Файл: Вопросы налогообложения по осуществлению рекламной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

введение

Налогообложение субъектов рекламной деятельности в России недостаточно урегулировано нормами налогового законодательства. Так, в налогово-правовых нормах отсутствуют четкие и однозначные формулировки понятия «расходы на рекламу», используемого в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость, термина «наружная реклама», широко применяемого в нормах, регулирующих взимание единого налога на вмененный доход и т.п.

После отмены в 2005 году специфического отраслевого налога -налога на рекламу — нормативно-правовое регулирование налогообложения рекламной деятельности осуществляется в общем порядке лишь с некоторыми особенностями. Однако при всем многообразии данного вида деятельности, ее субъектов, а также форм рекламных услуг наблюдается недостаточная разработанность норм о налогообложении в сфере рекламы и рекламных услуг. В п. 6 ст. 3, п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. При этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Объектом исследования выступают общественные отношения, которые складываются между субъектами, оказывающими рекламные услуги, и государством в лице налоговых органов по поводу уплаты налогов.

Предмет исследования составляют применимые к объекту исследования нормы финансового, налогового, а также иных смежных отраслей и подотраслей права, подзаконные нормативные акты, акты правоприменительной практики, научные концепции и разработки, содержащиеся в правовой и экономической литературе.

Цель работы – изучение концептуальных подходов к решению проблем правового регулирования налогообложения субъектов, оказывающих рекламные услуги.

В соответствии с целью определяются следующие задачи исследования:

изучить понятие и сущность правового регулирования рекламной деятельности;

  • охарактеризовать налогообложение субъектов рекламных правоотношений;
  • определить проблемы реализации принципа налогообложения в рекламной деятельности;
  • рассмотреть взаимосвязь антикризисной политики государства с налогообложением рекламной деятельности;
  • предложить пути совершенствования налогового законодательства в сфере налоговой и маркетинговой деятельности.

При написании работы применялись методы анализа литературы, синтеза и обобщения.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Нормативные и теоретические аспекты налогообложения рекламной деятельности

1.1. Понятие и сущность правового регулирования рекламной деятельности

В России почти весь советский период не осуществлялось правовое регулирование рекламной деятельности. В СССР рекламы практически не было, потому что отсутствовала конкуренция как таковая. Не мог считаться рекламой в тот период, к примеру, лозунг «летайте самолетами Аэрофлота», поскольку Аэрофлот был единственной компанией, осуществляющей авиаперевозки пассажиров в нашей стране. В тот период не было рынка авиационных услуг, а, следовательно, и объекта рекламирования, нуждающегося в продвижении его на рынке в условиях конкуренции. Или: "Храните деньги в сберегательной кассе" - потребители были лишены права выбора, поскольку единственным банком был Госбанк [23.C.14].

В период перестройки в конце 80-х годов ХХ в. произошел первый рекламный бум. И лишь 22 марта 1991 года был принят Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" [25.C.65], который ввел запрет в отношении недобросовестной конкуренции в форме распространения дискредитирующей информации о конкуренте и его продукции. В том же 1991 году был принят следующий закон, регулировавший рекламную деятельность «О средствах массовой информации» [7], а в 1993 году Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», который в настоящее время утратил силу.

Специальное правовое регулирование рекламной деятельности началось с Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы". Затем впоследствии впервые был принят Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» и с 13 марта 2006 г. - Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» [3] .


Регулирование рекламной деятельности на рынке не будет эффективным без четких границ определения легальности рекламы. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» [3] под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. [12.C.1]

Реклама распространяется субъектами предпринимательской деятельности в целях извлечения прибыли, поэтому, думается, что в ст. 3 Закона необходимо внести изменения с тем, чтобы уточнить цели рекламы.[3]

Следовательно, рекламу следует определять, как информацию, призванную в целях извлечения субъектом предпринимательской деятельности прибыли побуждать неопределенный круг лиц к вступлению в правоотношения. [13.C.8]

Важной составляющей определения рекламы, является то, что она предоставляется не конкретным лицам, в качестве получателей этой информации, а неопределенному кругу лиц, то есть эта информация должна быть не персонифицированной.

Пункт 1 ст. 437 ГК РФ [2] определяет рекламу как «приглашение делать оферты». Вместе с тем, рекламу следует отличать от оферты. И так как если офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение, то реклама обращена к неопределённому кругу лиц, и цель её не сообщение о важных условиях договора, а информация потребителям о товаре и его основных свойствах.

Реклама отличается и от публичной оферты, установленной п. 2 ст. 437, ст. 494 ГК РФ [2], поскольку она и предназначена для неопределенного круга лиц, но должна содержать все существенные условия договора розничной купли-продажи. Вместе с тем, понятия рекламы и публичной оферты могут совпадать при рекламировании автомобилей, сотовых телефонов, телевизоров, холодильников и других товаров, в которой важным компонентом служит информация об их стоимости, возможности их потребления с сезонными скидками. Данная информация часто сопровождается оговорками «предложение действительно до какой-то даты», поскольку при отсутствии такой оговорки и в соответствии со ст. 11 Закона реклама признается офертой, в качестве публичной оферты действительна в течение 2 месяцев со дня ее распространения при условии, что в ней не указан иной срок. [3]


Также, помимо вышеназванного ФЗ «О Рекламе» следует выделить нормативные документы, отражающие общие вопросы рекламы, специальное правовое регулирование по отношению к общему, базовому законодательству о рекламе.

Так, Закон Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» [7] определяет, что реклама в средствах массовой информации распространяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе. В свою очередь, реклама табака и табачных изделий, как сказано в статье 5 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» [8], осуществляется в соответствии с законодательством РФ о рекламе. В то же время Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [10] в понятие комплекса мер по продвижению туристического продукта включает его рекламу, что указывает на отсылочный характер данных положений, обращенных к использованию нормативных ресурсов ФЗ «О рекламе».[3]

Имеются также отдельные нормативные акты, регулирующие вопросы размещения наружной рекламы. Особенности рекламы на дорогах и технических конструкциях на проезжей части определяет ГОСТ Р 52044-2003 «Государственный стандарт Российской Федерации. [13.C.7]

Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Согласно Приказу Минрегиона России от 27.12.2011 № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований», устанавливаются элементы благоустройства территории, в том числе наружной рекламы и информации. [20.C.18]

Можно также выделить подзаконные акты, направленные на защиту интересов населения при осуществлении отдельных видов деятельности, в том числе имеющих своим результатом влияние на здоровье граждан. Таким документом можно назвать, например, Указ Президента РФ от 17.02.1995 № 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» [11], запрещающий распространение в средствах массовой информации рекламы: целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины и другими традиционными методами и не имеющих соответствующих разрешений.

Действующее законодательство устанавливает различные требования к содержанию и распространению рекламной информации. Общие требования относятся к формам и способам ее распространения, независимо от предмета и круга потребителей, на которых она рассчитана. Также указанные требования применимы к понятию ненадлежащей рекламы, которая не соответствует требованиям законодательства РФ. [21.C.9]


Если прежнее законодательство устанавливало такие виды ненадлежащей рекламы, как недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и скрытая, то в настоящее время установлено лишь два вида ненадлежащей рекламы: недобросовестная и недостоверная. Однако для того чтобы не допустить и предупредить причинение вреда потребителям рекламы, необходимо включить в Закон о рекламе правило, которое содержалось в Законе 1995 года, о недопустимости рекламы, побуждающей к опасным действиям и возбуждающей панику. [14.C.11]

В юридической литературе существует мнение, что всякая реклама есть результат творческого труда.

Например, Е. Свиридова отмечает, что, если представление лишено творческого характера и не индивидуализирует позиционируемый товар, услугу, производителя и др., оно будет неким иным явлением общественной жизни, правовой действительности или экономического оборота, но не рекламой [20.C.65]. С точкой зрения указанного автора нельзя полностью согласиться.

Любая реклама, несомненно, индивидуализирует позиционируемый товар, услугу или производителя, но не каждая реклама является результатом творческого труда.

В пункте 6 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе предусмотрено, что Закон не распространяется на объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, и значит, объявления физических или юридических лиц, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, являются рекламой. [18.C.6]

К примеру, если индивидуальный предприниматель на берегу моря построит коттедж и даст объявление в газету «Сдаю отдыхающим номера на берегу моря» и укажет свое имя, адрес и номер телефона, это объявление будет признано рекламой. Но реклама эта не имеет творческого характера.

Конкуренция между производителями товаров и услуг вынуждает для привлечения внимания потребителей к товарам или услугам придумывать оригинальные рекламные ходы. В то же время не каждая реклама - результат творческого труда [14. C.19].

С развитием электронной коммерции особую актуальность в настоящее время приобретают вопросы защиты правообладателей от действий недобросовестных конкурентов [13.C. 102].

К примеру, отдельные предприниматели включают в текст своих рекламных объявлений товарные знаки иных лиц (как правило, конкурентов) и определяют свою аудиторию путем выбора таких ключевых слов, которые охраняются законом в качестве товарных знаков. Такие действия вызвали недовольство у правообладателей, что послужило поводом для ряда судебных дел о защите исключительных прав и недобросовестной конкуренции [23.C.7].