Файл: Вопросы налогообложения по осуществлению рекламной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За последние годы налоговые органы достигли существенных результатов в разработке самостоятельных правил, регистров и форм деклараций налогового учета.

Однако при явном внимании к мерам контроля и снижения налогового бремени затраты на организацию налогообложения имеют четкую тенденцию роста. Увеличиваются объемы отчетности, бесконечно меняются формы бланков. Как обычное явление воспринимается сдача и подготовка промежуточной отчетности до окончания финансового года и налогового периода (с текущего года надо подавать в налоговые органы сведения о стоимости основных средств и недвижимости уже не на начало квартала, а на начало каждого месяца). [21]

Особенностями налогообложения рекламной деятельности предприятий и организаций, в том числе и ЗАО «Четвертая власть» являются следующие:

  • в связи с отменой налога на рекламу (с 1 января 2005 года на основании Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ) [2] в целях налогового учета, расходы на рекламу относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ;
  • расходы на рекламу учитываются с учетом положений пункта 4 данной статьи 264 НК РФ. [28]

Налоговый учет рекламной деятельности рассматривает два вида рекламных расходов: ненормируемые и нормируемые. При этом, перечень ненормируемых расходов на рекламу является закрытым (абзацы 2-4 пункта 4 статьи 264 НК РФ). Данные расходы принимаются для целей налогообложения в полном объеме. Остальные расходы на рекламу относятся к нормируемым, их перечень остается открытым, и для целей налогообложения принимаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.[4]

Кроме того, различают ведение налогового расчета в зависимости от вида рекламы и ее назначения, способах распространения, а также расчета рекламных расходов.

Так, в отношении рекламы на транспорте и наружной рекламы применима система налогообложения в виде ЕНВД (единого налога на вмененный доход ) установлен с 1 января 2006 года.

ЕНВД установлен как местный специальный налоговый режим. Плательщиком данного вида налога является организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы или рекламы на транспорте. [35.C.160]

Реклама в подземных переходах не является наружной, и расходы на нее нормируются.


Самореклама (о себе, своих работах и услугах) ЕНВД не облагается, так как не признается предпринимательской деятельностью.

При использовании рекламных сообщений в сети Интернет рекламные расходы учитываются в полном объеме при налогообложении прибыли. [21]

К расходам организации на рекламу относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации в т.ч. объявления в печати, передачи по радио и телевидению. Данные расходы относятся к расходам на рекламу и учитываются при налогообложении прибыли в полном объеме.

К расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли также относятся расходы на изготовление рекламных брошюр (в т.ч. календарей, буклетов, листовок и т.п.) и каталогов содержащих информацию о выполняемых работах, оказываемых услугах или о самой организации, ее знаках обслуживания. Такие расходы являются ненормируемыми и учитываются в целях налогообложения прибыли в размере фактических затрат. [21]

С учетом вышеизложенного можно выделить, что Федеральный закон «О рекламе» устанавливает конкретные требования к рекламе именно как к информации, к ее содержанию, местам и способам распространения, но не регулирует порядок передачи такой информации между хозяйствующими субъектами или иными лицами при ее изготовлении или подготовке к распространению для неопределенного круга лиц. Часто организация должна самостоятельно принимать решение об отнесении расходов к ненормируемым. [21]

2.2. Совершенствование налогового законодательства в сфере налоговой и маркетинговой деятельности

Маркетинг - это признанная многими руководителями российских компаний концепция управления организацией, применение которой требует значительных затрат. Маркетинговая деятельность предполагает ориентацию бизнеса на удовлетворение потребностей целевых потребителей, за счёт чего достигается получение планируемого объёма прибыли. На сегодняшний день концепция маркетинга признана представителями научного сообщества, большинством руководителей российских организаций. Применение же данного подхода в практической деятельности предполагает значительные, но оправданные затраты. [33.C.56]


Так, бюджет маркетинга компании может составлять от 10 до 30% её годовой выручки от реализации. Учитывая право организаций на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (для организаций, работающих по общей системе налогообложения), а также на вычет расходов из доходов организации с целью определения налогооблагаемой базы (для организаций, работающих по упрощённой системе налогообложения, объектом налогообложения которой являются доходы, уменьшенные на величину расходов), возможность налогового учёта затрат на маркетинговую деятельность организации в полном объёме становится всё более актуальной.

