Всероссийской научно - практической конференции. 2019. С. 145-148.
  16. Пятков Д.В. Субъекты права государственной и муниципальной собственности// Цивилистические заметки. Ответственный редактор: Д. В. Пятков, кандидат юридических наук, доцент. Барнаул, 2017. С. 85-100.
  17. Усова Е.В. Право собственности государства и муниципальных образований в соответствии с российским гражданским правом// Гуманитарные исследования. 2017. № 1 (61). С. 121-126.