Существующие на данный момент нормы налогового законодательства не позволяют включать все возможные затраты, связанные с маркетинговой деятельностью, к затратам организации. Основные проблемы заключаются в следующем:

  1. Статьёй 252 Налогового кодекса РФ установлены основные требования, предъявляемые к расходам организации, заключающиеся в том, что они должны быть обоснованными (т.е. экономически оправданными и выраженными в денежной форме), документально подтверждёнными и направленными на получение доходов. [4]

Применение критерия обоснованности расходов на маркетинговую деятельность вызывает два очевидно спорных вопроса. Во-первых, результат маркетингового исследования может быть условно отрицательным. Речь идёт о том, что не всегда в результате исследования выявляется возможность для реализации намеченного плана компании, в результате чего её руководство принимает решение об отказе вложения средств, несмотря на то, что компания всё же уже понесла расходы на проведение исследования. [32.C.10]

Например, если целью маркетингового исследования являлась оценка возможностей выхода на новый рынок, а в результате исследований было выявлено отсутствие целесообразности таких действий, то факт отказа от вложения денежных средств в дальнейшую проработку заведомо убыточного проекта и предотвращение возможного отрицательного финансового результата, на наш взгляд, уже можно считать положительным результатом. Во-вторых, не всегда затраты, понесённые на продвижение, себя оправдывают. Ситуация может сложиться так, что проведённые мероприятия в области продвижения по той или иной причине не приведут к увеличению дохода, а значит и затраты на них не будут признаны налоговыми органами как обоснованные, хотя факт затрат имел место быть. [21]

Что касается документального подтверждения затрат, то согласно п.1 ст. 9 ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», все расходы компании должны быть подтверждены первичными учётными документами. Однако, как показывают опыт и судебная практика, соблюдение лишь правил документооборота (предоставления договоров, счетов-фактур, актов о выполненных работах, подтверждающих факт оказания услуг сторонней организацией) является, с точки зрения налоговых органов, недостаточным для документальной подтверждённости затрат.


Предоставление данного комплекта документов расценивается лишь «формальным основанием». Руководствуясь своими внутренними рекомендациями, налоговые органы при проведении выездных проверок требуют предоставления отчёта о проведении исследования, пояснительных записок, упоминания о которых нет ни в одном законодательном акте. Отсутствие законодательного закрепления перечня первичных учётных документов, необходимых для подтверждения факта проведения маркетинговых исследований, является, на наш взгляд, существенным пробелом в налоговом и бухгалтерском законодательстве.

  1. Из всех маркетинговых затрат, согласно статье 264 НК РФ (общая система налогообложения), признаются лишь затраты по изучению конъюнктуры рынка (пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ) и на рекламную деятельность (п. 4 ст. 264 НК РФ). [4]

Пункт 4 статьи 264 к расходам организации относит расходы на рекламу, в частности:

  • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; [32.C.10]
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. [22.C.18]

На наш взгляд, данный перечень рекламных расходов не совсем корректный и исчерпывающий.

Что касается корректности, то участие в выставках, ярмарках, уценка товаров (скидки) с точки зрения маркетолога не являются рекламными мероприятиями. Это самостоятельные виды продвижения товаров.

По вопросу исчерпываемости списка можно отметить, что продвижение товаров наряду с рекламой включает и другие, не менее важные элементы, требующие существенных затрат, которые не могут быть списаны с целью понижения налогооблагаемой базы налога на прибыль организации.

Так, такие PR-инструменты, как статьи информационного и пропагандистского характера, нацеленные на формирование или улучшение имиджа организации, не призывают к непосредственной покупке, а, следовательно, расходы на их размещение (а, как правило, размещение подобных материалов оплачивается) не признаются в качестве рекламных.


Дело в том, что конъюнктура рынка - всего лишь одно из возможных направлений исследований, и то, изучаемое достаточно редко. Кроме него в маркетинге выделяют и другие направления, которые не связаны с изучением конъюнктуры, а, значит, и не могут, по мнению налоговых органов, понижать налогооблагаемую базу. [22.C.20]

Помимо этого, вышеупомянутая норма предполагает лишь учёт тех затрат, которые непосредственно связаны с производством и реализацией товаров, выпускаемых компанией в данный момент времени. Это означает, что на данную норму уже нельзя сослаться, если компания, например, исследует возможность внедрения нового товара на рынок. Вводя такого рода значительные ограничения, НК РФ [4] как бы отрицает сущность маркетинговых исследований, которые направлены на снижение неопределённости при принятии стратегических и тактических управленческих решений и предпринимательского риска. [21]

Что касается рекламных расходов, то их перечень, приведённый в пункте 4 статьи 264 НК РФ [4], с точки зрения маркетолога не совсем корректный и исчерпывающий. В нем признаются рекламными затратами те, которые не являются таковыми, а относятся к другим средствам продвижения, а также в списке не охвачены все средства коммуникаций, в том числе и рекламные.

  1. При применении упрощённой системы налогообложения, объектом налогообложения которой являются доходы, уменьшенные на величину расходов, из всевозможных маркетинговых затрат признаются только расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания. То есть, при применении упрощенной системы налогообложения, как и при общей системе налогообложения, перечень затрат на маркетинговую деятельность организации слишком узкий и в данном случае включает только затраты на рекламу. Учёту не подлежат затраты на проведение маркетинговых исследований, на иные виды продвижения товаров. [23.C.110]

Таким образом, вопросы документального подтверждения, экономического обоснования и состава расходов на такие аспекты маркетинговой деятельности, как проведение маркетинговых исследований и осуществление коммуникационной деятельности организацией требуют корректировок в налоговом законодательстве. [21]

Для устранения указанных проблем экономической обоснованности и документальной подтверждённости затрат на маркетинговую деятельность организации нами предлагаются следующие поправки в Налоговый кодекс РФ: